Российские памятники Всемирного наследия. К годовщине основания ЮНЕСКО
В ноябре 1945 года была основана организация ЮНЕСКО, занимающаяся вопросами науки, культуры и образования
Спустя 27 лет на очередной сессии Генеральной конференции было принято решение о формировании списка объектов Всемирного наследия. В настоящее время на территории Российской Федерации находится 30 таких исторических и природных памятников. Мы выбрали пять из них – с самыми захватывающими и загадочными историями создания.
Архитектурный ансамбль Кижского погоста
Храмовый комплекс на острове Кижи существовал еще в XVI столетии. Об этом свидетельствует информация из Писцовых книг. Что же случилось с этими постройками? Считается, что их постигла печальная и неожиданная в своей внезапности участь: две церкви и колокольня сгорели от удара молнии. Прихожане начали собирать средства на возведение новых церквей. Многие лично участвовали в строительстве – посильным трудом помогали плотникам, подробно обсуждали с ними внешний вид и внутреннее убранство будущих зданий. Строительство, по всей видимости, затянулось на долгие десятилетия. Дерево для церквей рубили в окрестностях, а затем сплавляли на Кижи по Онежскому озеру. Решено было строить храмовый комплекс на месте прежнего – в южной части острова, на холме. Летнюю и зимнюю церкви освятили в 1714 году, когда Россией правил Петр I. Легенда гласит, что по завершении строительства зодчий из крестьян по имени Нестор выбросил в озеро топор и сказал: «Николи не было, николи не будет». Эти слова оказались пророческими. До сих пор архитектурный ансамбль Кижского погоста считается самым ярким достижением деревянного зодчества. Посетители острова веками поражались по-северному лаконичными, но величественными постройками и передавали друг другу предание, что для их возведения искусным мастерам не потребовались даже гвозди. В начале XX века художник Иван Билибин писал: «Еще издалека, подплывая к этой церкви с Онежского озера, различаешь нечто необычайное…и когда, подплыв ближе, видишь всю эту пирамиду нагроможденных одна на другую глав, то невольно начинает казаться, что тут на самом деле преддверие какого-то тридесятого государства». В Список Всемирного наследия ЮНЕСКО архитектурный ансамбль был включен в 1990 году.
Церковь Вознесения в Коломенском
В 1530-х годах началось возведение первого в русской архитектуре храма, выполненного в шатровом стиле. Церковь Вознесения в селе Коломенском строилась по радостному поводу – родился наследник князя Василия III, будущий Иван Грозный. Внимательно рассматривая здание, можно заметить смешение множества приемов: здесь и намек на готические мотивы, и детали, указывающие на связь зодчего – наследника эпохи Возрождения – с итальянской школой. Считается, что архитектором государь избрал Петрока Малого – так на Руси прозвали Петра Франческо Анибале. Доподлинно известно, что он спроектировал стены и башни Китай-города в годы регентства Елены Глинской, а также является автором церкви Воскресения, примыкавшей к колокольне Ивана Великого. Увы, долго купаться в лучах славы Петрок Малый не смог. После загадочной смерти Елены Глинской (по одной из версий, ее отравили) он покинул Московию, опасаясь боярских интриг и раздоров. Церковь Вознесения в Коломенском стала восприниматься как кладезь исторических загадок. Долгие годы историки высказывали предположение, что именно здесь находится библиотека Ивана Грозного. В 1920-х годах исследователи пробили сквозь каменный фундамент шахту глубиной в несколько метров, однако долгожданной находки не обнаружили. Другая загадка церкви – «Царское место». Так называется каменный трон, развернутый к Москве-реке. Кому из русских правителей он принадлежал, еще предстоит узнать.
Онежские петроглифы
Наскальные рисунки, возраст которых достигает пяти-шести тысяч лет, были признаны объектом Всемирного наследия совсем недавно – в июле 2021 года. На территории России обнаружены два больших скопления петроглифов – прибеломорские и онежские. Последние находятся на восточном побережье озера. Исследователи нашли более тысячи разнообразных изображений на гранитных скалах, выполненных в технике «точечной набивки». Онежские петроглифы могут многое сказать о жизни человека эпохи неолита. Среди изображений много зверей и птиц: лосей, уток, лебедей, на которых охотились местные жители. Есть и более абстрактные знаки, похожие на солнце и луну (есть версия, что так в древности изображали капканы), а также сцены из повседневной жизни – например, гребец, управляющий лодкой. Самой большой фигурой по сравнению с другими онежскими петроглифами является лебедь – его длина достигает трех метров. Немного уступает ему в размерах самый известный онежский петроглиф – «бес». Так прозвали антропоморфное изображение c раскинутыми в стороны руками. Ровно посередине «бес» пересечен глубокой трещиной, что породило легенды и предания о пути в потусторонний мир, показанный нашими предками.
