En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Российская культура как основа стабильности и развития

25.04.2018

Политика и культура

Министерство культуры РФ за последние пять-шесть лет приобрело невиданное в современной России значение. Его роль кардинально выросла, и это не результат каких-то объективных процессов и особой востребованности культуры, а итог деятельности нынешнего министра В. Мединского. Из ведомства «по делам Большого и Мариинского театров» министерство постепенно превратилось в важнейшую опору российской государственности.

В 2014 году президент утвердил «Основы государственной культурной политики», в которых культурное и гуманитарное развитие впервые рассматривалось «как основа экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны. Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации… гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России»[1]. Это был принципиально новый подход к культурной политике. 

Разрушение СССР в годы перестройки и дистанцирование бывших союзных республик от России в постперестроечное время показали, что ни экономика, ни кооперация производства, транспортная и энергетическая связанность территорий не являются гарантией сохранения их единства, и основой для интеграции. И это понятно, потому что настоящее единство – это не единство железа и камня, из которых возводят производства и транспортные артерии, настоящее единство – это единство людей, объединенных идейными, культурными ценностями. Культурные связи оказались значительно прочнее, чем экономическая интеграция.

Культура как гарант стабильности и развития

Нынешнее положение страны, осложненное международной  изоляцией и низкими темпами экономического роста, ставит перед обществом и государством сложную задачу совершения социально-экономического рывка в исключительно непростых внешних и внутренних условиях.

Основная причина сохраняющейся опасности внутренней нестабильности общества кроется не в социально-экономической сфере.  Наш народ неоднократно переживал и более трудные времена, но в суровых испытаниях он становился еще сильнее, сплачиваясь на основе тех ценностей, которые хранил.  В дореволюционной России они формировались религией, в советской – коммунизмом. Сегодня основой  российской идентичности является великая культура и прошлое наших народов.

Основа единства государства, общества и народа

С приходом во власть В. Мединского, имеющего собственный взгляд на историю, ее роль в культуре и сохранении государственного единства, министерство впервые стало реальным гарантом «территориальной целостности России»[2]. И это при том, что подобные задачи стоят и перед Вооруженными силами и органами безопасности. Может ли к усилиям этих ведомств что-либо добавить Минкульт с его мизерным, по сравнению с затратами на силовиков, бюджетом? Оказывается, может.

Единство страны обеспечивают люди, руководствуясь своими внутренними убеждениями, основанными на тех ценностях, которые для них бывают важнее жизни. Если у солдата, офицера таких ценностей нет, то он не выполнит приказ по защите конституционного строя, гражданин не выйдет на улицу для поддержки существующей власти. Иименно так и произошло, к примеру, в 1991 году, когда пал «нерушимый Союз». 

Целостность России целиком и полностью зависит от решимости ее граждан отстаивать единство государства, обеспечить его развитие. При этом надо понимать, что целостность страны – это не столько целостность территории, сколько целостность народа, проживающего на ней. От государства откалываются не земли, а люди, живущие на этих землях, и уходят они тогда, когда их идейно ничто не связывает с остальным народом. Связь эта духовная. В религиозном обществе она обеспечивается общностью веры, в современном, преимущественно материалистическом обществе, – культурой и ее ценностями.

Роль культуры в эпоху перемен

В эпоху перемен, а тот социально-экономический рывок, который намерен сделать президент, несомненно, станет такой эпохой, будет нарастать политическая турбулентность.

Сегодня существует два главных инструмента влияния на умы и чувства людей –  культура и средства массовой информации, включая интернет. Однако если культура является основой сознания, формируя базовые ценности человека и общества, то СМИ оперируют быстро меняющимися смыслами и идеями, которые вырабатываются на основе фундаментальных культурных ценностей, и в этом смысле они, несомненно, играют производную и подчиненную по отношению к культуре роль.

Обеспечить внутриполитическую и социальную устойчивость в эпоху перемен смогут только ясно сформулированные культурные ценности, ради которых граждане страны будут готовы объединиться вокруг власти и совершить те значительные усилия, которых потребуют преобразования. Ни одна реформа не совершается безболезненно, даже если в ее ходе не ухудшается социально-экономическое положение населения.

Эффективность культуры

В процессе предстоящих преобразований Министерство культуры будет играть значительную роль. В прошлом люди будут черпать образцы мужества, стойкости и упорства, столь присущие нашему народу, в его главных культурных ценностях они найдут опору для творческого труда во имя будущего. Сможет ли министерство обеспечить необходимые условия для реализации существующих в потенции качеств нашего народа в столь непростое время? Гарантией этого являются те впечатляющие успехи, которых оно добилось в последние шесть лет.

