Промышленная революция XIX века

5/31/2024

Полная реорганизация экономики на основе машинного производства, новых источников энергии и транспорта, известная как промышленная революция, произвела в истории человечества эффект, сопоставимый разве что с покорением огня и возникновением земледелия. Это был переход на совершенно иную ступень развития общества, открывающую безграничные перспективы и несущую невиданные прежде вызовы.

Предпосылки промышленной революции

Каким образом Великобритания – прежде преимущественно сельскохозяйственная страна, пусть и с развитой морской торговлей – смогла за два-три поколения (1760–1820 гг.) настолько перестроить свое производство, что ее начали называть мастерской мира, а ее технические новшества и принципы организации производства заимствовали повсеместно? Как полагает большинство исследователей, столь кардинальные перемены – замена ручного труда механическим, гужевого транспорта паровым, а биологических источников энергии органическими ископаемыми – стали возможны при совпадении сразу нескольких факторов.

Аграрная революция, которая привела к замене традиционного крестьянства фермерством, позволила значительно повысить производительность сельского хозяйства – в отличие от крестьянина, стремящегося прокормить семью, фермер уже выращивал продукцию в основном для продажи. Он стремился снизить издержки и использовать лучший инвентарь, культуры и технологии для увеличения дохода. Уже в начале XIX века в Англии повсеместно практиковался многопольный севооборот, неизвестный нигде более в Европе. Достижения сельского хозяйства были таковы, что у значительного числа английских фермеров появились излишки капитала, оказавшие существенное влияние на ранние этапы промышленной революции.

Отмена внутренних таможен, привилегий ремесленных цехов, неприкосновенность частной собственности и гарантированные личные свободы способствовали расцвету торговли, формированию конкурентного рынка капиталов и рабочей силы, поощряли предпринимательскую инициативу и изобретательский дух. Показательно, что страны, активно перенимавшие опыт промышленной революции XIX века, практически неизбежно ограничивали или отменяли вовсе большинство внутренних феодальных норм как препятствующих успеху индустриализации.

Таким образом, сложилась ситуация, при которой значительная прослойка населения оказалась заинтересована в эффективном использовании ресурсов и искала способы извлечения максимальной прибыли с помощью интенсификации производства.

Первые шаги

Локомотивом стремительного экономического роста Великобритании выступила текстильная отрасль, а именно хлопчатобумажное производство. Целый ряд экономистов и историков позднее выдвинули обоснованный тезис, что без хлопка, дающего простое и удобное в обработке волокно, промышленная революция могла произойти на несколько десятилетий позже. В отличие от шерсти и льна, упругое и однородное по своим характеристикам хлопковое волокно легче поддавалось кручению и вытягиванию, было менее подвержено разрывам при машинной обработке. Для несовершенных станков середины XVIII века хлопок служил лучшим материалом.

Центром организованной по новым принципам хлопчатобумажной промышленности стало графство Ланкашир, где расположены города Манчестер и Ливерпуль. Около 1760 года предприимчивые купцы, связанные с Ост-Индской компанией, а через нее с международной торговлей, нашли новаторский способ удешевить производство и увеличить выпуск продукции. Они начали массово использовать прядильную машину Пауля-Уайатта, а чуть позднее, в 1764–1768 гг. – более совершенные механические прялки Джеймса Харгривса («Дженни») и Ричарда Аркрайта («Водяная рама»).

Перечисленные станки позволили сразу увеличить производительность минимум в шесть раз. Тот же Ричард Аркрайт в 1771 году стал инициатором нового типа производства – текстильной фабрики. В Кромфорде он возвел производственные корпуса, систему водяных колес для обеспечения движения станков, жилые постройки для рабочих, здание администрации, склады и т.д. В 1779 году на кромфордской прядильне в несколько тысяч веретен работали 300 человек. Вскоре в Англии начался настоящий хлопковый бум, и текстильные фабрики одна за другой заполонили Ланкашир и соседние графства.