Херсонес Таврический – «русские Помпеи»
Две с половиной тысячи лет назад колонисты Древней Греции основали на побережье Черного моря город. Херсонес Таврический находился в юго-западной части Крымского полуострова. Сейчас на его месте – сохранившиеся до наших дней руины, а также музей. Многовековая история Херсонеса полна драматичных событий. В разное время здесь жили греки, византийцы и римляне. Труд историка Страбона «География» содержит одно из первых упоминаний о городе: «Многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почетными гостями». Херсонес занимал значительную территорию и отличался регулярной квартальной застройкой. Как во многих городах современной Европы, его улицы пересекались под прямым углом. В раннем Средневековье город стал важным христианским центром. В 988 году именно в Херсонесе принял крещение князь Владимир, а затем распространил новую веру на всю Русь. Осадив город, правитель попросил руки византийской принцессы Анны и выполнил условие, поставленное перед ним базилевсом Василием II. Херсонес Таврический пал в XIV столетии под ударами кочевников. Долгое время о судьбе руин ничего не было известно, пока Крым не вошел в состав Российской империи по итогам русско-турецких войн. В 1805 году Александр I составляет распоряжение «Об ограждении от разрушения древностей Тавриды». Через двадцать лет начинаются первые археологические раскопки. Херсонес стали называть Русскими Помпеями. Археологам удалось обнаружить городские кварталы, оборонительные стены древнего города, остатки базилик. В 1952 году на территории Херсонеса Таврического открыли античный театр, представления в котором устраиваются по сей день.
Белокаменные памятники Владимира и Суздаля
Одним из ярких примеров архитектуры Владимиро-Суздальской Руси стал Храм Покрова на Нерли. Его часто называют жемчужиной русского зодчества. О точной дате строительства историки спорят до сих пор. Доподлинно известно, что началось оно в годы княжения Андрея Боголюбского – властного и бескомпромиссного правителя, перенесшего столицу северо-восточных земель во Владимир. Согласно самой распространенной версии, храм начали возводить в 1165 году, когда умер сын Андрея Боголюбского Изяслав. Строили быстро – всего за несколько месяцев белоснежная церковь появилась на берегу реки, поражая современников своим видом. Вопреки расхожему мнению о том, что князь приказал везти строительный материал из поверженной Булгарии, ученые сегодня уверены – камень такой белизны доставили во Владимир из окрестностей Москвы, поскольку волжский известняк отличается коричневым оттенком. Храм Покрова на Нерли чудом уцелел во времена Батыева нашествия. По легенде, завоеватель даже выставил возле него охрану. Возможно, татаро-монгольские воины обошли церковь своим разрушительным «вниманием» из-за ее местоположения вдали от центра города. Правда, в XII-XIII веках недалеко от нее проходили оживленные торговые пути. Эта загадка, связанная с храмом Покрова на Нерли, не единственная. Компактность здания порой объясняют тем, что оно находилось в центре княжеского замка, однако от него на сегодняшний день не осталось и следа.
Новое
Видео
Битва при Халхин-Голе. Памятные даты военной истории России
20 августа 1939 года Красная Армия перешла в наступление против японских милитаристов в монгольских степях у реки Халхин-Гол и нанесла им тяжелое поражение. Суровый урок, полученный Японией в монгольских степях, удержал ее от нападения на СССР вместе с Германией. Бои на Халхин-Голе раскрыли нам и полководческий гений Георгия Жукова
Внутренняя жизнь России во второй половине царствования Ивана Грозного
В лекции рассматривается вторая половина царствования Ивана IV, когда он превращается в Ивана Грозного, а характер царской власти приобретает черты деспотии. В лекции представлена политика государственного террора в период Опричнины (1565-1572 гг.) Осмысляются ее причины, подводятся ее негативные итоги для развития российского хозяйства, общества, политической системы, нравственной атмосферы в стране. Проанализирована внешняя политика России в 1560-1584 гг. В частности, рассмотрен завершающий период Ливонской войны, не принесшей России победы. Показано начало покорения Сибири, поход дружины Ермака. Анализируется внутренняя жизнь России в 1572-1584 гг., в том числе причины роста закрепостительных тенденций. Приводится рассказ о последнем дне жизни Грозного царя, итогах его царствования для внутреннего состояния России.
Октябрьский рубеж российской и мировой цивилизации
Лекторий «Исторический субботы»