Русский «Северный Афон»
Валаамский монастырь считают православной жемчужиной северо-западной России. Её история богата на драматические события – несколько раз обитель была разорена иностранными захватчиками, а в XX веке она более чем 20 лет находилась на территории другого государства.
Валаамский монастырь считают православной жемчужиной северо-западной России. Её история богата на драматические события – несколько раз обитель была разорена иностранными захватчиками, а в XX веке она более чем 20 лет находилась на территории другого государства.
«В Новгородской области есть озеро, глаголемое Нево, на нем же остров, нарицаемый Валаам и тамо монастырь Преображения Господня. Иноцы же того монастыря зело подвижное имут житие, днем и нощию в Богоугождении труждающеся: пищу же имут от труда рук своих…».
Валаамский монастырь по сей день является одним из самых известных и популярных у паломников обителей России. Благодаря уникальной гармонии природы и архитектуры, особой атмосфере архипелага и его богатой духовной истории это место получило название «Северный Афон» по аналогии с православной греческой святыней.
Когда был основан Валаамский монастырь?
В научной и публицистической литературе до сих пор существует несколько гипотез относительно времени основания монастыря. Путаница в установлении истины заключается в том, что документы, посвящённые ранней истории обители, были фактически уничтожены из-за драматических событий, происходивших в прошлом обители.
По преданию, первым Валаам приметил ещё Андрей Первозванный. Согласно ему, апостол в своих путешествиях добрался до далёкого Ладожского озера и поставил на одном из островов архипелага крест. Конечно, это всего лишь предание, но такой рассказ повышал престиж обители по сравнению с другими русскими монастырями.
Первая версия, посвящённая возникновению монастыря, относит нас к X или XI веку. Согласно ей, появление обители связано с фигурами преподобных Германа и Сергия Валаамских. В первые десятилетия после принятия на Руси христианства эти монахи (которые, по сообщениям источников, были выходцами из Греции) обосновались на Валаамских островах и распространяли слово Божие среди карельских племён, зависимых от Великого Новгорода. Точные даты жизни этих религиозных деятелей неизвестны, однако в летописных источниках встречается информация об обретении их мощей во второй половине XII века.
В это же время, судя по всему, Валаамская обитель подвергается первым атакам шведов, которые вступили в конфронтацию с Новгородом за обладание Карельским перешейком. Мощи после разорения монастыря переносят в столицу княжества, после чего вновь возвращают на архипелаг, когда опасность со стороны скандинавов миновала. Однако путаница в летописных сообщениях (некоторые упоминания о Германе и Сергии относятся уже к XIV веку) и отсутствие параллельных источников сделали наиболее популярной другую версию датировки появления монастыря.
По ней Валаамская обитель появилась в XIV или начале XV века, в период возрождения монастырской жизни после татаро-монгольского нашествия. Источников о ранней истории монастыря практически нет. Более-менее жизнь обители перестаёт быть «терра инкогнита» для исследователей начиная с рубежа XV-XVI веков. Известно, что монастырь владел более чем сотней дворов по всему региону, а на самом архипелаге проживали сотни монахов.
После присоединения Новгородской земли к Московскому княжеству Валаамский монастырь получил значительные льготы. В начале XVI столетия игуменов обители освободили от поборов в пользу наместников. Князья понимали важное значение, которое играл монастырь на пограничных территориях, поэтому поддерживали хозяйство монастыря и стремились лишний раз не огорчать клириков.
В это же время Валаам становится достаточно крупным духовным и книжным центром Северо-Запада России, что отражается в многочисленных житиях святых, чья биография была связана с монашеской обителью на Ладоге.
Смутное время монастыря
Конец XVI века ознаменовался для Валаама большими испытаниями – впрочем, как и для всей страны. Пограничная обитель стала мишенью для отрядов противников России. В 1578 году на архипелаге появляются шведы. Они разорили монастырь и убили часть монахов, после чего отошли на свою территорию. Удар оказался серьёзным. Спустя несколько лет в обители, не успевшей восстановиться, начались эпидемии болезней. Под новыми ударами шведов оставшиеся в живых монахи покинули архипелаг и перебрались в Тихвин.