Чудо-машины

Понимание, что инновации стали лучшим способом развить производство и разбогатеть, взбудоражило сотни предприимчивых механиков и инженеров. Механические машины начали появляться с завидной регулярностью. В 1779 году Самюэль Кромптон объединил валки «Водяной рамы» с веретенами «Дженни» и сконструировал мюль-машину, позволившую производить более дешевую и одновременно более прочную и тонкую хлопчатобумажную пряжу, чем прежде. В 1790 году Томас Клиффорд создал машину для производства гвоздей, в 1793 году Илай Уитни – хлопкоочистительную машину, в 1795 году Роберт Фултон – льнопрядильный станок, в 1800 году Генри Модлслей – винторезный станок, в 1801 году француз Жозеф Мари Жаккар спроектировал шелкоткацкую машину, управляемую с помощью перфокарт, в 1804 году Оливер Эванс построил механическую землечерпалку, в том же году Брайан Донкин разработал машину по изготовлению бумаги, в 1808 году Джон Хиткоут продемонстрировал кружевоплетельную машину, в 1813 году Джон Ливерс изобрел машину для изготовления шнурков и тесьмы, в 1815 году француз Марк Брунел запатентовал обувную машину и машину для бурения туннелей, в 1817 году Ричард Робертс ввел в строй металло-строгальную машину, и он же в 1822 году изобрели автоматический ткацкий станок, в 1828 году Джон Торп построил кольцепрядильную машину и т.д.

В новые машины постоянно вносились изменения и улучшения, они беспрерывно модифицировались и совершенствовались: росла производительность, повышалось качество, облегчался процесс управления. Помимо самих механизмов, только в текстильной промышленности появились технологии по отбеливанию ткани, печатанию узоров, набивке ситца, вымачиванию льняной кудели и т.д. Число самих станков росло год от года буквально в геометрической прогрессии. Так, шелкоткацкий станок Жаккара, появившийся в 1801 году, уже через 10 лет работал в 12 000 экземплярах по всей Франции.

Энергия

Для эффективной эксплуатации десятков тысяч машин требовалась энергия, превосходящая водную. В Англии фабрики, построенные по берегам речушек и ручьев, были ограничены в своем развитии мощью этих потоков. Кроме того, порой зимой вода замерзала, и работы на фабриках приходилось приостанавливать, что вело к убыткам. Технологией, позволившей преодолеть это слабое место машинного производства XVIII века, стало применение энергии пара.

Хотя идея паровой машины развивалась со второй половины XVII века, а с 1712 года паровые аппараты, усовершенствованные Томасом Ньюкоменом, применялись для откачки воды из угольных шахт, заслуга главного изобретателя навсегда останется за Джеймсом Уаттом. К 1784 году он радикально улучшил конструкцию двигателя, включая регулятор скорости, паровую рубашку и трансмиссионный механизм, преобразовывавший вращательно-поступательное движение во вращательное, а также внедрил принцип двойного действия. Это повысило КПД до 4,5% в сравнении с 1% с машиной Ньюкомена и дало возможность запустить станки паром. Изобретение имело колоссальные последствия для мировой индустриализации. Другие талантливые инженеры – Оливер Эванс, Ричард Тревитик, Артур Вульф, Джон Макнот – значительно усовершенствовали предложенную Уаттом конструкцию. К середине XIX века мощность лучших паровых двигателей приближалась к 1000 лошадиных сил.

Но если в фабричном производстве до 1850 года паровые машины конкурировали с водяными колесами, тоже претерпевшими значительные усовершенствования, то применение энергии пара на средствах передвижения полностью изменило транспортную отрасль.

Транспорт

Идея использовать энергию пара вместо мускульной силы людей и животных витала в воздухе с середины XVIII века. Первые экспериментальные пароходы были построены в 1780-е гг. годы, а первый работоспособный, авторства американца Роберта Фултона, появился в 1807 году. Важнейшие инновации 1830-х гг. – замена гребного колеса гребным винтом и внедрение поверхностного конденсатора, предотвращавшего оседание морской соли на дне парового котла, чреватого взрывами – дали возможность совершать дальние плавания.

В 1833 году пароход «Король Вильям» дошел из Квебека в Грейвсенд, почти не пользуясь парусами. Несколько десятилетий паровые суда проигрывали наиболее совершенным из парусников, пока с 1850-х гг. корпуса пароходов не стали делать полностью из железа и стали. Это дало возможность многократно увеличить грузоподъемность и, соответственно, значительно снизить издержки при перевозке. Изамбард Брюнель уже к концу 1850-х гг. построил несколько трансатлантических пароходов.

На суше энергия пара нашла наибольшее применение на железных дорогах. Создание железнодорожной отрасли полностью изменило лицо цивилизации: ускорился жизненный ритм, удешевилось перемещение грузов, стимулировалось дальнейшее развитие промышленности. Рельсы в форме деревянных лежней применялись в шахтах с XVI века, однако принципиальная идея объединить воедино паровые машины высокого давления с эффектом рельса, в несколько раз уменьшающего трение, принадлежит Ричарду Тревитику. Через четверть века, в 1829 году, после решения множества технических проблем, Джорджу Стефенсону удалось сконструировать паровоз «Ракета», полностью готовый к практическому применению.

