Печенеги: беспокойные соседи, растворившиеся в Руси
История печенегов насчитывает почти полторы тысячи лет непрекращающейся борьбы за выживание. Находясь в эпицентре бурлящих потоков бескрайней Евразии, они не представляли собой неодолимую силу, но считаться с ними приходилось не только молодому древнерусскому государству, но и самой Византии.
На чтение: 4 минуты
История печенегов насчитывает почти полторы тысячи лет непрекращающейся борьбы за выживание. Находясь в эпицентре бурлящих потоков бескрайней Евразии, они не представляли собой неодолимую силу, но считаться с ними приходилось не только молодому древнерусскому государству, но и самой Византии.
Печенеги интересны нам прежде всего потому, что этот народ принял непосредственное участие в важнейшем для российской цивилизации синтезе оседлого, славянского, и кочевого тюркского укладов, который, в конечном счёте, способствовал их взаимному обогащению.
С Востока на Запад: вехи исторического пути
В отечественной историографии принято отождествлять этнонимы«кангар», «кенгерес» и «печенег». Практически нет сомнений, что речь идёт об одном и том же этническом образовании.
Первым упоминанием о печенегах (или, точнее, протопеченегов) считаются данные древнекитайских хронистов II-I вв. до н.э. Самый известный из них – Сыма Цянь называет кочевой народ Кангюй, который обитает к северу-западу от Давани (Фергана, город на востоке Узбекистана) и юго-востоку от кочевого владения Яньцай или Аланья. Это владение лежит «при большом озере, которое не имеет высоких берегов» (Каспийское море). Очерченные границы владений Кангюй, таким образом, включают в себя территорию бассейна Сырдарьи, от современного Ташкента в сторону Хорезма. Из древнекитайских хроник достоверно известно, что печенеги – кочевники («…следуя за скотом, перекочёвывают с места на место»), придерживаются сходного с хуннами, аланами и эфталитами образа жизни.
Из древнекитайских письменных источников мы узнаём, что в период с конца IV по начало VII в. Кангуй находился в зависимости от правителей «влиятельного Дома Йеда» (эфталитов), а в 641 г. был завоёван войсками правителя Западнотюркского каганата Дуло-хана.
Примерно в это же время печенегам пришлось соседствовать с огузами. Древнетюркские письменные источники (т.н. рунические письмена) позволяют сделать вывод, что огузы и печенеги – это два отдельных самостоятельных этнических образования, которые жили на востоке Великого пояса евразийских степей. Постоянное соперничество за пастбища вокруг моря Джурджан (Аральское море) вылилось в итоге в масштабные войны, сведения о которых мы находим в трудах арабского историка середины Х в. Аль-Масуди. В результате этих событий печенеги окончательно были вытеснены из бассейна Сырдарьи и Приуралья сначала в степи Волго-Уральского региона, а затем еще дальше на Запад. Вероятно, печенегов выдавливали не только огузы, но и хазары.
В начале Х в. другой арабский историк Ибн-Русте локализует землю печенегов в десяти днях пути от «земли хазар», между печенегами и жившими на Волге «болгарскими» эсегелями. Речь, скорее всего, идёт о восточных печенегах, проживающих на территории Урало-поволжских степей.
В первой четверти Х в. средневековые авторы обнаруживают печенегов кочующими по обеим берегам Волги. Византийский император Константин Багрянородный (905-958) в своём труде «Об управлении империей» (наиболее ёмкий письменный источник по истории печенегов) отмечает значительную роль этого народа в восточноевропейской политике Х в. Необходимость поддерживать союзнические отношения с печенегами объяснялась потребностью пресекать попытки руссов, булгар и венгров нападать на Византию.
Константин Багрянородный приводит довольно точные координаты расселения печенегов в степях Восточной Европы того периода: от низовья Дуная и северных пределов венгров, до хазарской крепости Саркела по берегам рек Днепр, Буг, Прут и другим. Первоначальной же территорией обитания печенегов называются реки Волга (Итиль) и Урал (Яик). Очевидно, византийский император не знал, что история печенегов к этому периоду уже насчитывала более тысячи лет.
Константин Багрянородный также называет племена в составе печенежской конфедерации и указывает, что часть печенегов после серии поражений от соседей остались на территории Урала и Поволжья и стали жить вместе с огузами. Эти печенеги, отмечает византийский император, носят укороченные верхние одежды для того, чтобы показать свою отрезанность от сородичей и соплеменников.
Таким образом, из источников становится ясно, что границы печенежских кочевий в конце IX – начале Х вв. были обширны и простирались от города Сарай (80 км севернее современной Астрахани), до современной Самары, включая среднее течение Яика и долину рек Сакмар и Илек. Иными словами, территория современных Самарской, Оренбургской, Саратовской, Волгоградской областей, а также Башкирии и Западного Казахстана были местами обитания этих номадов. В дальнейшем часть печенегов достигла Балканского полуострова и приняла участие в этногенезе венгерского народа.