После Тявзинского мирного договора 1595 года духовная жизнь на Валааме была восстановлена. Непосредственное участие в этом принял царь Фёдор Иоаннович, выделивший средства на отстройку монастыря из казны. Восстановительные работы продолжались и в период правления Бориса Годунова – до начала Смутного времени.
В 1609 году царь Василий Шуйский заключил со шведами договор, по которому в обмен на помощь в борьбе с поляками скандинавам передавался Корельский уезд. В связи с этим государь издал указ, по которому монастырь должен был быть эвакуирован. В 1611 году остатки Валаамского монастыря подверглись очередному разорению, а монахи сначала ушли в Ладогу, а затем братия рассеялась по обителям Северо-Запада. Почти на столетие духовная жизнь на архипелаге, ставшем частью Шведского королевства, замерла.
Возвращение и возвышение
В ходе Великой Северной войны русские войска вернули утраченные территории на Северо-Западе – в том числе и Валаамские острова на Ладожском озере. Церковные деятели незамедлительно обратились к царю с просьбой помочь в возобновлении монастыря. Эта просьба была удовлетворена. Уже в 1715 году, за шесть лет до окончания войны со Швецией, был издан указ о восстановлении Валаамского монастыря. На островах появились первые деревянные постройки, сюда постепенно возвращались монахи.
Однако восстановление шло долго. Деревянные строения страдали от частых пожаров, а численность монахов на протяжении первой половины XVIII века не превышало и нескольких десятков. Ситуация изменилась в конце столетия, когда главой монастыря стал игумен Назарий. При нём в обители развернулось масштабное каменное строительство, средства на которое давали как частные лица, так и императрица Екатерина Великая.
В следующем веке монастырь продолжал расширяться, чему способствовало внимание со стороны монарших особ. В 1819 году на островах побывал Александр I. Он остался под большим впечатлением от поездки, после которой перевёл Валаамский монастырь в разряд первоклассных, поставив его на одну ступень с самыми известными обителями России. Это придало серьёзный импульс как расширению монашеской братии, так и появлению новых каменных построек как хозяйственного, так и религиозного характера. Вплоть до начала XX века российские императоры часто гостили в монастыре.
Финляндский православный монастырь
Новые испытания обрушились на монастырь после революции 1917 года. Тем не менее, их нельзя сравнить с тем, что пережили другие российские обители. Валаам оказался на территории получившей независимость Финляндии, что позволило сохранить духовную жизнь монастыря.
В лютеранской стране Валаамский монастырь стал оплотом православия, которое исповедовало карельское население востока Финляндии. Переход под новую юрисдикцию стал причиной серьёзного конфликта внутри обители. В 1923 году на поместном соборе Финляндской православной церкви, получившей автокефалию, было решено провести перевод календаря с юлианского на григорианский стиль. Это вызвало так называемый «календарный раскол» - многие монахи отказались подчиняться этому решению. Недовольные были удалены из монастыря. Часть из них вернулась в Россию, где через некоторое время подверглись репрессиям.
Монастырь во второй раз был возвращён после Зимней войны. Конечно, о продолжении его деятельности не могло быть и речи. Монахи эвакуировались внутрь Финляндии, где открыли Ново-Валаамский монастырь, который существует и по сей день. На островах же появилась школа юнг, которая просуществовала недолго – уже осенью 1941 года финны вновь заняли архипелаг. Советские войска освободили его спустя три года.
В 1989 году, после долгого перерыва, духовная жизнь на Валааме была возрождена. Монастырь продолжил вековые традиции и остаётся одним из главных мест притяжения православных паломников и туристов и по сей день.
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Гумбинненское сражение. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России. 15 августа 1799 г. Битва при Но́ви.
Памятные даты военной истории России
Бородинская битва. Памятные даты военной истории России