Подарок просвещенной императрицы. Как в Российской империи появились библиотеки
27 мая 1795 года Екатерина II издает указ о создании Императорской публичной библиотеки. Вместе с библиотекой, которая должна была стать общедоступной, планировалось создать и крупнейшее в мире хранилище книг. Таким образом императрица стремилась показать свою искреннюю приверженность идеям Просвещения. В память об этом событии сегодня отмечают праздник – Общероссийский день библиотек.
Проект Екатерины Великой
Новая идея всерьез увлекла государыню. Екатерина II хотела превратить библиотеку в «собирательницу всех российских книг и рукописей». Примером для императрицы служили европейские библиотеки и архивы. Но было и одно важное отличие – доступ к чтению Екатерина Великая задумала сделать всеобщим. Хотя очевидно, что воспользоваться таким правом смогли бы далеко не все (крестьяне составляли большую часть населения и оставались неграмотными), благородное стремление было пропитано духом гуманизма так, как понимала его российская императрица. Место для новой библиотеки выбрали в центре Петербурга, на пересечении Сенной улицы и Невского проспекта. Неподалеку как раз находились императорский дворец и Гостиный двор, где всегда сновали толпы горожан. Фонды будущей библиотеки формировались одновременно с ее строительством. По распоряжению государыни из Варшавы привезли коллекцию братьев Залусских, а из Парижа – рукописное собрание сотрудника российского посольства Петра Дубровского. Увы, смерть Екатерины Великой в 1796 году не позволила ее планам осуществиться. Императорская библиотека открылась лишь через восемнадцать лет, когда Российской империей правил Александр I. В 1814 году состоялось торжественное открытие. На церемонии присутствовали самые известные деятели искусства и просвещения того времени: поэт Гавриил Державин, писатель-баснописец Иван Крылов, художник Орест Кипренский – в будущем автор портрета А.С. Пушкина. По заветам Екатерины II экспонаты могли посмотреть все желающие, вне зависимости от чина и звания.
«Книжные дома» на Руси
И все же Императорская библиотека была далеко не первым заведением подобного рода. Самое раннее упоминание о библиотеках на Руси относится к 1037 году – тогда в Киеве княжил Ярослав Мудрый. Писцам он поручил перевод греческих книг и переписывание славянских. Литература хранилась в Софийском соборе, возведенном в честь победы над печенегами. В те времена культура была доступна немногим: каждая книга стоила очень дорого, делалась из ценного материала и переписывалась «от руки». Все дети князя получили прекрасное образование, которое не только не уступало, но и превосходило европейское. Сын Ярослава Мудрого Всеволод, к примеру, владел пятью языками. Сам великий князь любил повторять, что «книги – суть те же самые реки, которые напояют вселенную».
Множество древнерусских книг погибло во время междоусобиц и набегов кочевников на Русь. Губительно на развитии библиотечного дела сказалось татаро-монгольское нашествие. Новый этап начался в конце XIV – XV веках, когда Московское княжество стремительно набирало силу и стало главным претендентом на объединение русских земель. В шестнадцатом столетии уже Иван Грозный смог собрать уникальную библиотеку, состоящую почти из тысячи книг на разных языках: от русского до латыни. Некоторые из них вполне могли существовать в единственном экземпляре и уже тогда представляли огромную ценность. В 1564 году началось книгопечатание: Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили первые книги, главная из которых – «Апостол». Однако русские люди в те времена не знали, что такое библиотека. Слова самого еще не было. Дело в том, что тогда использовался другой термин – «книжный дом», а порой попросту «книгохранительница» или «палата». Эти слова встречаются в разных источниках вплоть до первого десятилетия XIX века. Слово «библиотека» вошло в лексикон привилегированного сословия именно после открытия детища Екатерины Великой и ее царственного внука.
Время Просвещения
В восемнадцатом веке в дворянской среде зародилась мода на семейные и личные библиотеки. После открытия в 1755 году Московского университета студентам предоставили доступ к технической и гуманитарной литературе, а с 1804 года по школьному уставу полагалось создание библиотек при гимназиях. В годы царствования Александра II была заложена основа для существования первой публичной библиотеки в Москве – сегодня она известна как РГБ, но больше как «Ленинка». Коллекции книг и произведений искусства были переданы библиотеке по инициативе графа Николая Румянцева.
