Почему «Спасти рядового Райана» все еще остается образцовым фильмом о Второй мировой войне
Рецензия на культовый фильм
Не скрою, немного обидно было признавать, что оскароносный фильм Стивена Спилберга все еще остается в пантеоне самых значительных кинолент об эпохе великой борьбы с нацизмом. Это после повторного просмотра свежим критическим взглядом.
И нет, не потому, что это голливудский образчик киноискусства. Фильм силен в плане смысловой нагрузки. Но к этому мы еще вернемся. Давайте разберемся, о чем же фильм, в чем заключаются его особые черты.
В начале внимание приковано к пожилому человеку – ветерану войны, который идет вместе с семьей по мемориальному кладбищу. Нам намекают – здесь будут воспоминания, будут говорить о людях, о личности. Глаза ветерана переносят нас в десантный корабль, в раннее туманное утро 6 июня 1944 года.
Всем известная сцена высадки на пляже Омаха вошла в историю киноискусства и была воспроизведена в многочисленных видеоиграх – от стародавней Call of Duty до свежей Enlisted. Здесь важно провести аналогию с попыткой показать переправу через Волгу в приснопамятном «Враг у ворот» Жана-Жака Анно.
Нужно четко понимать, как геройски показывают высадку своих рейнджеров и как извращенно, гротескно и фальшиво изображают подвиг бойцов дивизии Родимцева. При этом сам фильм о любви и ненависти к врагу. Но воспоминания Родимцева прямо-таки выворачивают, снимая о людях, прямо скажем, без любви к ним. В этом ключевая особенность и отличие двух фильмов. Режиссер позволил себе критиковать тех, кто подарил ему мир, в котором он живет. Но оставим это на совести Жана-Жака Анно и вернемся к ленте Спилберга.
И сразу отметим, что неудачное решение произвести высадку на участке «Омаха» не сваливают на высших офицеров. Ну, произошло и произошло, а рейнджеры смогли, прорвались. Важный урок №1 (по значению). Снимая кино о героях, говорить нужно о героях и их подвигах, а не подмешивать иные смыслы. Режиссер Спилберг, по некоторым данным, обратился к ветеранам и показывал им кадры еще во время производства для большей исторической достоверности. Интересно, что рыба, выброшенная на берег, была подсказана одним из ветеранов. Правда это или нет, неизвестно. Но стоит признать – сцена удалась. Как с точки зрения кинематографии, так и в историческом ключе. Если и говорить об иных смыслах, то в первую очередь об антропологическом нежелании человека умирать, об ужасе и неестественности боевых действий как таковых. Контрастом проходят характеры двух главных героев спокойно и устало делающих свою работу. Офицер и сержант – бывалые военные – пробивают своим спокойствием не только дот неприятеля, но и стену между зрителем. С этого момента мы уже безвольно идем за офицером и сержантом, как новоиспеченные солдаты в их взводе.
Главное задание отряда по-своему уникально. Райан – последний из четверых братьев, ушедших на фронт, – еще жив. Те самые высшие офицеры проявляют огромное милосердие по отношению к простому солдату и на совещании принимают решение вытащить его из гущи боев за Нормандию. Трудно представить себе совещание командующих всеми операциями в ходе высадки, беспокоящихся о судьбе одного-единственного солдата, но эффект от сцены сильный. Урок №2 хорошего фильма о героях – показать единение сил добра ради благородной цели. Это люди того разряда, о которых пел Булат Окуджава «Все мы войны шальные дети – и генерал, и рядовой». Отряд отправляется на поиски рядового.
Дальнейшие события подводят нас к уроку №3. Герой – есть герой. Он действует исходя из моральных установок и четко, не сворачивая, идет по компасу, указывающему на правду. Правду солдата, правду офицера, правду того, кто живет в шаге от смерти. «Чем ближе к смерти, тем чище люди», – поет нам известный музыкант. И здесь есть над чем подумать. Правда трудно обретается. И в жизни, и на войне. Сам офицер говорит о задании: «Только так я смогу вернуться к своей жене».