Высокая эффективность работы министерства особенно хорошо видна на примере киноиндустрии. В 2017 году достигнуты максимальные показатели по числу зрителей российского кино за последние 25 лет – 55 миллионов человек, что в два раза больше, чем пять лет назад. Доля российского кино в прокате составляет немыслимые прежде 25 %. Это стало возможным благодаря возросшему качеству нашего кино, на поддержку которого, по словам министра, в год выделяются средства вполовину меньшие, чем те, которые расходуются на производство одного голливудского блокбастера. Адресная, точечная поддержка самых талантливых и перспективных проектов приносит результат. Есть что показать отечественному кинозрителю, и теперь по программе кинофикации, планируется открытие более 800 новых современных кинозалов в малых городах и районных центрах.

Любой культурный продукт имеет свою форму и содержание, и если по части формы отечественный кинематограф зачастую не дотягивает до лучших образцов американского кино, то в отношении содержания определенный перелом уже произошел. В своей известной статье  «Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию» В. Мединский конкретизировал те ценности, которые намерено поддерживать его ведомство: ценность созидательного труда; развитие личности как залог общего процветания; служение Отечеству; единство и преемственность тысячелетней истории России; историческое единство судеб народов России; ценности семьи и человеческого общежития. «Мы должны поощрять и инициировать творческую деятельность в поле именно этих бесспорных и естественных ценностей. А в той части художественного творчества, которую государство прямо субсидирует, мы на этих ценностях настаиваем. То есть государство в творчестве ничего не запрещает. Но не все оплачивает»[3]. Первоначально такой подход вызвал бурное возмущение творческой элиты, ее представителям казалось, что все эти темы надуманны, архаичны и неинтересны, по крайней мере, им самим. Однако реализация идей, изложенных в статье, показала, что большинству наших сограждан произведения культуры, основанные на этих ценностях, близки, понятны и интересны.

Народ своим рублем, своими посещениями театров, филармоний, музеев проголосовал за новый подход к культуре. С 2012 года количество кинозрителей выросло на 48 %, а кассовые сборы почти вдвое. За этот же период доля посетителей музеев увеличилась на 39 % и достигла 123 млн человек, а посещаемость театров возросла на 42 %. В стране наблюдается «филармонический бум». У билетных касс, как в советские времена, появились очереди.

В 2012–2017 годах расходы на культуру и кинематографию колебались в районе 90 млрд рублей. При номинально неизменном, а фактически непрерывно сокращающемся в результате инфляции бюджете министерство культуры постоянно расширяет и усиливает свое влияние, как вширь, включая и зарубежье, так и вглубь, постепенно доходя до самых отдаленных уголков нашей Родины.

За последние годы был сделан кардинальный разворот в сторону регионов. В малых городах в 2017 году было построено и реконструировано 118 Домов культуры, обновлена материально-техническая база 1532 клубов в разных регионах. Эта система, в отличие от СМИ, способна транслировать глубинные ценности и смыслы путем непосредственного общения человека с человеком, а это всегда намного эффективнее, чем чтение даже самого талантливо написанного текста или просмотр телесюжета.

На фоне иных ведомств достижения в области культуры впечатляют, но надо понимать, что они – результат упорной борьбы между теми, кто отстаивает государственный интерес и устоявшиеся, проверенные временем культурные ценности, и теми, кто придерживается нетрадиционных для нашего общества ценностей. Эта борьба часто становится предметом внимания СМИ, и, поскольку за все в министерстве отвечает министр, а В. Мединский от своей ответственности никогда не уклонялся, все мы были свидетелями целого ряда нападок на государственную культурную политику и тех, кто ее проводит. Чаще всего за этими инцидентами стояли обиженные «творцы», оттесненные от финансовых потоков, либо идейные расхождения. С первыми все более-менее понятно, но сегодня обострилось и идейное противостояние тех, кто считает, что страна должна влиться в стройные ряды либерально ориентированных государств, переняв их ценности и культуру, и тех, кто полагает, что целостность государства, основывающаяся на традиционных ценностях, более важна для народа, не желающего третий раз за сто лет наступать на одни и те же грабли с неизменным исходом – распадом государства, гражданской войной, разрухой и бедностью.

Цена ошибки в культурном выборе слишком высока, поскольку может привести к исчезновению и государства и населяющего его российского народа. Именно поэтому столь важно сегодня сохранить те культурные достижения, которые обеспечивают единство России, ее внутреннюю стабильность и готовность к развитию во имя благополучия ее граждан.


[1] Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики».

[2] Там же

[3] https://iz.ru/news/587771

Теги:
История и ИКТИстория СССРНовейшая история
12678

Поделиться

Соцсети

Новое

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Минобороны и РВИО опубликовали документы о взятии Берлина Красной Армией

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Первое взятие Берлина. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва за Кавказ. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Оборона Севастополя. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте