Почему «Спасти рядового Райана» все еще остается образцовым фильмом о Второй мировой войне
Рецензия на культовый фильм
Не скрою, немного обидно было признавать, что оскароносный фильм Стивена Спилберга все еще остается в пантеоне самых значительных кинолент об эпохе великой борьбы с нацизмом. Это после повторного просмотра свежим критическим взглядом.
И нет, не потому, что это голливудский образчик киноискусства. Фильм силен в плане смысловой нагрузки. Но к этому мы еще вернемся. Давайте разберемся, о чем же фильм, в чем заключаются его особые черты.
В начале внимание приковано к пожилому человеку – ветерану войны, который идет вместе с семьей по мемориальному кладбищу. Нам намекают – здесь будут воспоминания, будут говорить о людях, о личности. Глаза ветерана переносят нас в десантный корабль, в раннее туманное утро 6 июня 1944 года.
Всем известная сцена высадки на пляже Омаха вошла в историю киноискусства и была воспроизведена в многочисленных видеоиграх – от стародавней Call of Duty до свежей Enlisted. Здесь важно провести аналогию с попыткой показать переправу через Волгу в приснопамятном «Враг у ворот» Жана-Жака Анно.
Нужно четко понимать, как геройски показывают высадку своих рейнджеров и как извращенно, гротескно и фальшиво изображают подвиг бойцов дивизии Родимцева. При этом сам фильм о любви и ненависти к врагу. Но воспоминания Родимцева прямо-таки выворачивают, снимая о людях, прямо скажем, без любви к ним. В этом ключевая особенность и отличие двух фильмов. Режиссер позволил себе критиковать тех, кто подарил ему мир, в котором он живет. Но оставим это на совести Жана-Жака Анно и вернемся к ленте Спилберга.
И сразу отметим, что неудачное решение произвести высадку на участке «Омаха» не сваливают на высших офицеров. Ну, произошло и произошло, а рейнджеры смогли, прорвались. Важный урок №1 (по значению). Снимая кино о героях, говорить нужно о героях и их подвигах, а не подмешивать иные смыслы. Режиссер Спилберг, по некоторым данным, обратился к ветеранам и показывал им кадры еще во время производства для большей исторической достоверности. Интересно, что рыба, выброшенная на берег, была подсказана одним из ветеранов. Правда это или нет, неизвестно. Но стоит признать – сцена удалась. Как с точки зрения кинематографии, так и в историческом ключе. Если и говорить об иных смыслах, то в первую очередь об антропологическом нежелании человека умирать, об ужасе и неестественности боевых действий как таковых. Контрастом проходят характеры двух главных героев спокойно и устало делающих свою работу. Офицер и сержант – бывалые военные – пробивают своим спокойствием не только дот неприятеля, но и стену между зрителем. С этого момента мы уже безвольно идем за офицером и сержантом, как новоиспеченные солдаты в их взводе.
Главное задание отряда по-своему уникально. Райан – последний из четверых братьев, ушедших на фронт, – еще жив. Те самые высшие офицеры проявляют огромное милосердие по отношению к простому солдату и на совещании принимают решение вытащить его из гущи боев за Нормандию. Трудно представить себе совещание командующих всеми операциями в ходе высадки, беспокоящихся о судьбе одного-единственного солдата, но эффект от сцены сильный. Урок №2 хорошего фильма о героях – показать единение сил добра ради благородной цели. Это люди того разряда, о которых пел Булат Окуджава «Все мы войны шальные дети – и генерал, и рядовой». Отряд отправляется на поиски рядового.
Дальнейшие события подводят нас к уроку №3. Герой – есть герой. Он действует исходя из моральных установок и четко, не сворачивая, идет по компасу, указывающему на правду. Правду солдата, правду офицера, правду того, кто живет в шаге от смерти. «Чем ближе к смерти, тем чище люди», – поет нам известный музыкант. И здесь есть над чем подумать. Правда трудно обретается. И в жизни, и на войне. Сам офицер говорит о задании: «Только так я смогу вернуться к своей жене».
