En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Пилоты высшего класса. История пилотажной группы «Стрижи»

06.05.2019

«Если летчик хотя бы на полсекунды отвлечется, то не факт, что при скорости 600-700 км/ч он сумеет выдержать свое место в строю».
Полковник С. Осяйкин, начальник по боевой подготовке 234 ЦПАТ.

6 мая исполняется 28 лет со дня основания одной из самых известных пилотажных групп мира – знаменитых «Стрижей»

История высшего пилотажа в России ведет отсчет с начала ХХ века. Смелые русские пилоты, такие как штабс-капитан Пётр Нестеров, автор мёртвой петли, становились первыми в воздухе из года в год. Менялись поколения боевых машин, условия их применения, но наши лётчики продолжали оставаться лучшими, и сегодня мы расскажем о «Стрижах», наследниках и достойных продолжателях школы русского высшего пилотажа.

Наследники героев

Свою родословную пилотажная группа «Стрижи» ведет от настоящих храбрецов – советских асов, схлестнувшихся с немецкими «Кондорами» и итальянскими «Фалько» в небе Испании в ходе гражданской войны. Позже, уже в годы Великой Отечественной войны, из этих пилотов сформировали особый 19-й истребительный краснознаменный авиаполк – единственный в ВВС Красной Армии, занимавшийся «свободной охотой». Мы уже рассматривали героическую историю полка в годы войны, а более четырехсот сбитых полком немецких самолетов, наглядное тому подтверждение.

Пилоты высшего класса. История пилотажной группы «Стрижи»
Источник: strizhi.ru

Фронтовой, «пилотажный», как его прозвали за высокое личное мастерство каждого летчика-истребителя, полк был переформирован в 176-й Проскуровский ГВИАП. Он находился в составе ВВС СССР до 1960 года, когда в ходе изменения штатной структуры ВВС, был расформирован вместе со всей 98-й ИАД. Однако история славного полка на этом не закончилась. По ходатайству трижды Героя Советского Союза легендарного летчика-истребителя И.Н. Кожедуба в 1966 году регалии полка были переданы в Кубинку, в 234 ГВИАП, который стал наследником фронтовых пилотажников-охотников.

Лицо ВВС

Полк занимался учебно-боевой подготовкой, которая велась на высшем уровне, со временем 234-й стал лицом всех советских военно-воздушных сил. Основной задачей полка было проведение многочисленных воздушных парадов, и мероприятий по демонстрации фигур и приемов высшего пилотажа. Активно истребители занимались и освоением новейшей авиатехники, создавали наставления для других пилотов ВВС СССР, которым только предстояло получать новые истребители. К традиционным грандиозным воздушным парадам в Тушино добавилась и работа по эскортированию в воздухе в случае необходимости самолетов первых лиц государства, иностранных гостей и советских космонавтов. В полк часто приезжали министры обороны, руководители государства и партии, чтобы ознакомиться с новинками отечественного авиапрома. Тем не менее полк постоянно проводил учебно-боевые вылеты, и его лётчики в любое время могли быть привлечены к выполнению боевых задач.

Пилоты высшего класса. История пилотажной группы «Стрижи»
Источник: strizhi.ru

Настоящим рождением будущей пилотажной группы стал 1983 год. Пилотам полка была поставлена задача первыми освоить новейший истребитель четвертого поколения МиГ-29, первые машины прибыли именно в 234-й. Три года прошли в активных полетах по внедрению и испытанию новейшего многоцелевого истребителя. В 1986 году состоялся дружеский визит советских пилотов полка на МиГ-29 в Финляндию, тогда над авиабазой Риссала в плотном строю прошла шестерка наших МиГов. В 1988 году советские пилоты в составе пары МиГов посетили знаменитый салон в британском Фарнборо, годом позже – во французском Ле-Бурже, где наша пара истребителей поражала зрителей слаженностью и мастерством пилотирования. Тогда же у лётчиков полка появилась идея создать новый имидж своим машинам. Первые два МиГа, перекрасили в бело-красные цвета, с синими молниями вдоль фюзеляжа и синими килями. Эмблемой избрали вёрткую птицу стрижа, изображение которого наносили на воздухозаборники, получились яркие и запоминающиеся боевые машины.

Пилоты высшего класса. История пилотажной группы «Стрижи»
Источник: strizhi.ru

А в 1990 году в полку уже по приказу формировалась пилотажная группа на боевых истребителях, которая осваивала всевозможные фигуры высшего пилотажа. Тогда же пилоты освоили технику полета в строю с расстоянием между машинами менее 3 метров.

«Стрижи» сейчас

6 мая 1991 года стало официальной датой формирования новой пилотажной группы, получившей название «Стрижи», по уже полюбившейся лётчикам полка эмблеме. Первым командиром группы стал гвардии майор Дятлов А. М. С этого дня начинается интенсивная пилотажная работа группы. Большинство наших соотечественников хотя бы раз видели работу «Стрижей» в небе по телевизору или вживую. Мастерство пилотов удивляет и по сей день. Причем группа не останавливается на достигнутом, постоянно отрабатывает новые приемы и способы построения.

Пилоты высшего класса. История пилотажной группы «Стрижи»
Источник: strizhi.ru

В тяжелые для отечественных ВВС 90-е годы группы высшего пилотажа, в их числе и «Стрижи», стали надежным способом сохранить высочайший уровень пилотажа наших лётчиков-истребителей. Отсюда и другое направление деятельности группы – педагогическое, наработки летчиков-асов из «Стрижей» становятся методическими рекомендациями для внедрения в линейных авиаполках ВВС РФ.

За время существования группы её пилоты провели несколько сотен выступлений как в России, так и за рубежом. Авторитетнейшие авиасалоны – в Ле-Бурже, Фарнборо, в Индии, Арабских Эмиратах, отечественный МАКС – высоко оценивают мастерство наших пилотов-асов. Группа имеет большой репертуар фигур высшего пилотажа, осуществляемых группой или парой самолётов, впечатляюще выглядят и одиночные выступления. В комплекс выступлений входят такие пилотажные порядки, как «пирамида», «молот», «звезда», «стрела», «крест» и «крыло». На авиасалоне МАКС-2007 группа из 9 самолётов (4 МиГ-29 «Стрижи» и 5 Су-27 «Русские Витязи») в пилотажном порядке «Большой бриллиант» («большой ромб», «смешанный ромб») выполнили «бочку». Этого (в смешанном строю из разных типов самолётов) не удавалось ещё никогда ни одной пилотажной группе в истории мировой авиации. Не так давно у группы появился новый элемент программы – шестёрка «Стрижей» выполняет петлю с выпущенным шасси и включёнными фарами.

Пилоты высшего класса. История пилотажной группы «Стрижи»
Источник: strizhi.ru

За время существования «Стрижей» аварию потерпел только один самолет группы, в оба двигателя попали птицы, оба пилота МиГ-29УБ успешно катапультировались и не пострадали.

Сейчас один из летчиков группы полковник Сергей Осяйкин осваивает с коллегой из «Русских витязей» в паре самолеты пятого поколения Су-57. С большой уверенностью можно говорить, что группа продолжит свою работу, освоит новые МиГ-35 и будет радовать зрителей своим мастерством, а потенциальных противников России заставит в очередной раз снять шляпу.

Источник обложки: strizhi.ru

Теги:
История СССР
7354

Поделиться

Соцсети

Новое

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Бородинская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

День партизан и подпольщиков.

Видео

Вторая мировая война на карте.

Вторая мировая война на карте.

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте