Популярные
Статья: День военной солидарности трудящихся
Трофимов Антон
5/1/2022
Статья: Как появилась главная военная академия России
Трофимов Антон
5/4/2022
Статья: Живые и мертвые
Трофимов Антон
5/9/2022
Статья: Моряки покоряют воздух, или Крылья со звездами над Берлином
Сементковский Андрей
5/16/2022
Статья: Люди Непокоренной Республики. Как живет ЛНР?
Ильин Андрей
5/13/2022
Статья: Полк «Азов» был инкубатором для элиты будущей диктаторской Украины
5/16/2022
Статья: Первое подледное плавание в мире
Трофимов Антон
5/24/2022
Статья: Таможня дает добро
Иванов Владимир
5/26/2022
Статья: Глава II Советский Союз в 1920–1930-е годы
5/19/2022

16 марта 1936 года с конвейера Горьковского автозавода сошёл первый массовый советский легковой автомобиль – «М-1».
«Каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить. Каждый, у кого есть машина, мечтает ее продать. И не делает это лишь потому, что, продав, останется без машины», – кто не помнит эту замечательную фразу из фильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Фильм был снят в 1966 году.
И это было время, когда легковой автомобиль прочно занял место в нашей повседневной жизни, а вот в 30-е годы транспортного изобилия в стране не было, потому и не было повода так говорить. Легковушки по улицам наших городов ездили, но это были «Форды», «Рено», «Опели», «Мерседесы» и, конечно, «Антилопа Гну» Адама Козлевича из романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок».
Догоним и перегоним
Всё начало меняться в начале 30-х годов. Сначала в 1932 году был построен Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). Правда, первоначально он носил другое гордое название: Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова. Завод начал выпускать автомобиль «ГАЗ-А», который, по сути, был копией машины Ford Model A. Эта машина стала плодом договорённости между СССР и американской компанией Ford.
В 1933 году под руководством главного конструктора завода Андрея Липгара, началась разработка нового автомобиля. За основу был взят автомобиль «Форд-40», который предоставили американцы в виде технической помощи.
В 1936 году с конвейера Горьковского автомобильного завода сошла первая серийная советская легковая автомашина. ГАЗ М-1 («эмка»). Название М-1 имело простую расшифровку: Молотовский-1, в честь председателя СНК товарища В. М. Молотова.
ГАЗ М-1 Воронежского такси в 1938 году
Машина была узнаваема внешне, но по сути это был совсем другой автомобиль. Было изменено практически всё – от рулевого управления до двигателя. Для своего времени это был очень продвинутый автомобиль. Среди новшеств можно назвать и регулируемые сидения, и противосолнечные козырьки, и форточки в окнах, и прикуриватель, и указатель уровня топлива, а также ряд других.
На дорогах автомобиль ГАЗ М-1 разгонялся до 105 км/час, а по проходимости ему могли бы позавидовать многие современные внедорожники. В таком виде машина выпускалась до июня 1943 года, и всего было выпущено 62 888 автомобилей. В годы войны во время бомбардировки города Горького был разрушен кузовной цех, и завод вынужден был прекратить их производство. Но заводчане из оставшихся деталей смогли собрать ещё 233 автомобиля, и только после этого производство окончательно прекратилось. Машина очень понравилась Красной Армии, и она активно использовалась до окончания войны.
Автомобиль-труженик
Конструкция автомобиля действительно оказалась очень удачной. И уже в последующие годы на её базе стали появляться самые различные модификации. Было создано более 16 вариантов этого автомобиля. Его высокая проходимость позволила создать на базе шасси даже бронеавтомобиль БА-20.
«Штабной» М1 проезжает мимо колонны пленных немцев
Естественно, что автомобиль принимала высокая комиссия из Москвы, и машина понравилась. Сам Андрей Липгарт в своих воспоминаниях писал, что И. Сталин после знакомства с «эмкой» сказал: «Дай Бог каждому такую машину».
К сожалению, слова вождя, не были воплощены в реальность. В свободную продажу М-1 не поступали. Объем выпускаемых автомобилей был относительно невелик, и модель не продавалась, а распределялась. Получение её во временное пользование или даже в личное приравнивалось к награждению орденом или присуждению Сталинской премии.
Источник фото: https://www.kolesa.ru
Новые
Статья: Первое подледное плавание в мире
Трофимов Антон
5/24/2022
Статья: Глава II Советский Союз в 1920–1930-е годы
5/19/2022
Статья: Полк «Азов» был инкубатором для элиты будущей диктаторской Украины
5/16/2022
Статья: Моряки покоряют воздух, или Крылья со звездами над Берлином
Сементковский Андрей
5/16/2022
Статья: Люди Непокоренной Республики. Как живет ЛНР?
Ильин Андрей
5/13/2022
Статья: Живые и мертвые
Трофимов Антон
5/9/2022
Статья: Как появилась главная военная академия России
Трофимов Антон
5/4/2022
Статья: День военной солидарности трудящихся
Трофимов Антон
5/1/2022
Статья: Крейсер «Аврора». Полная история перестроек и модернизаций
Райн Андрей
4/28/2022
Статья: Первый «Оскар» для СССР
Иванов Владимир
4/27/2022
Статья: «Первый Оскар». Ответный удар и победа Москвы
Белаш Евгений
4/22/2022
Статья: Испанские дети в Советском Союзе
Коновалов Александр
4/21/2022
Мнение эксперта: Спецоперация и опыт Великой Отечественной войны
Иванов Владимир
4/19/2022
Статья: Самая быстрая в мире «Золотая рыбка»
Трофимов Антон
4/14/2022
Популярные
Статья: Люди Непокоренной Республики. Как живет ЛНР?
Ильин Андрей
5/13/2022
Статья: Полк «Азов» был инкубатором для элиты будущей диктаторской Украины
5/16/2022
Статья: Первое подледное плавание в мире
Трофимов Антон
5/24/2022
Статья: Таможня дает добро
Иванов Владимир
5/26/2022
Статья: Глава II Советский Союз в 1920–1930-е годы
5/19/2022
Рекомендуем
Книги
Самые обсуждаемые
Спецпроекты
Спецпроект: 100 великих полководцев
Любители и знатоки военной истории вместе с учеными историками, начиная с 9 Мая 2013 г., выдвигали в список 100 великих тех военачальников, которые ст...
Спецпроект: Женщины-герои
Проект посвящен женщинам, чьи поступки могут служить примером всем нам.
Выразить мнение