Сарра Фермор с портрета Вишнякова
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Н. Заболоцкий.
Одним из положительных результатов петровских преобразований можно назвать расцвет светской живописи в России в XVIII веке. Безусловно, живописцы изображали людей и до Петра, были парсуны, портретная живопись существует и в наше время, но именно в XVIII веке портреты стали выразительными, по ним можно судить о характере человека.
Один из самых известных портретов XVIII века – изображение Сарры Виллимовны Фермор работы Ивана Вишнякова, портрет датирован 1749-1750 гг. История самого живописца уже достойна упоминания, так как являет собой пример удивительного упорства – Вишнякову пришлось пробиваться к славе с самых низов. Тем не менее, на этот раз хотелось бы остановить фокус на самой героине портрета. С холста на нас глядит десятилетняя девочка. Взгляд Сарры Фермор пытливый и грустный. О чём же он говорит?
Дело в том, что в XVIII веке у детей фактически не было детства. Каждый ребёнок рассматривался как «маленький взрослый». Ровно с того момента, когда здоровье и развитие ребенка позволяли ему помогать взрослому по хозяйству, он, собственно, помогать и начинал. Кроме того, не будем забывать о том, что к середине XVIII века в России ещё не было женского образования – Смольный институт был открыт только в 1764 году. А значит, воспитание девочек в России зависело только от того, насколько богатыми и эрудированными были родители, чтобы нанять учителей. Но учителей могли нанять только аристократы, которым нужно было для девочек не столько образование, сколько воспитание: знание хороших манер, умение танцевать, способность поддержать разговор. Не стоит и удивляться тому, что российские аристократы предпочитали для своих дочерей модные лавки хорошему образованию.
Любая девица, родившаяся в дворянском семействе, должна была уметь присматривать за немалым хозяйством, и это было непросто. Дело в том, что каждый представитель правящего сословия в России до указа Петра III о вольности дворянства обязан был служить. Любой дворянский недоросль должен был готов к тому, чтобы отправиться на службу. Кто же оставался на хозяйстве? Нетрудно понять, это мог быть либо старик-отставник (а век людской в послепетровской России был недолог), либо барыня. Следить за хозяйством было необходимо даже при наличии хорошего старосты: крестьяне часто убегали на волю-вольную к казакам (правда, их разыскивали и часто возвращали), постоянными спутниками подневольного труда был голод, за ним следовали мор и недоимки.
Семейство девочки с печальным и пытливым взглядом было необычным. Отцом Сарры Элеоноры был генерал-аншеф российской императорской армии Виллим Виллимович Фермор (1702-1771). Предки Фермора выехали из Шотландии, семейство Fairmore было хорошо известно в стране гор и озёр. Собственно, неудивительно имя «Сарра» для продолжательницы рода, поскольку в горной стране в XVI-XVII веках прошла Реформация, взятые прямиком из Ветхого Завета еврейские имена (Абигайль, Рут, Ребекка, Дебора, Сарра) приобрели немалую популярность.
Фермор начал служить при Анне Иоанновне под началом Б.-Х. Миниха, успешно командовал в ходе русско-турецкой войны 1735-1739 годов, в 1741 году в ходе русско-шведской войны 1741-1743 годов участвовал в победном штурме Вильманстранда, за что получил орден Александра Невского, затем управлял «Канцелярией от строений». Именно в то время его подчинённый по Канцелярии художник Вишняков и написал портрет его дочери Сарры Элеоноры, о котором и шла речь. Надо сказать, что примерно тогда же живописец написал и портрет сына Фермора Вильгельма Георга (на русской службе – Виллим Виллимович).
Пиком карьеры полководца стала Семилетняя война. Получивший опыт в войне с турками и шведами, Фермор занял Мемель, участвовал в победе при Гросс-Егерсдорфе. В 1758 году был назначен командующим российской армией вместо отставленного С.Ф. Апраксина. Именно тогда впервые в российской истории были заняты Кёнигсберг и Восточная Пруссия. В то время вся Европа поражалась триумфальными победами России над гениальным прусским полководцем, королём Фридрихом Великим. Императрица Мария-Терезия даровала Виллиму Виллимовичу титул графа Священной Римской империи. Командование Фермором русскими войсками в битве при Цорндорфе 1758 года оценивается историками противоречиво. Императрица Елизавета отставила Фермора от командования, но наградила орденом Андрея Первозванного, высшего в Российской империи. Да и шотландцу носить такой орден приятно, ведь святой Андрей считается покровителем Шотландии. После войны полководец служил генерал-губернатором Смоленска. Знаменитый военный историк Антон Керсновский оставил такую характеристику полководца: «генерал Фермор — отличный администратор, заботливый начальник (Суворов вспоминал о нём как о «втором отце»), но вместе с тем суетливый и нерешительный, прототип Куропаткина»[1].
Виллим Виллимович Фермор женился на Доротее Романовне Брюс, племяннице знаменитого петровского сподвижника Якова Брюса, известного как «Брюс-колдун». Император-преобразователь чрезвычайно высоко ценил своего соратника. Как и Ферморы, представители семейства Брюсов были выходцами из Шотландии. В XIV веке Брюсы занимали трон шотландских королей. Будет нелишним упомянуть, что в 1314 году королю Роберту I Брюсу удалось нанести поражение англичанам в битве при Бэннокбёрне, что до сих пор остаётся для шотландцев легендой.
Несмотря на то, что в жилах Сарры Элеоноры Фермор текла кровь великих полководцев, судьба определила для неё типичную роль женщины-аристократки своего века: в 1765 году она вышла замуж за графа Якова Понтуса Стенбока, супруг был на 4 года моложе, и рожала детей, по некоторым сведениям, всего их было девять. Долгое время семейство Стенбоков проживало в Эстляндии. Дата смерти Сарры Фермор нам точно не известна. После того, как брат Сарры Стенбок умер бездетным, старший сын унаследовал фамилию Фермор и стал именоваться «граф Стенбок-Фермор». Этот род прослеживается до самой революции. В доме Стенбоков в Ревеле (современный Таллин) в наше время располагается правительство Эстонии.
Так о чём же нам может рассказать пытливый, но пронзительный взгляд десятилетней Сарры Фермор с портрета Вишнякова? Почему платье такое роскошное, а девочка – совсем худая? Бывает так, что и знатным, и богатым приходится хлопотно.
[1] Керсновский А.А. История русской армии. М., 2006. Т. 1. С. 96.
Обложка: И. Я. Вишняков. Портрет Сарры Элеоноры Фермор. 1749. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Источник: https://ru.wikipedia.org/
Новое
Видео
Д/ф "Цикл «Дни русской боевой славы». Оборона. Севастополь. 1855 г."
Сказочная история новогодней игрушки. Рассказывает Александр Олешко.
Сказочная история новогодней игрушки. Рассказывает Александр Олешко.
Восточный фронт. Великое отступление (видеоблог Петра Романова)
Восточный фронт. Великое отступление (видеоблог Петра Романова)