Степные соседи Древней Руси
Хазары, печенеги, половцы, а затем и монголо-татары – вся история средневековой Руси, особенно южных и юго-восточных княжеств, тесно связана со степью и племенами, её населявшими. Славяне и кочевники враждовали, вступали в династические браки, сообща выступали против общих противников: связи были настолько тесными, что историю Древней Руси и Степи сложно представить обособленно друг от друга.
Предшественники хазар: авары и венгры
Ещё до летописного призвания варягов и прибытия в Северную Русь Рюрика со своей дружиной славянские племенные союзы были тесно связаны со степными племенами. Ещё со времён знаменитого Великого Переселения Народов степи Южной Руси были одним из основных маршрутов, по которым кочевники, теснимые на востоке другими народами, шли в Европу и вызывали сильнейшие социальные и политические катаклизмы (мы знаем, какую роль сыграли гунны в падении Римской империи). В Восточную Европу одни за другими проникали авары, болгары, венгры и завоёвывали себе место под солнцем. Кто-то весьма удачно, кто-то спустя некоторое время канул в лету. В славянских письменных источниках даже сохранился фразеологизм, посвящённый аварам: «погибоша, аки обры».
Авары не пересеклись с восточными славянами, но сильно досаждали западным, какое-то время те даже были вынуждены платить кочевникам дань. Борьба за независимость шла с переменным успехом, но аварский каганат погиб под ударами франков и императора Карла Великого.
В VIII веке восточные славяне столкнулись с могущественным конгломератом кочевых и полукочевых племён, возглавляемым хазарами. Хазарский каганат был сильным государством, богатевшим на торговле с Византией и странами Востока. Часть славянских племён платили дань восточным соседям (в частности, поляне и радимичи). Однако ко времени появления Рюрика и, позднее, единого Древнерусского государства каганат погрузился в глубокий политический кризис – падение хазар стало делом времени. Решающая роль в их разгроме принадлежала Рюриковичам: сначала Святослав Игоревич, а потом и Владимир Святославич в X веке совершили ряд походов вглубь степи, дойдя в том числе и до столицы каганата, Итиля, и разгромили противника.
Падение Хазарского каганата имело серьёзные последствия. Исчезновение сильного степного государства открыло дорогу на восток для кочевых племён, с которыми столкнулась Русь уже в XI веке. Первыми из них были печенеги.
Печенеги: между Русью и Византией
Тюркские племена печенегов появились на границах Руси уже в IX веке – письменные источники сообщают, что ещё полулегендарный киевский князь Аскольд столкнулся с ними. После исчезновения Хазарского каганата они стали доминирующей степной силой и включились в перипетии международных отношений в регионе – этому способствовало их положение между Русью и Византией. Греческие базилевсы активно использовали печенегов в борьбе с Рюриковичами. Впрочем, и сами русские князья часто нанимали кочевников и выступали бок о бок с ними в сражениях с ромеями: так случилось, например, во время битвы при Аркадиополе в 970 году.
На протяжении нескольких десятков лет русские князья с переменным успехом боролись с кочевниками. Владимир в 992 году нанёс поражение степнякам в битве на Трубеже, однако спустя 4 года печенеги взяли реванш у Васильева. Окончательному разгрому восточных соседей мешали междоусобицы, в которых те принимали активное участие – так, во время распри между Ярославом и Святополком они выступили на стороне последнего. Ставка не сыграла. Уже в 1036 году состоялась кульминация противостояния Киева и печенегов. Кочевники осадили столицу страны, однако подошедшие на помощь войска Ярослава Мудрого нанесли им сокрушительное поражение, от которого те не смогли оправиться. Летописи больше не сообщали об их нападениях на русские города.
Поражение в противостоянии с Русью стало причиной переселения в северо-западное Причерноморье. Началась новая, недолгая, глава в истории кочевников – противостояние с Византией. Под давлением появившихся в XI веке в степи половцев печенеги в 1046 году вторглись в пределы империи в Болгарии, однако были разгромлены. Часть племён ушла в Венгрию, часть осела в Византии, поступив на службу к базилевсам на правах конфедератов. Последнее столкновение греков и печенегов состоялось в 1091 году – византийцы в союзе с половцами наголову разбили кочевников у стен Константинополя, после чего победители обрушились на обозы с семьями побеждённых. Дочь императора Алексея I, Анна Комнина, писала об этих событиях: «В тот день произошло нечто необычайное: погиб целый народ вместе с женщинами и детьми, народ, численность которого составляла не десять тысяч человек, а выражалась в огромных цифрах».
