Краткий курс истории. Спор двух календарей

10/4/2017

4 октября 1582 года Папа Римский Григорий XIII ввел григорианский календарь, заменивший календарь юлианский, следующий день объявлялся 15 октября. В течение последующих месяцев, лет и столетий многие страны перешли именно на его использование.

Безальтернативный Цезарь

Первым наиболее точным солнечным календарем, которым пользовались в Древнем Риме и государствах, сложившихся на его обломках, был юлианский календарь. Его создали астрономы Гая Юлия Цезаря (отсюда название календаря) еще во времена его правления, в середине I века до н. э. Разрабатывая новую систему летоисчисления, они ориентировались на последовательное прохождение Солнцем точки равноденствия. По такой системе год составлял 365 дней, а каждый четвертый год объявлялся високосным. Более полутора тысяч лет никому не удавалось предложить юлианскому календарю достойной альтернативы.

Краткий курс истории. Спор двух календарей

Пасхальная строгость

В XVI веке н. э. Папа Григорий XIII обратил внимание на то, что, согласно юлианскому календарю, Пасха (праздник Воскресения Христова) ежегодно выпадает на разные дни недели, хотя должна праздноваться именно в воскресенье. То есть стало заметно, что день весеннего равноденствия смещается. В результате был разработан григорианский календарь. Он, так же как и юлианский, был солнечным и насчитывал 365 дней в году. Отличие состояло в определении високосного года. По григорианскому календарю, если год заканчивался на 00 и не делился на 400 без остатка, то это был не високосный год. Например, год 1800- и 2100-й – не високосные, а 1600-, 2000- и 2400-й – високосные. В остальных случаях каждый год, кратный четырем (но не кратный 100), – високосный.

Краткий курс истории. Спор двух календарей

Календарные споры

Два календаря продолжили существовать параллельно, хотя в большинстве стран использовался именно григорианский. Православная церковь продолжает руководствоваться юлианским календарем, учитывая богословскую сторону вопроса. Согласно Апостольским правилам, не допускается празднование христианской Пасхи до иудейской, а григорианский календарь нарушает эту последовательность. При этом Католическая и Протестантские церкви руководствуются григорианским календарем. Однако григорианский календарь является общепринятым для всех стран мира при международных отношениях.