En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику
В закладки

Религия Ассирии

Территориальная и культурная близость с народами Междуречья, особенно с Шумером и Аккадом (Вавилоном), привела к тому, что в Ассирии почитали много богов. Особенно сильны позиции были у Иштар, Мардука, Набу, Эа, Ану. Но всё же самым главным божеством у ассирийцев оставался Ашшур.

На чтение: 4 минуты

Территориальная и культурная близость с народами Междуречья, особенно с Шумером и Аккадом (Вавилоном), привела к тому, что в Ассирии почитали много богов. Особенно сильны позиции были у Иштар, Мардука, Набу, Эа, Ану. Но всё же самым главным божеством у ассирийцев оставался Ашшур.

Изначально, когда Ассирия только сражалась за выживание, Ашшур считался покровителем охоты. Поскольку именно это занятие являлось одним из самых главных в жизни ассирийцев. Соответствующим образом изображался и бог: в виде охотника с луком, рядом с которым находились быки. Спустя время, когда Ассирия начала подчинять соседние земли, изменилось и представление об Ашшуре. Он стал богом войны. Цари считали, что все успехи на поле брани происходили только благодаря ему. Соответственно, в войнах побеждали не ассирийские государи, а сам Ашшур. Велика была роль и его супруги — богини Иштар. Ей тоже приписывались успехи в военных делах. А главным городом богини являлась Арбела.

Вообще, ассирийцы верили, что всегда находятся под защитой Ашшура. И поэтому с списке «великих богов» его имя находилось первым. На одной из сохранившихся глиняных табличек есть слова царя Тиглатпаласара I: «Ашшур, одарив меня силою и могуществом, повелел мне расширить пределы его земли и отдал в мои руки своё всесильное оружие — вихрь битвы. Земли, горы, города, враждебные Ашшуру, я покорил!..»

Чаще всего Ашшура изображали парящим над головой правителя или же перед ним. Бог выглядел как человек с поясом в виде голубиного хвоста (голубь считался священной птицей). Ашшур находился либо внутри колеса, либо круга с крыльями. Если шла война, то верховный бог изображался с натянутым луком перед царем. Если же лук заменял венок, значит в Ассирии в то время царил мир.

В отдалённых областях, граничивших с другими государствами, нередко обретали силу и чужие боги. Например, так было с Халди — главным божеством Урарту. Его почитали ассирийцы, проживавшие в приграничных землях. Однако даже там он не считался главным. Сила Ашшура была непоколебима.

Что касается жизни после смерти, то у ассирийцев она преподносилась как нечто тяжелое и тоскливое (сказалось влияние шумеров). Умершие люди попадали в темницу, окружённую семью стенами. Были, правда, ещё острова блаженных. Но попасть в мир радости могли только избранные. Ассирийцы верили, что умершего обязательно нужно захоронить. Если этого не сделать, то он останется в мире живых в виде злобного призрака, приносящего несчастье.

Особое внимание ассирийцы уделяли колдовству. Они верили в магические свойства различных заклинаний. В библиотеке Ашшурбанапала находились многочисленные сборники заговоров, которые могли принести как пользу, так и навлечь несчастье. Ассирийцы верили, что колдуны и колдуньи могли изготовить фигурку человека из глины, смолы, теста и других материалов, а потом погубить. Правда, этим же оружием можно было расправиться и с какой-нибудь ведьмой. Добрый колдун мог изготовить её фигурку, а затем ломал или же бросал в огонь.

Правители Ассирии тоже пользовались услугами жрецов и предсказателей. Перед военным походом или важным сражением колдуны делали куклу врага из сала. Затем заклинали противника на бегство, после чего изображение уничтожалось.

Кроме этого, ассирийцы считали, что кроме богов есть ещё и злые духи, которых невозможно задобрить. Например, духи бездны — бесполые существа, защитить от которых способно лишь колдовство. Существовала вера в злую богиню Лабарту — охотницу на детей. Её изображали в виде ослицы с мордой львицы. Был и способ защиты: изображение богини, а также фигурку чёрной собаки ставили на три дня возле кровати больного ребёнка. Затем статуэтки разбивали, закапывали и заливали похлёбкой. Народ верил, что таки образом можно прогнать болезнь.

Хватало у ассирийцев и суеверий. Например, если дорогу перебегал чёрный таракан — грядёт беда, если рыжий — удача.

О том, что окружало ассирийцев в повседневной жизни вы узнать из статьи Культура Ассирии

Теги:
Ближний ВостокИстория античностиВсеобщая история
325

Поделиться

Соцсети

Новое

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Минобороны и РВИО опубликовали документы о взятии Берлина Красной Армией

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Рущукское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва при Ларге. Памятные даты военной истории России

Фильм

Зоя и Вера

Зоя и Вера. Фильм Российского военно-исторического общества

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте