Соединённые Штаты: путь к процветанию и обратно

4/17/2024

Выйдя из Первой мировой войны главным ее бенефициаром, во втором десятилетии XX века Соединённые Штаты Америки пережили невиданный экономический бум. Страну заполонили автомобили и разнообразная бытовая техника, а банки наперебой предлагали заманчивые потребительские кредиты. Американский доллар сверг британский фунт стерлингов с пьедестала главной мировой валюты. В то время как Европа с трудом восстанавливала свою промышленность, Америка вступила в эпоху просперити (prosperity – англ. «процветание»). В среду 23 октября 1929 года старейший либеральный еженедельник «The Nation» вышел под заголовком «Процветание: хотите – верьте, хотите – нет». Однако на следующий день случился знаменитый «Чёрный четверг», положивший начало Великой депрессии.

США и итоги Первой мировой войны

Напрямую США вступили в мировую войну 6 апреля 1917 года. С октября того же года американские экспедиционные силы под руководством генерала Джона Першинга численностью почти в полтора миллиона человек участвовали в боях и в итоге помогли склонить чашу весов на сторону Антанты. Но важнейшим результатом для Америки стала не победа над Германией, а крах британской мировой гегемонии. Потрёпанная «владычица морей» потеряла свои торговые, финансовые и промышленные позиции, США же, напротив, в полтора раза нарастили экспорт, а промышленное производство выросло на 20% (по некоторым позициям – в разы).

Американские солдаты на фронте. Франция, 1918 год.

Америка сохранила золотой стандарт (в 1918 году 45% мировых запасов золота находилось в США) и выдавала займы почти всем европейским странам, от Великобритании до Сербии. В 1914 году государственный долг США составлял примерно 3 млрд долларов, или 93 млрд по курсу 2023 года, а уже к 1920 году американскому правительству и банкам только европейцы задолжали около 20 млрд долларов, или 307 млрд по курсу 2023 года. Резкое ослабление ведущих европейских держав – Германии, Великобритании, Франции, России – и уверенный подъём Америки привели к тому, что к 1920 году страна всего с 6% населения планеты контролировала почти половину мировой промышленности. «Нам предстоит финансировать мир, – заявлял президент Вудро Вильсон, – а, значит, и руководить им».

Политический аспект

Однако, как отмечают исследователи, Великобритания уже не могла, а Соединённые Штаты ещё не хотели править миром. В январе 1921 года вместо сторонника глобального управления демократа Вудро Вильсона президентский пост занял республиканец Уоррен Гардинг, сторонник изоляционистской политики. США отказались вступать в Лигу Наций. Национальный интерес сместился на Западное полушарие и Тихоокеанский регион. Главной проблемой здесь была растущая мощь Японии. Американская дипломатия решила разыграть карту мира и сдержать Токио путём ограничения морских вооружений. Вашингтонский договор 1921 года утвердил паритет флотов великих держав в крупных боевых кораблях, при этом японцы могли иметь линейный флот численностью не более трети от американского.

Британская карикатура 1919 года на президента Вудро Вильсона, дарующего голубю мира оливковую ветвь с надписью «Лига Наций». Последний явно озадачен столь тяжёлой ношей.

Другим достижением американской внешней политики стал пакт Бриана – Келлога об отказе от войны как средства урегулирования международных споров, подписанный в августе 1928 года. Вскоре к нему присоединились почти все государства, включая СССР. Но оговорки, допущенные каждой страной при ратификации, нивелировали этот пацифистский документ.

Во внутренней политике эпоха просперити запомнилась громкими коррупционными скандалами в администрации Уоррена Гардинга, благоприятствованием монополиям в администрации его преемника Калвина Кулиджа, самодовольным благодушием Герберта Гувера в начальный период его правления. Примечательно, что, несмотря на экономический бум 1920-х гг., все трое – и Гардинг, и Кулидж, и Гувер – имеют в США стойкую репутацию худших американских президентов XX века.

Экономический аспект

Высокие темпы роста национального благосостояния США не зависели от хозяина Белого дома и объяснялись невероятно удачной конъюнктурой внешних рынков, концентрацией капитала и стремительным подъёмом новых отраслей промышленности – автомобильной, алюминиевой, авиационной, радиоэлектронной и т.п. В 1920-е гг. в Америке производилось до 85% мирового объёма автомобилей, большинство из которых приходились на концерны «Форд», «Дженерал Моторз» и «Крайслер». Повсеместно внедрялись электрификация, автоматизация, стандартизация. Это позволило значительно сократить себестоимость и значительно нарастить производство. Безработица сократилась до 3,5% – одного из самых низких показателей в XX столетии.

Сборочная линия на одном из автомобильных заводов Генри Форда

Развитие кредитной линии позволило многим простым американцам приобрести холодильники, пылесосы, стиральные машины, автомобили и даже загородные дома. Но наибольший ажиотаж вызывали акции и ценные бумаги: с декабря 1924 по октябрь 1929 гг. их стоимость на нью-йоркской бирже возросла втрое. Всевозможные аналитики убеждали обывателей, что это самый быстрый и самый верный способ обогащения, и многие прислушивались к советам «волков с Уолл-стрит».

Культурный аспект

Годы просперити проявились также в небывалом расцвете американской литературы, джазовой музыки, кинематографа. Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Фрэнсис Скотт Фитцджеральд, Джон Стейнбек, Теодор Драйзер и другие создавали романы высочайшего уровня. Всемирную известность получили Луи Армстронг, Бенни Гудман, Дюк Эллингтон, Бинг Кросби и другие джазмены.

Джазовый ансамбль Дюка Эллингтона (за клавиатурой).

