«По примеру Коллонтай ты жене свободу дай!» К годовщине смерти первой в мире женщины-министра

3/9/2017

9 марта 1952 года на 80-м году жизни в Москве умерла Александра Михайловна Коллонтай, благодаря которой список женских профессий пополнился премьерами и дипломатами.

Ангела Меркель занимает пост канцлера ФРГ двенадцатый год и очень хочет в нынешнем году избраться на новый срок. При канцлере Меркель пятый год пост министра обороны занимает Урсула фон дер Ляйен. Весь этот  матриархат, от которого поколения германских милитаристов переворачиваются в гробу, теперь привычен во многих странах Европы и мира.

Но начало было положено в 1917-м ленинским Совнаркомом, в первом составе которого пост наркома общественного призрения получила 45-летняя большевичка Александра Коллонтай.

«По примеру Коллонтай ты жене свободу дай!» К годовщине смерти первой в мире женщины-министра

Да здравствует 8 марта!

Генеральская дочь Шурочка Домонтович, после единственного в своей жизни замужества в 1893-м принявшая фамилию Коллонтай, долго искала место в жизни. Откровенно стервозный характер оказался фактором двойственным, помогая пробиваться сквозь политические дрязги и мужские условности, но здорово мешая занять серьёзную и долговременную позицию у власти – таковы же и нынешние носительницы психологического типа Коллонтай, среди которых умученная Трампом Хиллари Клинтон и Юлия Тимошенко. Оставив в 1898 году мужа и малолетнего сына, Александра уехала учиться в Швейцарию, избрав с той поры участь социал-демократки и теоретика женского вопроса.

Появление праздника 8 марта на отечественной почве – во многом её заслуга. В феврале 1914-го Коллонтай написала агитационную статью «И в России будет женский день!», где убеждённо утверждала: «Тяжёлая борьба предстоит русским пролетаркам, но сознание того, что им обеспечена симпатия пробудив­шихся зарубежных товарищей по классу, вселяет в них новое чувство. Готовые к борьбе, они обращаются к своим товарищам по ту сторону границы: и мы уже близки к тому дню, когда социалисты-пролетарии всего мира сом­кнутыми рядами, сознательные и храбрые, выступят про­тив капиталистического мира. Мы с вами в этот день на­чала непримиримой борьбы против эксплуатации и раб­ства. Мы хотим делать наше дело так, чтобы Женский день приблизил нас к главной цели — неизбежной, страст­но желаемой социальной революции».

Уже спустя три года вожделенная революция свершилась, и Александра Михайловна испытала свою минуту славы: наркомом она пробыла с 11 ноября 1917-го по 23 февраля 1918 года, успев в это очень непростое время сделать и нечто конструктивное: при наркомате были созданы отдел по охране материнства и младенчества и коллегия по охране и обеспечению материнства и младенчества.

Антисоветски настроенная публика к тому времени связывала имя Коллонтай с Лениным – слухи о их отношениях сохранились даже в материалах французской разведки режима Виши 1940-х годов, где женщина-нарком названа «гражданской женой» Ильича. Горе-разведчики в качестве источника использовали популярные при Временном правительстве петроградские стишки невысокого пошиба, которые распевали на мотив «Из-за острова на стрежень»:

Из-за города Кронштадта
На простор реки Невы
Выплывает много лодок,
В них сидят большевики.

На передней Колька Ленин.
С Коллонтайкою мадам
Свадьбу новую справляет
Русь продавший немцам хам.

Позади их слышан ропот:
«Пропадёт владыка наш,
Он идею большевизма
Продал ночью за массаж».

Заканчивалось всё плохо, как и у песенного Разина с княжной:

Мощным взмахом подымает
Ленин фрау Коллонтай
И за борт её бросает:
«Доннер веттер, наших знай».

На самом деле никаких амурных похождений у Н. Ленина (таков был его псевдоним для печатных текстов) с Коллонтай не было, а выдвижение в наркомы было логичным следствием активности «мадам» в рядах большевиков в Петрограде 1917 года – она и под арестом у Временного правительства тем летом успела побывать, пришлось выкупать под залог за деньги Максима Горького.

