С днем рождения, мотоцикл!
Первый мотоцикл с двигателем внутреннего сгорания изобрели два человека. У одного из них была фамилия Даймлер, у второго – Майбах. Тогда они не знали, что спустя некоторое время навсегда подарят свои фамилии маркам премиальных автомобилей, а вспоминать про них самих будут лишь историки автомобильной промышленности, отдельные ценители марок и мы с вами сегодня, дорогие читатели.
Не подозревали Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах и о том, что изобрели именно мотоцикл. Патент на изобретение был выдан на технический аппарат под названием «Petroleum Reitwagen». Приблизительный перевод этих двух немецких слов в русском языке укладывается аж в семь: «повозка для верховой езды на керосиновом двигателе». Эта повозка была деревянной, с сиденьем, изготовленным из верхового седла и… на 4-х колесах. Два колеса, как у известных на то время велосипедов и будущих мотоциклов, и два колесика-ролика, как у детских, для равновесия, чтобы не упасть, когда аппарат стоит.
Да и не мотоцикл эти знаменитые в будущем немцы изобретали вовсе, а новый двигатель внутреннего сгорания. За несколько лет до этого Даймлер и Майбах ушли с предприятия, где выпускали четырехтактные двигатели, разработанные еще одним немецким конструктором Отто. Основали собственную мастерскую и стали работать над двигателем собственной конструкции, который должен был быть лучше, чем у конкурентов. Собственно, «повозка для верховой езды» была испытательным стендом для изобретенного двигателя. К слову, объем камеры сгорания был немногим больше 250 кубов, его мощность – в половину лошадиной силы, а система шкивов и ременной передачи самой повозки – двухступенчатой.
Так или иначе, день выдачи патента – 29 августа 1885 года – считается днем рождения мотоцикла. Сегодня ему исполнилось 136 лет.
***
К этой дате мы решили не ограничиваться кратким пересказом истории изобретения мотоцикла, которую легко можно «загуглить». И не умничать: мол, первым еще раньше был мотоцикл с паровым двигателем, или не является ли первым мотоциклом все же тот, что был запущен в серийное производство, или уйдет ли эра настоящих мотоциклов с переходом на электротягу…
Мы решили не умничать, а собрать своими руками собственный (вернее, собственную) reitwagen. И попытаться почувствовать то, что чувствовали все изобретатели век с лишним назад, когда «оно» начинало тарахтеть, пахнуть выхлопом, дрожать мелкой (и крупной) дрожью, а главное – ехать!
Мы решили собрать велосипед с моторчиком. По-простому – «дырчик». Для того чтобы сделать «велосипед с моторчиком», в начале прошлого века нужно было быть гением уровня Уильяма Харлея и Артура Дэвидсона. Лет 40-50 назад – квалифицированным слесарем с «золотыми руками», который умел изготовить то, чего не купишь в магазинах.
Сегодня для того, чтобы почувствовать себя «изобретателем», точнее, «конструктором» мотоцикла, достаточно иметь минимальный набор инструментов и пункт выдачи интернет-магазина где-нибудь поблизости.
Всего-то и нужно: сам велосипед и к нему «набор с моторчиком». При этом велосипед должен быть недорогим, максимально простым, прочным и обязательно отечественным. Две минуты в «Яндексе» – вот, пожалуйста, «Десна Вояж» за 9 тысяч рублей. Односкоростной, с багажником, с хромированными крыльями и… с приятной ностальгией по советскому прошлому, когда такие велосипеды были самыми распространенными.
С моторчиком дело чуть сложнее. Отечественных в продаже давно нет, зато китайских полным-полно: разной кубатуры, с центробежным или классическим сцеплением, с ручным стартером и без, двух- и четырехтактные.
Выбор остановился на китайском клоне отечественного двигателя Д-6, который был модифицирован: увеличен объем, получено новое зажигание и название F80. Посылка с ним и полным комплектом установки обошлась в стоимость велосипеда-донора.
Рассказывать про процесс сборки особенно нечего. Времени с учетом отсутствия опыта (и загадочности инструкции с маленькими темными фотографиями) понадобилось около двух часов. Большая звезда на заднее колесо, прикрепляемая к втулке болтами через два резиновых кольца и металлические скобы, натяжитель цепи, установка самого двигателя, глушителя и катушки зажигания, бака. В самом конце – установка органов управления – ручки газа с тросиком, кнопкой «стоп» и сцепления. Самым сложным оказалось добиться соосности ведомой и ведущей звезды, чтобы цепь не «щелкала» по зубьям и не собиралась слететь.
***
И вот, наш Petroleum Reitwagen готов. В бак – литр бензина и совсем чуть-чуть масла (двигатель двухтактный, смазывается топливной смесью). Прыгаешь в седло, раскручиваешь педали – крутить, кстати, тяжелей, чем обычный «велик». Разгоняешься до скорости, которую развил первый в истории мотоциклист, сын Даймлера Пауль (12 км/ч), бросаешь сцепление…
Он чихает, фыркает и – Ура! Ура! Ура! – едет! Сам! Это вам не какой-нибудь электросамокат бездушный. Живой, с шлейфом двухтактного выхлопа из прошлого, с приятными вибрациями на раме и руле.
Конечно, практической пользы от такого «дырчика», может, и маловато – ездить разве что в деревне можно, да и то не столько по надобности, сколько для удовольствия два-три раза за лето. Зато можно заниматься кастомайзингом (или просто улучшайзингом) – поставить ручной стартер, чтобы можно было заводить двигатель на месте, светотехнику, тормоза... Да много чего можно. Помимо того, чтобы отвечать на глупые вопросы «зачем?».
С днем рождения, мотоцикл!
И, кстати, раз уж мы удивлялись переводу «Petroleum Reitwagen», то пусть и немцы попробуют перевести на немецкий слово «дырчик».