В 1870-х годах после Великих реформ стали появляться библиотеки при земствах и благотворительных обществах. Спустя двадцать лет к ним добавились читальни для рабочих, причем одни были нелегальными, другие основывались законным путем на средства фабрикантов и деятелей профсоюзов. В 1863 году в Москве появилась специализированная историческая библиотека: ее на собственные средства открыл дворянин Григорий Чертков в своем особняке, расположенном на Мясницкой улице. Книжный фонд состоял из тринадцати тысяч уникальных трудов. Некоторые книги из этой библиотеки еще читали Пушкин, Гоголь и Жуковский. Когда Григорий Чертков переехал в Петербург, свой легендарный особняк он безвозмездно передал Первопрестольной.
Адрес, знакомый каждому историку
Чертковская библиотека в 1887 году перешла в ведение Исторического музея. Книжные фонды становились все обширнее благодаря российским и зарубежным жертвователям. После Октябрьской революции библиотечное дело было признано одним из важнейших направлений развития культуры и образования. К 1940 году число советских библиотек перешло отметку в 250 тысяч, а книг там насчитывалось более пятисот миллионов. Двумя годами ранее Чертковскую библиотеку официально преобразовали в Государственную историческую. Завсегдатаи вскоре окрестили ее «Историчкой». Для учреждения выделили другое здание – дом в Старосадском переулке на станции метро «Китай-город», построенный еще до революционных событий 1917 года. Когда началась Великая Отечественная война, историческую библиотеку решили не закрывать. Она продолжала ежедневную работу, но не по привычному адресу, а в вестибюле метро «Курская», куда была перевезена во время битвы за Москву. Укрывавшиеся от бомбежек москвичи приходили в филиал библиотеки и, не выходя из метро, читали нужные им книги. В наши дни фонды исторической библиотеки насчитывают шесть миллионов экземпляров: и это не только книги, но и газеты, журналы, а также микрофильмы.
Обложка: Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия, начало 1790-х гг. Из собрания Третьяковской галереи
Источник: https://my.tretyakov.ru
Новое
Видео
Внешняя политика России второй половины XIX столетия
В лекции, посвященной внешней политики России второй половины XIX ст., показывается, что после заключения Парижского мирного договора главным направлением внешнеполитической деятельности российского дипломатического корпуса стала борьба за пересмотр отдельных условий договора. Отказ в одностороннем порядке от нейтрализации Черного моря был закреплен решениями Лондонской конференции 1871 г. Россия получила право военного укрепления Черноморского побережья, расширения южной морской торговли и хозяйственного освоения южных губерний. Но уже по результатам Берлинского конгресса 1879 г., который пересматривал условия Сан-Стефанского мирного договора после русско-турецкой войны 1877-1878 гг., Россия оказалась отброшенной назад в решении восточного вопроса. Европейские державы в очередной раз не только сорвали проект разрешения застарелой проблемы, но заложили предпосылки конфликта, приведшего в начале XX в. к Первой мировой войне. Период правления Александра II стал временем геополитического надлома в истории России. Впервые после многих десятилетий непрерывного территориального расширения Российская империя утратила ряд территорий. Особенно показательным шагом в этом отношении стала продажа Аляски, которая не могла быть удержана за недостатком людских, управленческих и материальных ресурсов. Вместе с тем, ввиду угрозы британской экспансии, было продолжено геополитическое расширение пределов империи в среднеазиатском направлении. В состав России была включена территория Кокандского ханства, под ее протекторатом оказались Бухарский эмират и Хивинское ханство. Переориентация при Александре III с "Союза трех императоров" на сближение с Францией, продиктованное общностью военно-стратегических интересов, обеспечило мир в Европе, вследствие чего российский император получил наименование Миротворца. Союз с Францией 1890-х гг. был направлен против Англии, тогда как в отношении Германии в это время Россия придерживалась умеренной политики, ограничиваясь дипломатической войной. В связи с новым союзом, русское правительство переориентировало свою позицию на Балканах, отказавшись в этом регионе от активных действий и приступив к активной политике на Дальнем Востоке.
Памятные даты военной истории России
Гангутское сражение. Памятные даты военной истории России
Что такое геральдика?
Лекция А.П. Черных, к.и.н., руководителя Центра гербоведческих исследований Института всеобщей истории Российской академии наук.