Любовь пчёл трудовых

Образ Коллонтай неотделим от её личной жизни. С лёгкой руки нобелевского лауреата Ивана Бунина к ней прилип ярлык «прирождённой преступницы и проститутки», Питирим Сорокин величал её «нимфоманкой», кое-что знавшие из античной истории считали главу ведомства общественного призрения «советской Мессалиной», сравнивая с распутной супругой римского императора Клавдия.

На самом деле слухи о развратности пламенной большевички были очень сильно преувеличены, в этом плане её превосходили даже скромные советские старшеклассницы, тайком от родителей вполне способные «дружить» сразу с несколькими молодыми людьми. Александра Михайловна неизменно призревала лишь одного избранника, но романов своих не скрывала и в зрелом возрасте предпочитала мужчин гораздо моложе, из которых более всех известен красный матрос, а потом советский военачальник Павел Дыбенко. Если и была в стишках 1917 года правда, так только в этих строчках: «И кусками сыплет пудра с вечно юной Коллонтай».

Другое дело, что Коллонтай очень много теоретизировала по поводу якобы принесённого советской властью «крылатого Эроса» на смену неправильной феодальной и буржуазной сексуальности. При этом отношения мужчины и женщины в 1923 году лихо объявлялись ею делом общественным: «Беглый взгляд на эволюцию идеала любовно-брачных отношений поможет вам, мой юный товарищ, осознать и понять, что любовь вовсе не есть «частное дело», как это кажется с первого взгляда. Любовь – ценный психо(душевно)-социальный фактор, которым человечество инстинктивно руководило в интересах коллектива на протяжении всей своей истории. Дело трудового человечества, вооружённого научным методом марксизма и пользующегося опытным материалом прошлого, понять: какое место в социальном общении должно новое человечество отводить любви?». Прочные семейные отношения она считала пережитком прошлого: «Идеалом любви буржуазной морали являлась любовь законобрачной супружеской пары. […] Для классовых задач рабочего класса совершенно безразлично, принимает ли любовь форму длительного и оформленного союза или выражается в виде преходящей связи».

 Уже в 1930-х годах советская власть подобные воззрения объявила «разложением в быту» и решительно осудила (см. кинокартину «Бриллиантовая рука»). За Коллонтай и помимо этого к тому времени имелось немало грехов: до революции состояла в рядах ликвидаторов и отзовистов, в 1918-м выступала против Брестского мира, состояла в «рабочей оппозиции», а любимые ею мужчины оказывались врагами народа.

Посол Советского Союза

Оказаться на скамье подсудимых рядом с Дыбенко ей помешал лично товарищ Сталин. Их сотрудничество ограничилось в конце 1917-го краткой совместной поездкой двух наркомов в Гельсингфорс на съезд финских социал-демократов, но с той поры Иосиф Виссарионович относился к Александре Михайловне дружески-снисходительно, не усматривая в её взглядах и делах серьёзной опасности. Из «рабочей оппозиции» Коллонтай переметнулась именно к сталинскому крылу в партии, а от внутренних проблем именно при поддержке Сталина её скоро избавили, отправив на дипломатическую работу.

15 февраля 1924 года Норвегия официально признала СССР, а Александра Михайловна стала первой в мире женщиной-послом. Дипломат из неё, знавшей полдюжины языков, вышел хороший, что показала затем её многолетняя работа в Швеции, и советский фильм «Посол Советского Союза» с Юлией Борисовой в главной роли историю особо не искажал.

Сталина Коллонтай высоко ценила даже в частном дневнике. Летом 1934 года, побывав на пленуме ЦК, она записала: «От него исходит какое то "магнетическое" излучение. Обаяние его личности, чувство бесконечного доверия к его моральной силе, неисчерпаемой воле и чёткости мысли. Когда. Сталин близко – легче жить, увереннее смотришь в будущее, и радостнее на душе. […] Все сидят. Он один ходит взад и вперёд. Слушает. Внимательно слушает. А на лице улыбка. За такой улыбкой прячутся большие мысли, большие решения. В ней чувствуется снисходительность к человеческому недомыслию...».

Тут первая в мире женщина-министр и женщина-посол попала в самую точку. Персонально к ней «снисходительность к недомыслию» была проявлена в полной мере – это ещё одна вариация на тему «цвета нации», когда новой власти могут пригодиться искренние оригиналы, способные сделать мир ярче.