Жестокость – необходимая реальность? Два товарища полвека спустя

Сегодня мы рассказываем об одном из самых ярких историко-революционных фильмов советского кино – «Служили два товарища».
Дважды юбилейный фильм
Премьера кинокартины режиссёра Евгения Карелова «Служили два товарища» состоялась 21 октября 1968 года. В те годы фильмы принято было снимать к круглым датам, а у сразу полюбившейся массовому зрителю истории о приключениях фронтового кинооператора в Гражданскую войну было сразу два повода начать съёмки с неплохим финансированием. Историко-революционная тема была востребована и после того, как в 1967-м с размахом отметили 50-летие Октябрьской революции. А в 1969 году широко праздновали полувековой юбилей советского кино. Отсюда и хорошо заметные сегодня странности сюжета, в котором видную роль в разгроме войск барона Врангеля сыграла именно киносъёмка. «Кино – это же большое дело!» – говорит в картине герой Анатолия Папанова, командир полка. И говорит он в духе известных тогда каждому слов Ленина, висевших в виде лозунга во многих кинотеатрах – о том, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Во всём же остальном фильм, посвящённый Перекопско-Чонгарской операции войск Южного фронта РККА против Русской армии Врангеля и последующей Севастопольской эвакуации белых, примечателен своим подходом к историческим событиям и теми художественными решениями, которые его реализуют. Посмотрим, чем эти подходы обусловлены. Часто для понимания фильма недостаточно лишь посмотреть киноленту – необходимо учесть, кто ее создал.
Сценарий к «Служили два товарища» – результат совместной работы двух друзей, Юлия Дунского и Валерия Фрида. Их объединяло очень многое: вместе учились в школе и сценарном факультете ВГИКа, уход добровольцами на фронт в 1944-м, арест в том же году по обвинению в подготовке покушения на самого товарища Сталина, лагеря, поселение в Коми АССР, реабилитация в 1956-м и возвращение в Москву в 1957 году. При учёте этих фактов намного глубже оказывается комический, казалось бы, диалог между Андреем Некрасовым, героем Олега Янковского, и Иваном Карякиным, сыгранным Роланом Быковым: «Тюрьмы мы, конечно, позакрываем… Ну, одну всё же оставим. Для мировой контры, туда-сюда. А прочие все – на слом! Кого в них сажать-то?» - «Найдётся кого».
Белые тоже люди
В конце 1960-х годов, когда советская власть, как казалось, победила навечно, в кино могли уже позволить себе показать врагов этой власти с более-менее человеческим лицом. Отталкиваясь от этого, Карелов, Дунский и Фрид создали по-настоящему масштабную картину, и речь идёт не столько о массовых и батальных сценах (а они и сегодня впечатляют), но и о масштабе отражения человеческих судеб. За 93 минуты фильма зритель видит три различные группы участников Гражданской войны – красные, белые, зелёные (махновцы) – и каждую представляют сложные по натуре персонажи, не позволяющие дать им однозначную оценку.
Не являются совершенными героями даже побеждающие Врангеля красные: они могут быть в чем-то неправы, совершать ошибки, терпеть неудачи. Не являются, как в прежних советских фильмах, совершенными злодеями белые – среди них есть как люди нелепые и изнеженные, так и весьма достойные и заслуживающие уважения. Особенно выделяется поручик Александр Брусенцов, талантливо сыгранный Владимиром Высоцким, его образ – это образ антигероя, человека, имеющего свою правду и готового стоять за неё до конца. Более карикатурно показаны махновцы – сцены с их участием обычно комические – но и зелёные, в конечном счете, производят впечатление людей, которых в данное время и данное место привела жизнь.
Кино на все времена
Жестокость, один из главных реальных исторических признаков Гражданской войны, в фильме изображается не как черта врагов, а как объективная реальность: никто не испытывает сомнений в своей правоте, не чувствует себя виноватым в жертвах, не являвшихся необходимыми – ни поручик Брусенцов, по чистой нелепости убивший сослуживца («Да много вы понимаете! Да. По-идиотски убил приятеля… Так ведь и время идиотское!»), ни Карякин, самовольно (быть может, и без основания, судя по его поспешному осуждению Некрасова) расстрелявший военспеца, ни остальные герои. И даже финал, должный, кажется, поставить яркую – триумфально-героическую – точку в истории, поставил скорее задумчивое многоточие: да, Крым красный; а вот идут парадом улыбающиеся бойцы, снятые на пленку рукой уже погибшего оператора Некрасова, и пойдут они после парада в бой против… Против кого? Таких же людей – верящих в свои идеалы, умеющих любить, но – отчаянно наблюдающих, как надежды рушатся…
Фильм «Служили два товарища» не только раздвинул полвека назад рамки традиционного советского фильма о Гражданской войне. Наш сегодняшний взгляд на те события не так уж сильно отличается от тех мотивов, которые вложили в него тогда создатели картины, а в сочетании с яркой игрой целого созвездия замечательных актёров делает старый фильм вполне пригодным, чтобы предложить его и сегодняшнему зрителю к 100-летию революционных событий.
Новое
Видео
курс "История за 1 минуту" о Петре I
Пётр I
10 апреля 1944 год Освобождение Одессы
10 апреля 1944 года войска одессита генерала Малиновского освободили Одессу от фашистов. Над Оперным театром был поднят красный флаг. Одесса одной из первых получила высокое звание «Город-Герой»
Предвоенная суета. Театр абсурда (видеоблог Петра Романова)
Предвоенная суета. Театр абсурда (видеоблог Петра Романова)