Небывалого успеха добилось американское кино – в эти годы закладывался фундамент «золотого века» Голливуда. Появились такие кинокомпании как «Уорнер Бразерс», «Метро-Голден-Мейер» и «Коламбия Пикчерз», взошли такие звезды как Рудольф Валентино, Мэри Пикфорд, Бастер Китон, расцвёл талант Чарли Чаплина, появился звук. Образованная в 1927 году Академия кинематографа учредила знаменитую премию «Оскар».

В кинематограф, приносивший внушительную прибыль, вкладывались миллиарды. Столь обширный бизнес действовал как конвейер – каждый год выпускалось свыше 500–600 кинокартин. Никто и ничто так не способствовали популяризации американского образа жизни в межвоенные годы как Голливуд.

Уничтожение нелегального алкоголя под надзором полиции в Нью-Йорке

Ещё одной культурной и в то же время социальной, экономической и криминальной чертой эпохи просперити стал «сухой закон», действовавший с 17 января 1920 по 5 декабря 1933 гг. Запрет на производство и продажу алкоголя привёл к расцвету бутлегерства, контрабанды и мафиозных группировок. Слава чикагского гангстера Аль Капоне – одного из олицетворений той эпохи – берет своё начало именно в «сухом законе».

Биржевой крах и Великая депрессия

Бурная весёлая жизнь в погоне за прибылью оборвалась в последние дни октября 1929 года. К этому моменту 90% биржевых сделок носили спекулятивный характер, деньги утекали из промышленного и сельскохозяйственного секторов и оседали в карманах удачливых брокеров. Реклама «всеобщего благополучия» провоцировала американцев залезать в долги, дабы соответствовать предложенному стандарту. Долговые расписки росли со скоростью несущегося автомобиля, счастливому владельцу которого скоро нечего будет есть. К 1932 году национальный доход США упал вдвое, безработица взлетела до ужасающих 25%, лопнуло около 5000 банков, разорилось 32 000 предприятий.

Разорившийся игрок на бирже пытается продать свой автомобиль за 100 долларов

Всюду на улицах попадались бездомные, укрытые газетами, которые с издёвкой именовались не иначе как «гуверовским одеялом». Миллионы «вывешивали гуверовские флаги», демонстрируя вывернутые наизнанку пустые карманы. В 1932 году с помощью войск и танков власти подавили выступление голодных ветеранов войны в Вашингтоне, расстреляли голодный марш безработных в Детройте. Так заканчивалась эпоха процветания. Выборы 1932 года Герберт Гувер с треском проиграл кандидату от демократов Франклину Делано Рузвельту – теперь Америку ждал «новый курс».

Отношения США и СССР в 1920-е гг.

На эпоху просперити, хронологически совпадавшей с эпохой НЭПа, пришлись первые контакты Соединённых Штатов и Советской России. Америка крайне негативно восприняла большевистскую революцию, и контингенты американских войск совместно с союзниками в качестве противодействия Брестскому миру и «красному хаосу» весной 1918 года заняли Мурманск и Архангельск, в августе – Владивосток. Однако в 1919–1920 гг. американская интервенция закончилась.

Американский трактор «Фордзон» и его советские копии позволили тысячам колхозов по всему СССР перейти на механизированную обработку земли. Памятник, установленный в Санкт-Петербурге

По окончании гражданской войны первые контакты между государствами шли по линиям благотворительности и торговли. В 1921–1923 гг. Американская администрация помощи (American Relief Administration – ARA) приняла активное участие в ликвидации последствий голода 1921 года, организовывая столовые, приюты, медицинские пункты по всей стране. Несмотря на негативный настрой администраций Гардинга и Кулиджа, оживились экономические связи.

От года к году рос американский экспорт в СССР и советский экспорт в США, хотя в общем объёме торговли двух стран они были невелики: не более 150 млн долларов в год в совокупности. Ключевую роль в налаживании экономического сотрудничества сыграл бизнесмен Арманд Хаммер, который привёл в СССР одного из богатейших людей мира Генри Форда. Последний, несмотря на весь свой антикоммунизм, принял деятельное участие в строительстве советских автозаводов и являлся крупнейшим поставщиком сельскохозяйственной техники: с 1921 по 1927 гг. в Америке было закуплено более 24 000 тракторов марки «Фордзон».

Сближения и параллели

Как известно, история развивается по спирали. Соединённым Штатам в итоге удалось преодолеть последствия Великой депрессии, а Вторая мировая война на несколько десятилетий сделала их безусловным мировым гегемоном. Однако 3 октября 2008 года на фондовых рынках Америки произошёл обвал котировок акций сразу на 30–40%. Волна паники захлестнула все мировые биржи. Отправной точкой невиданного с довоенных лет падения стало банкротство крупного банка «Леман Бразерс». Сильные игроки спешно закрывали позиции на развивающихся рынках и уходили в доллар, следом резко возросли риски страхования и, как результат, пять ведущих инвестиционных банков США подверглись реорганизации. Банковский сектор зашатался, финансовый пузырь лопнул. До конца года обанкротилось 140 банков.

Банкротство крупного банка «Леман Бразерс» стало отправной точкой глобального кризиса 2008 года

Высокая интеграция американского капитала и прежде всего доллара в мировую экономическую систему вызвала серьёзнейший глобальный экономический кризис. Мировой ВВП сократился на 5,8%, а наибольший удар пришёлся на развивающиеся страны. И хотя Великая рецессия не пошла по пути Великой депрессии, – ее последствия удалось сгладить, – кризис 2008 года, по сути, стал началом конца глобальной гегемонии Соединённых Штатов, который мы наблюдаем в развитии. Необходимость пересмотра сложившейся мировой экономической модели с диктатом доллара на сегодняшний день становится всё более очевидной.

Источник обложки: https://theweek.com

2268