Как опознать печенега
Знаменитый арабский путешественник Х в. Ибн-Фадлан видел печенегов собственными глазами. Он описал их тёмными брюнетами, невысокого роста.
Архиепископ Феофилакт Болгарский (ХI в.) писал, что набег печенегов «словно удар молнии, отступления их тяжело и легко одновременно: тяжело из-за множества добычи, а легко от быстроты бегства. Нападая, они предупреждают молву, а отступая, не дают преследующим возможности о них услышать. Они грабят чужую страну, притом, что своей не имеют. Мирная жизнь для них несчастье, верх благополучия – когда они имеют удобный случай для войны. Самое худшее, что они по своей численности превосходят весенних пчёл, и никто еще не знал, сколькими тысячами или десятками тысяч они считаются: число их бесконечно».
Понятно, что в этом описании много стереотипов, однако источник позволяет сделать вывод о том образе, который сложился у печенегов в Византии.
Многочисленные археологические находки из печенежских захоронений позволяют составить представление об оснащении печенегов-всадников. Оно состояло из шпор, плети (камчи), нагайки и копья. Защитным средством служили шлем, кольчуга, панцирь, боевой пояс и наколенники. Основными средствами передвижения были конь, верблюд, бык с повозкой или кибиткой.
Русь и печенеги: от противостояния укладов…
Борьба леса и степи, соперничество оседлых и кочевников сыграли значимую роль в становлении и последующем укреплении Древнерусского государства. Печенеги никогда не угрожали независимости Древней Руси, но их молниеносные военные вылазки и прочие проявления боевой мощи доставляли немало неприятностей древним русичам.
Победа русского богатыря над печенежским (992). Радзивилловская летопись.
Первые контакты Руси и печенегов относятся к концу IX – началу Х в. Достигнув Крыма и современной Украины, печенеги вступили в конфликт с киевским князем Игорем (915 г.). Было бы неправильно говорить только о постоянном противостоянии древних русичей и печенегов. Так, в источниках имеются сведения о совместных походах русских войск и печенежских орд на Византию (источники дают противоречивую информацию о том, кто был инициатором этого альянса). В Повести временных лет упоминаются случаи, когда Древняя Русь использовала печенегов в качестве наёмников. В целом в княжение Игоря (912-945) отношения с печенегами возникали эпизодически, для решения, прежде всего, внешнеполитических задач.
После краха (или, по крайней мере, резкого ослабления) Хазарского каганата в 965 г. (по другой версии в 968-969 гг.) власть над степями на Волге перешла к печенегам и они на некоторое время становятся основным восточным соперником Руси. Осложнение отношений с печенегами относится к периоду княжения Святослава (945-972). Стремясь ограничить возрастающее влияние Руси, в 968-969 гг. печенеги нападают на Киев, однако спешно вернувшийся из походов Святослав отогнал кочевников в степь, попутно нанеся мощный удар хазарам. Однако печенеги продолжили давление на Киевскую Русь и в 972 г. им удалось подкараулить Святослава у порогов Днепра. В результате столкновения князь погиб.
Печенеги убивают князя Святослава Игоревича.
Его преемник Владимир Святославович (978-1015) ориентируется прежде всего на внутреннее, а не внешнее развитие государства. Происходит объединение земель в единое государство. Походы за внешней добычей (для которых нужен был союз с кочевниками) стали менее актуальны, и, как следствие, военных столкновений с печенегами стало меньше. В начале ХI в. печенеги выступают с инициативой мирного соглашения с Киевом. Князь Владимир даже посылает в стан кочевников одного из своих сыновей в качестве гаранта мирного соглашения.
В 20-е годы ХI в. Русь переходит к активной оборонительной политике на юго-востоке. В 1015 г. даже планировался поход русичей в Степь, однако он не состоялся, прежде всего, из-за смерти князя Владимира. В это время, печенеги по-прежнему пытаются вмешиваться во внутренние дела Руси и стремятся поставить на престол лояльного к ним ставленника. Однако чаще всего эти инициативы заканчиваются неудачно.
…К симбиозу культур
Мирные отношения с Византией стимулировали развитие торговых контактов, для обеспечения которых необходима была защита от степняков. Это обстоятельство постепенно меняет характер отношений с печенегами. Стадия активной конфронтации русичей и печенегов подходит к своему логическому завершению. Этому же и способствовало появление в степях Евразии новой волны кочевников. Для печенегов самым страшным становится наступления половцев, поэтому они выбирают союз с Русью.
В период правления великого князя киевского Ярослава Владимировича (1019-1054) печенеги только один раз (1036 г.) появляются на границе Руси, но терпят полное фиаско. Кочевники теряют изначальную пассионарность. Как следствие, процессы раздробленности внутри их кочевого союза. В то же время в источниках появляются сведения о выполнении печенегами функций охраны южных границ древнерусского государства, прежде всего, от следующей волны тюркоязычных кочевников – половцев.
