Главная / Статьи /Вы здесь

По следам летчика. Выживший на Новгородчине

12/13/2021
22607
9
По следам летчика. Выживший на Новгородчине

«Не раздумывать, не раскисать, не разводить, как говорил майор, достоевщину, а плыть к Оле навстречу, плыть против течения, плыть вперед, чего бы это ни стоило, положить все силы – и доплыть!». Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Сюжет нового фильма Рената Давлетьярова важен для осознания факта, что многие летчики, включая знаменитого Алексея Маресьева, смогли выжить после катастрофы и найти в себе силы вновь сесть за штурвал. Это ода им, покорившим небо своей силой воли.

Петр Федоров в главной роли

Выживание – дело тонкое, особенно во время зимы. И на грани невероятного – во время Великой Отечественной войны. Герой прямо отвечает о двигавшей им мотивации – бить врага за любимых, за товарищей, за своих людей. В этом недвусмысленном манифесте жизни заключается главный, возможно, посыл автора фильма – поговорить еще раз о мотивации советского народа, массово вставшего на защиту Родины.

В лице героя мы видим собирательный образ. Конечно, первая ассоциация с летчиком, потерявшим способность ходить, но пробравшимся к своим, – с Алексеем Маресьевым. Летчик сумел дотянуть на самолете, подбитом в ходе воздушного боя, до нашей территории. В тяжелейших условиях герой сумел добраться до населенного пункта ползком. В ходе операции ему ампутировали обе ноги, но это не сломило летчика. Уверенный в своих силах, он научился ходить на протезах и зарядил своей уверенностью летное командование.

Афиша фильма

Но вернемся на полгода назад в жизни героя. Алексей сражался в составе 296-го истребительного авиаполка, оказывающего сопротивление врагу на Юго-Западном фронте. Первый боевой вылет Маресьев совершил вблизи Кривого Рога 23 августа 1941 года. Опытные пилоты люфтваффе на мощных крылатых машинах были очень серьезным соперником. Авиация Красной армии испытывала огромные сложности, сражаясь в меньшинстве после гибельного удара 22 июня по аэродромам у границ.

Определенный опыт, накопленный Маресьевым к началу сражений, сыграл важную роль. Остаться в живых в течение всего 1941 года, сражаться в воздушных боях и не погибнуть – титанически трудная задача, с которой Алексей Петрович справился. Однако он и представить себе не мог, что еще его ждет.

В начале 1942 года летчик откроет счет: транспортный самолет Юнкерс-52 будет сбит в начале 1942 года. А к моменту перевода на Северо-Западный фронт на счету летчика будет уже четыре вражеские машины.

Нацисты

Окружение 100-тысячной группировки немецких войск в районе Селигера и Ильменя весной 1942 года оказалось неприятной неожиданностью для командования вермахта, однако в скором времени были приняты действенные меры для поддержки окруженных. Специальный авиамост, предложенный люфтваффе, позволял снабжать группировку. Организованное и сильное сопротивление, с которым столкнулись войска Красной армии, обуславливалось и «небитостью» сил гитлеровцев, ведь это были дивизии первого формирования, которые прошагали всю Европу, не зная поражений.

4 апреля 1942 года в боях за небо над Демянским котлом в составе группы прикрытия советских бомбардировщиков Алексей Мересьев был сбит на самолёте Як-1.

Алексей Маресьев

Но вернемся к фильму. В нем герою противопоставлена стихия, дикие звери и нацистские оккупанты. В то же время местные жители оказывают посильную и деятельную помощь в спасении летчика. Жестокость и ужасы оккупации, планомерная работа в рамках плана «Ост» на местах находят отражение в кадрах фильма.

Конфликт между желанием выжить любым путем и боевым братством раскрывается в характерах двух окруженцев, спасающих раненого летчика.

Петр Федоров исполнил свою роль натуралистично и живо. В переживаниях главного героя после спасения мы видим все оттенки чувств человека, обретшего вновь волю к жизни.

Актриса Анна Пескова

Визуальное исполнение и спецэффекты реалистичны даже без поправки на отечественные бюджеты. Поскольку образ главного героя все же собирательный, режиссер предоставил ему штурмовик Ил-2. Машина выглядит мощной и тяжелой, как и положено штурмовику.

Ил-2, кадры из фильма

Данная модификация машин появилась ближе к концу 1942 года. Но еще раз – в фильме мы видим собирательный образ, оду героям, не потерявшим надежды, тем, кто восстановился и снова сел за штурвал самолета, будучи инвалидом по ранениям, но не в душе. Таких людей в истории Великой Отечественной войны более десятка, и все они достойны упоминания в фильме. За это хочется сказать большое спасибо режиссеру, воплотившему столь важный для понимания подвиг в современном качественном фильме.

Ил-2 – гордость советской авиации

В итоге после ряда опусов современного военного российского кино, мы видим контуры оформившегося актуального взгляда на события 80-летней давности. Это взгляд взвешенный и жесткий, но недвусмысленно разграничивающий понятия. 22 июня в нашу страну вторглись бесчеловечно жестокие люди, они жгли и убивали. Потому красной линией через весь фильм проходит мотивация главного героя – сражаться нужно за близких людей, за братьев по оружию, за свою землю.

Рекомендуем