И дело даже не в расстоянии или выслуге лет. Дело в разнице между теми, кто прошел через войну, и теми, кто живет в мире. Здесь нашему пониманию открывается (на примере, пускай, иностранного офицера) огромная рана на сердце миллионов наших соотечественников, вернувшихся с войны и отстроивших мир заново. Люди честно работали, но часто скрывали, как тяжело им, прошедшим через ад, вернуться к спокойной жизни. Об их подвиге – мирном и военном – уже снято немало, и, уверен, будет впереди еще больше отличных фильмов. Но что там Райан?
Пройдя несколько героических эпизодов, сравнимых, пожалуй, с Одиссеей, поредевшая команда спасателей находит рядового Райана. И здесь мы видим еще больший, уже на грани, конфликт: молодой солдат отказывает офицеру и остается сражаться с врагом, так как мост очень важен, его нужно удержать. Пожалуй, это единственный эпизод, когда ты понимаешь некоторую наигранность. Опытный майор не стал бы спорить с пылким юнцом, а взял бы того в охапку и отвез на КП. И все же майор не только разрешает Райану остаться, но и сам решает принять бой. Наверное, только глубокий экзистенциальный кризис человека, прошедшего горнило войны, мог толкнуть офицера на подобный шаг, граничащий с безумием. Но кино не совсем о реальности, фильм о воспоминаниях самого Райана, причем пожилого. И далее мы увидим еще одну батальную сцену, возможно, одну из лучших для кино XX века.
Надо отметить, что на характер ключевого персонажа – офицера –повлиял исполнитель Том Хэнкс. Изначально пространные речи бывшего учителя актер счел чрезмерными для закаленного Италией и Сицилией фронтовика. Он знает цену словам, и в его немногословных диалогах мы находим главную ценность фильма – его смысловое содержание, ценности, идеи. И выражены они максимально полно, ясно и цельно, в одной-единственной фразе, оброненной в предсмертный час Райану: «Будь достоин». Если разобраться, это главная идея всего фильма, да и, пожалуй, цель жанра, и главный урок хорошего кино о подвигах – донести простую истину до широкой аудитории. Они погибли за нас. Будем жить ради них, ради их подвига, соизмеряя свои шаги с их шагами, свои поступки с их героическими делами. Неизвестно, читал ли Спилберг Роберта Рождественского, но именно к тому же приходит великий поэт, прожив внутри себя Великую Отечественную войну:
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших,
будьте достойны!
Вечно
достойны!
Что сказать? От слез удержаться при просмотре фильма «Спасти рядового Райана» трудно. И трудно будет удержаться не только подросткам, ведь акценты и ударения в нем расставлены очень точно. А слезы старика у могилы своего спасителя оборачиваются хеппи-эндом, ведь мы видим семью за плечами ветерана, которую поднял Райан, возвратившийся с войны и проживший долгую счастливую жизнь. Достойную жизнь. Что сказать? Будем и мы достойны памяти павших. И надеемся увидеть впереди столь же достойные фильмы о Великой Отечественной войне, ведь вклад советского народа в Победу над фашизмом несоизмеримо больше любого другого народа. Больше подвигов, больше героев, больше нравственных смыслов и истин, еще ожидающих открытия, а, может быть, экранизации. А пока фильм «Спасти рядового Райана» занимает место среди важнейших кинолент о Второй мировой войне наряду с шедеврами советского кино, такими как «Они сражались за Родину» или «Судьба человека».
Новое
Видео
11 сентбяря 1790 г. День воинской славы России. Победа Ушакова у мыса Те́ндра
11 сентября 1790 года – День воинской славы России. Русская эскадра Фёдора Ушакова одержала победу над турками у русских берегов Черного моря – у мыса Тендра
Что отражает история
В мини-лекции историк Григорий Герасимов рассказывает о том, как создается образ прошлого историком, где он находится и что отражает.
Ошибки русской ставки: Пруссия и Карпаты (видеоблог Петра Романова)
Ошибки русской ставки: Пруссия и Карпаты (видеоблог Петра Романова)