В 1830 году открылась первая железная дорога Манчестер – Ливерпуль, а уже через несколько лет железные дороги возникли по всей Европе: в 1832 году во Франции, в 1835 году – в Бельгии и Германии, в 1837 году – в России и Австрии, в 1839 году – в Италии, в 1848 году – в Испании. Железнодорожные пути соединили крупнейшие города и промышленные центры. Если в 1846 году протяженность мировой железнодорожной паутины составляла 16 000 км, то в 1876 году уже – 295 000 км, а концу века – свыше 700 000 км.

Металлургия

Пароходы и железные дороги требовали все больше и больше металла – сначала чугуна, позже стали. Удовлетворить растущий спрос стало возможно благодаря коренной перестройке металлургии. В 1784 году Генри Корт разработал процесс пудлингования и прокатки, ставший венцом усилий многих изобретателей XVIII века. В итоге крупные пудлинговые печи заменили небольшие по размерам плавильные печи и стали источником высококачественного дешевого железа в невиданном прежде количестве.

Разработка процесса, позволявшего удалять кремний при переделке чугуна в ковкое железо, позволила массово применять кокс вместо древесного угля, что значительно снизило себестоимость продукции и повысило производительность в 15 раз. В 1828 году шотландец Джеймс Нелсон предложил метод горячего дутья, втрое уменьшившего расход топлива. Когда же около 1860 года удалось разработать ещё более эффективные способы выплавки стали (Бессемер, Сименс, Мартен), заговорили о второй промышленной революции.

Война с машинами

Далеко не все современники восхищались фантастическими достижениями промышленной революции. Ткачи и металлурги с ужасом наблюдали, как машины отнимают у многих из них рабочие места, а остальным снижают заработную плату ввиду высокой конкуренции на рынке наемного труда. Стихийное разрушение машин переросло в настоящее движение, достигшее своего пика в 1810-х гг.

Луддиты, как они себя называли по имени полулегендарного английского ткача Лудда, якобы в 1779 году в приступе ярости разрушившего две вязальные рамы, вымещали свою злость за безработицу и нищенское существование на машинах и фабриках. В 1811 году в разгар континентальной блокады Англии луддиты начали планомерно и систематически разрушать оборудование. В Ноттингеме, Лидсе, Манчестере, Шеффилде они сотнями разрушали машины, сжигали целые фабрики, убивали их владельцев.

В своих акциях луддиты предпочитали орудовать молотом, получившим название «Енох» в честь ветхозаветного персонажа, чье появление должно предшествовать второму пришествию Христа. В Шеффилде луддиты напали на арсенал, в Мидлтоне штурмовали фабрику с оружием в руках, устроили массовые беспорядки в Манчестере. В 1812 году была введена смертная казнь за разрушение машин, а в охваченные волнениями районы отправились войска. Луддиты ссылались на елизаветинские статуты о минимальной заработной плате, которые игнорировали хозяева, и тогда в 1813 году парламент вовсе отменил их. Около 20 разрушителей машин суд приговорил к смертной казни, остальных осужденных отправили на вечное поселение в Австралию.

В то же время, часть британского общества сочувственно относилась к требованиям луддитов. Джон Байрон посвятил им одно из своих стихотворений, а Дэвид Рикардо называл политику правительства «политикой свободы для хозяев и репрессий для рабочих». К 1820 году луддитское движение сошло на нет, но одновременно стало прологом к организации трейд-юнионов – первых рабочих профсоюзов, получивших в 1824 году право действовать легально.

Социальные перемены

Новая организация производства, подразумевающая концентрацию огромного числа рабочих в промышленных центрах, стала источником социальной трансформации общества. Массовое перетекание наемных тружеников в города, не обеспеченные должным уровнем жилплощади и инфраструктуры, привело к ужасной скученности и антисанитарии, особенно в первой половине столетия. Отсутствие защитительного законодательства в отношении рабочих стало причиной массовых злоупотреблений со стороны предпринимателей: были нормой не менее чем 12-часовой рабочий день, детский труд, работа за гроши, отсутствие социальных выплат и элементарной гигиены. Именно такую промышленную Англию описывал в своих работах Карл Маркс.

Рабочие, или, как все чаще их стали называть, пролетарии, все меньше готовы были терпеть беззастенчивую эксплуатацию. Они объединялись в союзы в борьбе за свои права – такие как чартистское движение в Британии 1836–1848 гг. или ADAV (Общегерманское рабочее объединение) в Германии в 1863 году. Рабочие движения стали фундаментом социал-демократических партий по всей Европе.

