Распродажа Эрмитажа
В нашей новой рубрике «Можем повторить?» мы будем рассказывать об ошибках нашей истории и о том, как они исправлялись, подумаем о том, как не наступить на старые грабли.
Все привыкли, что Россия сегодня продаёт за рубеж нефть и газ. 90 лет назад такой возможности не было, а новую промышленность, в том числе военную, нужно было на что-то строить. Решили, что проще продавать за рубеж картины Эрмитажа. Получилось не очень, идея сработала частично, и тайные действия высших советских властей теперь считаются в нашей истории ошибкой. Оказалось, что ошибку можно исправить уже через несколько лет.
Зачем продавали
Сегодня уже хорошо известны многие подробности этой когда-то строго засекреченной акции. В конце 1920-х годов высшее руководство страны для оплаты текущих операций при покупке техники и строительства гигантов первой пятилетки распорядилось устроить тайную, но масштабную распродажу коллекций крупнейших музеев СССР, в том числе и Эрмитажа. Новая власть надеялась, что на смену «феодальному» и «буржуазному» искусству придёт искусство пролетарское, поэтому продавать буржуазным коллекционерам и миллионерам Запада любимые ими художественные ценности многим большевикам было не жалко, будь это картины Рембрандта, Рафаэля или скифское золото.
Время активных продаж за рубеж – это 1929-1933 годы. Для организации процесса создали специальное общество «Антиквариат», но вскоре выяснилось, что нетерпеливые продавцы не имеют элементарных понятий о том, что можно «загнать» за рубеж, а что как наследие всемирного масштаба лучше оставить в советских музейных залах. Главными покупателями лучших картин в итоге выступили американский миллионер Эндрю Меллон и нефтяной магнат с британским паспортом Галуст Гюльбенкян, лично знакомый с наркомом внешней торговли СССР Анастасом Микояном.
Как прекратили продавать
Предметы искусства из Эрмитажа и других музеев на миллионы долларов в итоге были реализованы. Индустриализация получила валютную подпитку, но при этом репутация СССР существенно пострадала – в крупных западных газетах появились сообщения о том, что большевики за бесценок сбывают шедевры мировой живописи. Многие продажи в тайне сохранить не удалось, а организация торговли в «Антиквариате» оставляла желать много лучшего.
Осенью 1933 года по заданию Сталина в этой ситуации разбирался заведующий культурно-просветительным отделом ЦК ВКП(б) Алексей Стецкий. Ниже мы приводим его очень любопытное письмо секретарю ЦК Лазарю Кагановичу от 26 октября 1933-го, которое стало решающим аргументом для запрета подобной деятельности.
«Я ознакомился с состоянием дела продажи за границей выдающихся и уникальных произведений искусства, находящихся в «Эрмитаже» и Музее изящных искусств.
В числе проданных за 5 лет 4000 первоклассных картин из советских музеев продано 44 уникальных картины из «Эрмитажа» (Рафаэля, Рембрандта, Рубенса, Тициана и др.). Каждая из этих 44 картин имеет свою долгую историю, находится на особом учёте у всех видных музеев Запада, и вокруг продажи этих картин буржуазная пресса подняла большой шум.
Было создано впечатление, что идёт массовая распродажа наших художественных сокровищ, в особенности же картин старых мастеров из «Эрмитажа». Кризис и эта упорно проводимая прессой компания создала крайне трудные условия для продажи, и очень многие ценнейшие произведения искусства пошли за бесценок (скульптура Фальконета была оценена в 400 тыс. рублей, а продана за 100 тыс. Ваза Гутьяра оценена была в 100 тыс. рублей, а продана за 3 тыс. и т. п.).
Нераспорядительность и бесхозяйственность руководства «Антиквариата» ещё больше ухудшили и без того трудное положение с продажей картин и скульптуры. Всё это привело к тому, что «Эрмитаж», занимавший третье место в мире по своим художественным ценностям, ныне оказался на положении просто одного из крупных столичных музеев (по некоторым подсчётам «Эрмитаж» стоит теперь на 17 месте).
Продолжение продажи редких художественных вещей приведёт в ближайшее время к тому, что придётся продавать огромное количество вещей, чтобы получить относительно небольшие суммы.
Это крайне неблагоприятно отразится на состоянии «Эрмитажа» и Музея изящных искусств и Музея иностранной живописи.
Считаю необходимым запретить дальнейшую продажу картин и скульптуры из «Эрмитажа», Музея изящных искусств, и Музея иностранной живописи.
Это немедленно поднимет наш престиж в этой области, вызовет новый интерес к нашим художественным сокровищам и даст возможность производить отдельные продажи в благоприятных условиях».
Стецкого послушали, и уже 15 ноября 1933 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о прекращении «экспорта картин».
Будем ли повторять?
Ошибку советского руководства, часто за бесценок и в массовом порядке избавлявшегося от шедевров искусства мирового уровня, с 1930-х годов повторить уже не пытались. В современной России, где культурная политика выстроена чётко и грамотно, такие эксцессы невозможны даже в принципе. Но помнить об этих фактах и обращаться к ним нужно обязательно – далеко не всё в советском периоде нашей истории было однозначно положительным и духоподъёмным.
Новое
Видео
16 февраля 1916 год Взятие крепости Эрзеру́м
16 февраля 1916 года на закавказском фронте Первой мировой войска генерала Юденича взяли турецкую крепость Эрзерум. Турецкий гарнизон отступил, потеря ...
Памятные даты военной истории России
Наваринское сражение. Памятные даты военной истории России
Мюнхенское соглашение 1938 года: взгляд спустя восемь десятилетий
Мюнхенское соглашение 1938 года: взгляд спустя восемь десятилетий