В этот период печенеги оказались наиболее плотно интегрированы во внутренние дела древнерусского государства. Они сохраняют кочевой уклад и систему управления, однако признают верховную власть Киева и получают право участия в избрании великого князя. Активная фаза борьбы древних русичей и печенегов к этому периоду спадает, настает более плодотворный этап взаимообмена и симбиоза культур и укладов.
В этой связи, крайне интересным, но малоизученным, является феномен т.н. чёрных клобуков (тюрк. «каракалпак») под которыми в Древней Руси именовались тюркские вассалы великих князей. Эти номады селились в Поросье (территория с богатыми пастбищами, ограниченная реками Стугна и Рось). Военные поселения черных клобуков пополнялись из числа печенегов, а также торков и берендеев. Чёрные клобуки в ХI-XII вв. были важным звеном военной мощи Руси.
Политические и военные контакты древних русичей и печенегов создали условия для симбиоза и взаимообмена двух культур, а также интеграции тюркских кочевников в состав Древнерусского государства. К началу XIII в. печенеги, войдя в состав Руси, полностью растворились среди местного населения, а их этноним становится достоянием многотомной истории Евразийской степи.
***
Литература
Иванов В.А., Гарустович Г.Н., Пилипчук Я.В. Средневековые кочевники на границе Европы и Азии. Уфа, 2014.
Кисилёва М.В. Русские и печенеги: от конфликта к конфедерации // Вестник ТГУ. – Томск: Издательство ТомГУ, 2008. – №7.
Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 1. М., 2002.
Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991.
Мавродина Р.М. Киевская Русь и кочевники (печенеги, торки, половцы). Л., 1983.
Плетнева С.А. Печенеги // Исчезнувшие народы: Сборник статей. М., 1988.
Читайте также:
Иван Зацарин. Курка, яйки, млеко. Как «штаб Ост» собирался поить нас баварским
Игорь Пыхалов, Дмитрий Пучков. Про кавалерию в Великой Отечественной войне: тупой миф и яркая правда
Дмитрий Пучков, Андрей Шальопа: «28 панфиловцев» выходят в прокат 24 ноября
Иван Зацарин. Заслуги перед революцией как отягчающее обстоятельство. За что Звезда Героя нашла убийцу Троцкого
Виктор Мараховский. «Варкрафт», который надо было снять. Против мифозависимости
Андрей Смирнов. Заблудиться в Украинах: что пишут в школьных учебниках про воссоединение
Иван Зацарин. Когда клюнет двуглавый пингвин
Иван Зацарин. Ещё одна Украина, которая не стала государством. К 97-летию ссоры большевиков с Махно
Дмитрий Михайличенко. Волжские болгары: след в России
Иван Зацарин. Выстрел и государство. К 119-летию закладки «Авроры»
Сергей Базанов. Цвет нации. Генерал Брусилов на службе у одной России
Владимир Мединский. «Нас не надо жалеть»: Брусиловский прорыв завершился Победой в 1945-м
Иван Зацарин. Новая наука побеждать. К столетию Брусиловского прорыва
Новое
Видео
Николай I. «Палкин» или последний рыцарь на троне?
Николай I. «Палкин» или последний рыцарь на троне?
Куликовская битва. Памятные даты военной истории России
21 сентября 1380 года – День воинской славы России. Русские полки во главе с Дмитрием Донским разгромили ордынское войско
Становление единого Московского государства в конце XV – начале XVI вв.
Лекция посвящена становлению Единого Московского государства во второй половине XV - начале XVI вв. Даны характеристики государей всея Руси Ивана III и его сына и преемника Василия III. В лекции рассмотрено геополитическое положение Руси после развала Золотой Орды, отношения Московской Руси с татарскими ханствами, возникшими на месте Золотой Орды, союзничество Москвы и Крымского ханства при Иване III и превращение его во вражду при Василии III. Объясняются причины такой метаморфозы. Констатируется падение ордынской зависимости, помещен рассказ о событии (стоянии на Угре московских войск и войск хана Большой Орды Ахмата), дату которого - 1480 г. - принято считать за условную дату падения ордынского ига. Разбирается роль Софьи Палеолог и ее окружения в поиске русской политической элитой новой государственной идеологии, зарождение концепции "Москва - Третий Рим", становления гербовой символики России. Затронуты вопросы начала использования Москвой западноевропейского опыта - военного, технического, культурного, в частности при создании Кремлевского дворцово-храмового ансамбля. Показан процесс завершения объединения Северо-Восточных и Северо-Западных русских земель вокруг Москвы и начало борьбы с Литвой за Верховские княжества, Смоленщину, западнорусские и южнорусские земли. Дается характеристика социального строя, государственной системы и институтов государственного управления Единым Московским государством при Иване III и Василии III.