Появление урбанизированного общества – еще одно следствие промышленной революции. К 1851 году более половины жителей Великобритании проживало в городах. В 1801 году население Лондон насчитывало 1 млн человек, к середине века это число удвоилось, а к 1900 году выросло вшестеро. Некоторые города английского Мидленда – родины промышленной революции – за столетие выросли в 8–9 раз. Схожие тренды наблюдались в Европе и Северной Америке.

Вторая промышленная революция

Триумфальное шествие промышленной революции по всему миру убедило большинство государств в ее неизбежности и в конечном итоге благотворном влиянии, несмотря на множество социальных издержек и слом традиционного общества – ведь отказ от индустриализации означал бы автоматический отказ от мирового влияния, неизбежное отставание по всем направлениям и превращение в глухую периферию.

Поиск новых путей развития, идущий уже не наугад, а с учетом прошлого опыта и с привлечением всего научного потенциала, ознаменовал уже к 1870 году переход промышленного производства в новую стадию, или, как предпочитают говорить исследователи, экономической истории, ко второй промышленной революции. Ее отличительными особенностями стали приоритетное использование в качестве источников энергии электричества и двигателей внутреннего сгорания; применение бессемеровского и мартеновского методов для массовой выплавки стали; американская система производства, т.е. применение конвейеров и поточных линий; прорывное развитие промышленной химии; появление в качестве средств связи телефона и радио; создание производственных научных лабораторий и т.д.

Примером торжества индустриального общества стала знаменитая Эйфелева башня, возведенная в Париже в 1889 году. 330-метровая махина, на изготовление которой ушло 7300 тонн стали и железа, была возведена за два года усилиями всего 300 рабочих. В социальном плане вторая промышленная революция закрепила курс на урбанизацию, добилась впечатляющего роста качества медицинского обслуживания, стала причиной окончательного крушения традиционных обществ и послужила стимулом к формированию социально ориентированных государств.

Считается, что вторая промышленная революция продолжалась до 1947 года, вплоть до изобретения транзистора, от которого начинается переход к цифровизации, глобализации и постиндустриальному обществу. Современные футурологи в связи с впечатляющими достижениями искусственного интеллекта прогнозируют приход в ближайшее время и четвертой промышленной революции.

Три мировых экономических кризиса

Важным признаком капиталистического общества и промышленных революций являются регулярные экономические кризисы. Немало экономистов полагают, что кризисы «вшиты» в саму логику развития капиталистических отношений и являются неотъемлемой его частью (теория кризисов и циклов). Если рассматривать XIX век, то первый мировой кризис разразился в 1857 году. Он был связан с обвалом акций на нью-йоркской фондовой бирже. Крах американской финансовой системы охватил все развитые страны и сильнее всего отразился на машиностроении и текстильной промышленности.

Второй мировой экономический кризис продолжался с 1873 по 1878 гг. и вновь начался с обвала нью-йоркской биржи. Рецессия коснулась Европы (кроме России), вызвала всплеск безработицы, но сильнее всего сказалась на Латинской Америке. Экономический кризис 1900 года был связан с перепроизводством товарного капитала, вызвавшим банкротство внушительного числа предприятий, сокращение международной торговли, снижение зарплат. Положение стало исправляться к 1903 году, и вплоть до Первой мировой войны глобальный рынок переживал стабильный и уверенный рост.

Экономические итоги промышленной революции

Согласно историческим экскурсам макроэкономистов, с 1820 по 1913 гг. показатели подушевого ВВП на Западе выросли более чем втрое, в то время как в странах Азии и Африки –примерно в 1,5 раза, средняя продолжительность жизни на Западе за тот же период увеличилась с 36 до 50 лет, в отсталых странах – с 24 до 26 лет. Число занятых в сельском хозяйстве в Великобритании сократилось с 37% в 1820 году до 15% в 1900 году, в США за тот же срок– с 70% до 35%.

Потребление первичной энергии на душу населения выросло в Великобритании с 1820 по 1913 гг. в 5,5 раз, а среднее количество лет обучения в той же Британии составило 2 года в 1820 году и примерно 9 лет в 1913 году. Подобные цифры фигурируют и в остальных показателях: производительности труда, капиталоемкости машин и оборудования, совокупной факторной продуктивности и др., и относятся к другим индустриальным странам. Это лучше всяких слов демонстрирует реальные достижения промышленной революции.

Пройти тест по теме

Источник обложки: Sufficient Velocity