Пять фактов из истории учебного барка «Товарищ»
Как парусник оказался в советском флоте, из чего для него сшили алые паруса и каким тяжелым оказалось его возвращение на родину
Советский флот имел три знаменитых учебных парусника, бороздивших океаны и не раз бравших первые призы в международных регатах: «Крузенштерн», «Седов» и «Товарищ». Первые два и сегодня остаются в строю и готовятся отмечать свои вековые юбилеи. Третий, к сожалению, давно перестал выходить в море и последние годы служит судном-музеем у себя на родине, в Германии. Но прежде чем встать на прикол, «Товарищ» прожил долгую наполненную событиями жизнь, о некоторых фактах из которой и пойдет речь ниже.
Плавучая парта для Кригсмарине
Этот трехмачтовый барк заложили 19 января 1933 года на гамбургской верфи Blohm und Voß под именем Gorch Fock как будущий учебный корабль Кригсмарине. Всего через 100 дней, 3 мая парусник спустили на воду, а в 1934 году барк отправился в свое первое учебное плавание. Имя кораблю дали в память о писателе-маринисте Гансе Кинау, подписывавшем свои книги псевдонимом Горьх Фок. Вплоть до начала Второй мировой войны судно служило в качестве учебного, а потом использовалось в основном в качестве канцелярии и казармы, как и многие другие учебные суда военного флота гитлеровской Германии. И как для многих из них, судьба его была незавидной: 30 апреля 1945 года «Горьх Фок» был подорван и затоплен у места своей последней стоянки – балтийского острова Рюген. К счастью, парусник не ушел под воду полностью, и когда правительство СССР в рамках репараций потребовало передать вместе с другими учебными парусными судами и «Горьх Фок», поднять его и привести в порядок не составило большого труда.
Под красным флагом и алыми парусами
В 1949 году на паруснике подняли советский флаг и повесили судовую рынду с надписью «Товарищ» – один из главных корабельных символов. А в сентябре 1951 года барк прибыл к месту своей новой приписки в порт Херсон и стал учебным судном Херсонского мореходного училища имени Шмидта. За сорок лет своей службы под советским флагом барк прошел свыше 600 000 миль, посетив 102 порта в 87 странах и дав путевку в жизнь пятнадцати тысячам курсантов. Кроме того, в СССР барк «Товарищ» неоднократно снимался в кино, в том числе в знаменитой ленте «Алые паруса». Для того чтобы превратить учебный барк в парусник «Секрет», пришлось сшить паруса из материала, который шел на пионерские галстуки, причем потребовалось около трех тысяч квадратных метров ткани! Кроме того, «Товарищ» снимался в фильмах «Остров сокровищ», «Максимка», «Капитан Немо», «Мятежный «Орион» и «Граф Монте-Кристо».
«Товарищ», сменивший «Товарища»
Трехмачтовый барк «Товарищ» стал вторым учебным парусным судном с таким именем в советском флоте. Первым был четырехмачтовый клипер, построенный в Великобритании в 1892 году и спущенный на воду под именем «Лористон». Во время Первой мировой войны судно поменяло владельца: англичане продали его Российской империи в качестве буксируемой баржи, на которой перевозили железнодорожные рельсы, а потом использовали как угольный лихтер. Только в 1923 году клипер после серьезного ремонта сделали учебным судном: на нем проходили практику курсанты Ленинградского морского техникума. А через пять лет «Товарищ» (первый) перешел на Черное море, где вплоть до начала Великой Отечественной войны служил в том же качестве. Осенью 1941 года судно попало в руки немцев, оккупировавших Мариуполь, и затонуло в 1943 году.
Встреча с наследником
Как и другие советские учебные парусные суда, барк «Товарищ» активно участвовал в международных регатах, не раз получал престижные призы. В частности, в 1974 году он стал победителем Балтийской регаты, приуроченной к 30-летию освобождения Польши от немецко-фашистских захватчиков. «Товарищ» почти на 17 часов опередил в гонке своего ближайшего преследователя – немецкий учебный парусник Gorch Fock-II. Этот барк был построен по тому же проекту, что и его старший тезка, но только в 1958 году. Причем в проект были внесены заметные доработки; в частности, корпус был сделал сварным, а не клепаным, как у «Товарища», что снижало его сопротивление в воде. И тем не менее советский парусник сумел обойти своего «наследника», в очередной раз доказав, что на парусниках очень многое зависит от тех, кто управляется с рулем и парусами.
Возвращение на родину
В 1991 году при разделе имущества СССР учебный парусник «Товарищ» сменил советский флаг на украинский и попал на баланс Министерства образования новой независимой республики. По очевидным причинам очень скоро судно, требующее постоянного ухода и поддержания в ходовом состоянии, начало приходить в упадок, поскольку средства на его обслуживание перестали выделяться. Например, деньги на то, чтобы заменить вышедший из строя главный дизель, были собраны в Германии по подписке. В 1995 году «Товарищ» дошел до верфи в английском Ньюкасле, где обследование показало, что его состояние стало катастрофическим и требует долгого дорогостоящего ремонта. Денег на него Украина в очередной раз найти не смогла. В итоге в 2003 году парусник был выкуплен у нее и в плавучем доке доставлен в порт своей первой приписки – Штральзунд, где ему вернули прежнее имя Gorch Fock и превратили в корабль-музей.
Новое
Видео
Сердечное согласие как путь к вселенскому побоищу (видеоблог Петра Романова)
Сердечное согласие как путь к вселенскому побоищу (видеоблог Петра Романова)
Памятные даты военной истории России
Чесменское сражение. Памятные даты военной истории России
Фрагменты военной и церковной истории России середины XVI – середины XX века
Введение в курс лекций. Обращение к зрителям.