И дело даже не в расстоянии или выслуге лет. Дело в разнице между теми, кто прошел через войну, и теми, кто живет в мире. Здесь нашему пониманию открывается (на примере, пускай, иностранного офицера) огромная рана на сердце миллионов наших соотечественников, вернувшихся с войны и отстроивших мир заново. Люди честно работали, но часто скрывали, как тяжело им, прошедшим через ад, вернуться к спокойной жизни. Об их подвиге – мирном и военном – уже снято немало, и, уверен, будет впереди еще больше отличных фильмов. Но что там Райан?
Пройдя несколько героических эпизодов, сравнимых, пожалуй, с Одиссеей, поредевшая команда спасателей находит рядового Райана. И здесь мы видим еще больший, уже на грани, конфликт: молодой солдат отказывает офицеру и остается сражаться с врагом, так как мост очень важен, его нужно удержать. Пожалуй, это единственный эпизод, когда ты понимаешь некоторую наигранность. Опытный майор не стал бы спорить с пылким юнцом, а взял бы того в охапку и отвез на КП. И все же майор не только разрешает Райану остаться, но и сам решает принять бой. Наверное, только глубокий экзистенциальный кризис человека, прошедшего горнило войны, мог толкнуть офицера на подобный шаг, граничащий с безумием. Но кино не совсем о реальности, фильм о воспоминаниях самого Райана, причем пожилого. И далее мы увидим еще одну батальную сцену, возможно, одну из лучших для кино XX века.
Надо отметить, что на характер ключевого персонажа – офицера –повлиял исполнитель Том Хэнкс. Изначально пространные речи бывшего учителя актер счел чрезмерными для закаленного Италией и Сицилией фронтовика. Он знает цену словам, и в его немногословных диалогах мы находим главную ценность фильма – его смысловое содержание, ценности, идеи. И выражены они максимально полно, ясно и цельно, в одной-единственной фразе, оброненной в предсмертный час Райану: «Будь достоин». Если разобраться, это главная идея всего фильма, да и, пожалуй, цель жанра, и главный урок хорошего кино о подвигах – донести простую истину до широкой аудитории. Они погибли за нас. Будем жить ради них, ради их подвига, соизмеряя свои шаги с их шагами, свои поступки с их героическими делами. Неизвестно, читал ли Спилберг Роберта Рождественского, но именно к тому же приходит великий поэт, прожив внутри себя Великую Отечественную войну:
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших,
будьте достойны!
Вечно
достойны!
Что сказать? От слез удержаться при просмотре фильма «Спасти рядового Райана» трудно. И трудно будет удержаться не только подросткам, ведь акценты и ударения в нем расставлены очень точно. А слезы старика у могилы своего спасителя оборачиваются хеппи-эндом, ведь мы видим семью за плечами ветерана, которую поднял Райан, возвратившийся с войны и проживший долгую счастливую жизнь. Достойную жизнь. Что сказать? Будем и мы достойны памяти павших. И надеемся увидеть впереди столь же достойные фильмы о Великой Отечественной войне, ведь вклад советского народа в Победу над фашизмом несоизмеримо больше любого другого народа. Больше подвигов, больше героев, больше нравственных смыслов и истин, еще ожидающих открытия, а, может быть, экранизации. А пока фильм «Спасти рядового Райана» занимает место среди важнейших кинолент о Второй мировой войне наряду с шедеврами советского кино, такими как «Они сражались за Родину» или «Судьба человека».
Новое
Видео
Галицийская битва. (видеоблог Петра Романова)
Галицийская битва. (видеоблог Петра Романова)
10 декабря 1877 год Взятие крепости Пле́вна
10 декабря 1877 года русские войска взяли крепость Плевна в Болгарии. Блестящая победа предрешила исход русско-турецкой войны. Благодарные болгары обещали, что это сражение «навсегда останется в памяти потомков»!
Российская Федерация в 1992-1993 годы
Российская Федерация в 1992-1993 годы