Советский гамбургер «имени Микояна». Рождение фастфуда в СССР
В 1990 году в СССР открылся первый «Макдоналдс». Перед входом в ресторан быстрого питания на Пушкинской площади выстраивались гигантские очереди, а внутри помещения яблоку было негде упасть. Однако главное блюдо из типичного меню фастфуда не было новинкой для москвичей – гамбургер в Советском Союзе знали с 1930-х годов. Назывался он тогда московской или «микояновской» котлетой
Из «хамбургера» – в «московскую котлету»
Первый в мире гамбургер приготовили в конце XIX века, но настоящую популярность он обрел после Великой депрессии в США. Росло число заводов, рабочим нужна была калорийная и вкусная еда, перекусить которой можно за несколько минут. К разработке «идеального» блюда американцы даже привлекали ученых. Физиолог Джесси Макклендон провел однажды смелый эксперимент. Студенту-добровольцу он предложил в течение тринадцати недель питаться только бургерами и запивать их водой. Исследование проводилось на базе университета Миннесоты. Спустя три месяца выяснилось, что кардинальная смена рациона не повредила молодому человеку, и гамбургер стали рекламировать как лучшую пищу для представителей рабочего класса.
Цель накормить рабочих чем-то особенным стояла и перед советским правительством. В 1936 году по поручению И.В. Сталина в США едет нарком пищевой промышленности Анастас Микоян – главный ценитель новых технологий и рецептов. На улицах Нью-Йорка он заметил стационарные точки общепита, где продавались бургеры. «Привлекло наше внимание массовое машинное производство стандартных котлет, которые в горячем виде продавались вместе с булочкой – так называемые «хамбургеры» – прямо на улице в специальных киосках… Котлета поджаривается с одной стороны, затем переворачивается на другую сторону – и в течение нескольких минут она готова. У этого же продавца имеются булочки. Он разрезает булочку, кладет внутрь котлету, добавляет томат, ломтик соленого огурца или горчицу, и вот вам горячий бутерброд. Для занятого человека очень удобно», – делился впечатлениями Микоян. Посещая в основном консервные заводы, занимающиеся обработкой мяса и овощей, нарком уже держал в голове идею о массовом производстве гамбургеров в СССР. Он распорядился о закупке машин для быстрого приготовления котлет. Всего за год в Советском Союзе развернули масштабное производство собственного оборудования. В 1937 году на улицах крупных городов установили киоски с электрическими или газовыми жаровнями, продававшие «Горячие московские котлеты».
Опередившие «Макдоналдс»
Анастас Микоян остался чрезвычайно доволен своей находкой. «Продажа горячих котлет была встречена у нас очень хорошо потребителями, и торговля пошла бойко», – рассказывал он. Цену на «советский бургер» установили весьма демократичную – всего 50 копеек. В пересчете на центы он получался даже дешевле американского. Несмотря на то, что технология приготовления гамбургера была универсальной (замороженные котлеты и свежие булочки с утра развозили по киоскам), по виду он все же отличался от своего заокеанского «собрата». Котлету клали между ломтями хлеба, однако они не были круглыми. К тому же булочки могли быть как пшеничными, так и ржаными. Другое важное отличие советского гамбургера заключалось в его подаче. В 1930-х американцы еще не придумали «классическое» сочетание бургера и кока-колы, да и напитки продавали отдельно от еды. Анастас Микоян во время зарубежного визита пристально изучал технологию производства лимонадов и даже попытался выведать несколько рецептов. Увы, ему были предложены лишь поставки концентрата. Пришлось действовать своими силами. В советских киосках «московские котлеты» продавали вместе с газированным напитком – в будущем эта практика, как известно, распространится по всему миру.
В одном из выступлений Микоян подвел первые итоги эксперимента с быстрым питанием в столице. По его словам, ежедневно москвичи потребляли более четырехсот тысяч горячих котлет. Этот показатель, вероятно, увеличивался бы с каждым годом, но началась Великая Отечественная война. Киоски закрылись, и в дальнейшем отрасль быстрого питания возрождали практически «с нуля». «Микояновская котлета», в свою очередь, «потеряла» булочку и стала обычным полуфабрикатом. Век ее, впрочем, оказался на удивление долгим. В «Книге о вкусной и здоровой пище», неоднократно переизданной в советское время, встречается такой пассаж: «Московская котлета, по форме круглая, весит 50 г. Хорошей, свежей, освобожденной от жил говядины в ней 25 г, жира 4,47 г, хлеба пшеничного 7 г, сухарной муки (для панировки) 2 г, лука 0,5 г, перца молотого 0,03 г, соли 1 г, воды 10 г». Десятилетиями эта котлета подавалась в столовых, ресторанах и «кулинариях».
Эпоха «быстрого питания»
Судьба фастфуда на Западе тоже оказалась непростой. «Золотой век» гамбургеров начался лишь со второй половины 1940-х годов и связан с развитием автомобильного транспорта. Вдоль дорог открылись забегаловки, где еду можно было купить за пару минут и съесть, не выходя из машины. В 1948 году братья Морис и Ричард МакДональд решили изменить концепцию своего заведения. Некогда обычная харчевня в небольшом калифорнийском городке превратилась в ресторан быстрого питания. Теперь здесь не было ни официантов, ни сложных блюд, ни бьющейся посуды. Кухня МакДональдов походила на конвейер: один сотрудник отвечал за жарку котлет, другой намазывал соус, третий упаковывал заказ и выдавал его клиенту. Примеру предпринимателей из Калифорнии последовали владельцы других ресторанов, увеличив свою прибыль в несколько раз.
В СССР заведения быстрого питания стали популярны в эпоху «оттепели». В 1957 году в Москве открылась первая чебуречная «Дружба». Чебурек в среднем стоил около 15 копеек. Для тех, кто предпочитал другие блюда, работали пельменные, шашлычные, пышечные, самсаканы и лагманканы. Перекусывали в таких заведениях почти «на ходу»: стульев не было – только столы с высокими ножками. Под столешницей было место для портфеля или шапки. С 1960-х годов ассортимент советских кафе пополнился давним «конкурентом» гамбургера – хот-догом или сосиской в тесте. В годы «перестройки» в Советском Союзе открывались кафе «Минутка» – типовые заведения с внутренним двориком, где в теплое время года посетители ели на свежем воздухе. В «Минутке» продавали бутерброды, пирожные, чебуреки и соки.