Печенеги перестали существовать, хотя память о них долго жила и в Византии, и на Руси. Часть кочевников, которая осталась на границах Древнерусских княжеств, приняла вассальную присягу и превратилась в знаменитых «чёрных клобуков», активно участвовавших в политической и военной жизни страны.
Половцы: противники и союзники
После поражения печенегов, нанесённого Ярославом Мудрым, степь не осталась пустой. Им на смену пришли другие кочевники – половцы. Первая встреча русских и новых хозяев степных просторов, зафиксированная в летописях, состоялась в 1055 году. Хан Болуш и переяславский князь Всеволод Ярославич мирно обменялись символическими дарами. Однако уже спустя 6 лет территория княжества подверглась сильному разорению кочевниками – многолетнее противостояние Древней Руси и половцев начало набирать обороты.
Примечательно, что, в отличие от отношений с печенегами, русско-половецкие связи в меньшей степени носили воинственный характер. Конечно, кочевники часто досаждали приграничным княжествам и наносили значительный урон русским территориям – так, после крупного поражения на реке Альте в 1068 году киявляне, недовольные политикой своих князей, попросту восстали и посадили на престол Всеслава Полоцкого, «князя-оборотня». Бывали случаи и широких княжеских коалиций против восточных соседей: так, например, в конце XII века силы, возглавляемые киевским князем Святославом Всеволодовичем, разгромили половцев хана Кобяка. Под влиянием этого триумфа спустя некоторое время свой поход в степь организовал северский князь Игорь Святославич – эта акция окончилась поражением и стала источником одного из самых известных произведений древнерусской светской литературы, «Слова о полку Игореве». Однако половцы чаще, чем их кочевники-предшественники, участвовали в междоусобных войнах древнерусских государей. Оно и понятно: в эпоху раздробленности Рюриковичи неустанно искали помощи в борьбе против своих родственников.
Именно поэтому русские князья часто скрепляли союзнические отношения со степными ханами с помощью династических браков. Причём в подавляющем большинстве случаев на Русь приезжали дочери знатных половцев: например, знаменитый основатель Москвы Юрий Долгорукий, стремясь заручиться поддержкой хана Аепы, взял в жёны его дочь, имя которой, к сожалению, история не сохранила. Княжны же в степь не отправлялись: русские князья считали половецких коллег влиятельными, но не равными себе.
В первой половине XIII века половцы сталкиваются с новым противником, попавшим в степи с юга, со стороны Кавказских гор – монголами. Джэбэ и Субэдей, военачальники и вассалы Чингисхана, напали на племена алан, которые позвали своих союзников-половцев. Однако с помощью хитрости и богатых даров монголы заставили кочевников уйти, оставив своих братьев по оружию один на один с могучим врагом. Впрочем, купить перемирие у половцев не получилось – после разгрома алан захватчики принялись за кочевников. Те, столкнувшись с невиданной доселе угрозой, обратились за помощью к русским князьям. Такова печальная предыстория известной битвы на реке Калке, состоявшейся в 1223 году и закончившейся разгромом союзных сил.
Эта битва стала началом конца половцев, которые не могли сопротивляться монгольским ордам. Терпя поражение в битвах, многие из них предпочли покинуть южнорусские степи. На Кавказе, на Руси, в Болгарии и Византии можно было встретить представителей некогда могучего кочевого народа. Половцы оказались даже в Египте, где стали наёмниками султана и примкнули к влиятельному военному сословию, мамлюкам. Оставшиеся же в Золотой Орде постепенно ассимилировались с другими пришельцами тюркского происхождения.
***
Печенеги и половцы прочно стали частью исторической памяти. Первые, согласно распространённой теории, дали начало народности гагаузов, а вторых можно считать одними из предков современных башкир, казахов, ногайцев, узбеков – так или иначе, в их венах течёт кровь средневековых кочевников.
Обложка: В.М. Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880 год. Из собрания Третьяковской галереи
Источник: https://my.tretyakov.ru