En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Пётр Черкасов: командир «Балтийского “Варяга”»

24.10.2022

Выходец из потомственной морской семьи, Пётр Черкасов к Первой Мировой войне имел большой боевой опыт, полученный на Дальнем Востоке. В 1915 году, во время схватки с немецкими силами в Рижском заливе, он принял неравный бой и погиб на борту канонерской лодки «Сивуч», впоследствии названной специалистами по истории военно-морского флота «Балтийским “Варягом”».

Продолжая отцовское дело

Будущий герой Первой Мировой войны родился в семье морского офицера Нила Васильевича Черкасова, отдавшего многие годы службе на флоте, 19 июня 1882 года в Нижнем Новгороде. Все потомки Нила мужского рода связали свою судьбу с морем – и Пётр не стал исключением, поступив в престижный Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Подготовка офицеров в этом учебном заведении отвечала всем требованиям военно-морского дела своего времени. В 1900 году, получив младшее офицерское звание мичмана, Пётр Нилович отправился на свой первый боевой пост – эскадренный броненосец «Пересвет», где он проходил службу вместе со старшим братом Василием.

Броненосец «Пересвет».

Вплоть до 1907 года судьба Черкасова была связана с Дальним Востоком. Именно здесь, в 1904 году, он примет боевое крещение в самом начале Русско-Японской войны. Уже будучи на миноносце «Властный», Черкасов примет участие в бою с японскими военно-морскими силами 26 февраля 1904 года у Порт-Артура. Мичман был отмечен в рапорте командира корабля: «своей хладнокровной и толковой распорядительностью под выстрелами быстро завел сперва румпель-тали, а потом произвел с не меньшей быстротой сложный переход с парового на ручной штурвал».

За тот бой Черкасов был повышен в звании до лейтенанта и назначен артиллерийским офицером на эскадренный броненосец «Севастополь», где прослужит до самой капитуляции Порт-Артура. Во время выполнения боевых задач Пётр Нилович получит несколько ранений, а в конце кампании фактически будет выполнять функции старшего лейтенанта корабля. За храбрость и профессионализм он был награждён множеством орденов, в частности – орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом. Два года ушло у Черкасова на восстановление здоровья, серьёзно подорванного после войны с Японией.

Броненосец «Севастополь».

Командир канонерки «Сивуч»

После русско-японской войны Пётр Нилович проходил службу сначала на учебном судне «Верный», затем – на миноносце №213, пока в 1910 году не поступил в Николаевскую морскую академию. Обучение проходило крайне успешно. Спустя два года Черкасов был произведён в звание капитана второго ранга.

Пётр Нилович стремился вернуться на боевой корабль. В 1913 году он, наконец, получил заветное назначение: командующий силами Балтийского флота Николай фон Эссен предложил капитану взять под свою команду канонерскую лодку «Сивуч». Черкасов   несмотря на то, что не имел опыта службы на кораблях такого типа, с радостью согласился. Назначение вступило в силу 23 декабря 1913 года. «Сивуч», принадлежавший к канонерским лодкам типа «Гиляк», предназначался для выполнения боевых задач в прибрежных водах.Изначально планировалось, что они будут проходить службу на Дальнем Востоке, однако судьба распорядилась иначе: «Сивуч» и другие лодки этого типа (например, «Кореец» и «Бобр») остались на Балтике.

Канонерская лодка «Сивуч»

На командирском мостике «Сивуча» Пётр Черкасов встретил начало Первой Мировой войны. Балтийское море превратилось в арену противостояния германского и русского флотов. Корабль осуществлял успешное патрулирование Або-Оландской шхерной позиции, а в марте 1915 года Черкасов за выполнение боевых задач получил очередную награду – орден Святой Анны 2-й степени с мечами.

Пётр Черкасов.

Ситуация на Балтике изменилась летом 1915 года. Русская армия отступала на восток – немецкие части появились в Прибалтике. Уже были заняты военно-морские базы Российской империи в Либаве и Виндаве. Бои шли неподалёку от Риги. Балтийский флот был брошен на помощь обороняющимся на побережье частям. Среди них – и «Сивуч» Петра Черкасова. В июле вместе с канонерской лодкой «Кореец» судно перебазировалось в Усть-Двинск, откуда поддерживало оборону русских войск на побережье Рижского залива.Немцам не удавалось продвинуться, поэтому военно-морское командование Германии начало планирование операции по прорыву в Рижский залив и уничтожению морских сил обороны.

Уже в начале августа состоялись первые столкновения русских и немецких кораблей. «Сивуч» и «Кореец» в это время продолжали поддержку наземных сил и устанавливали минные заграждения у Усть-Двинска. Однако с каждым днём ситуация становилась тяжелее. 5 августа корабли Балтийского флота попытались помешать немецким тральщикам разминировать заграждения у Ирбенского пролива, однако, не достигнув поставленных целей, ушли к Моонзунду. «Сивуч» и «Кореец» остались одни, вечером того же дня им было предписано отходить вместе с основными силами, однако из-за задержки при погрузке угля корабли приступили к отходу лишь утром 6 августа.

Канонерская лодка «Кореец».

«Погибаю, но не сдаюсь»

Командующий Балтийским флотом вице-адмирал Василий Канин повторил приказ несмотря на то, что уже было известно о проникновении в Рижский залив крупных немецких сил. Фактически канонеркам предлагалось идти в самоубийственны поход, в котором шансы на выживание стремились к нулю. Командиры «Сивуча» (Пётр Черкасов) и «Корейца» (Иван Федяевский) перед выходом договорились в случае встречи с противником держаться как можно дальше друг от друга, а в случае потопления одного из кораблей второму ни в коем случае не организовывать спасательные мероприятия. Это должно было повысить шансы на выживание хотя бы одного судна.

Днём 6 августа корабли вышли по направлению к Моонзунду, постоянно получая сообщения о том, где видели немецкие силы. Вечером от вице-адмирала Канина была получена директива дождаться темноты у острова Кюно, после чего возобновить переход. Однако вскоре сигнальщик «Сивуча» заметил германские корабли: крейсер «Аугсбург» и два миноносца, сопровождавшие его.

Крейсер «Аугсбург».

Завязался неравный бой – преимущество в огневой мощи было полностью на стороне противника. Русские артиллеристы показали своё мастерство в бою и смогли повредить прожектор на «Аугсбурге», из-за чего в сражении настало небольшое затишье. К этому времени «Сивуч» получил серьёзные повреждения. Пётр Черкасов принял тяжёлое для себя и команды корабля решение – ценой собственной жизни позволить «Корейцу» выйти из боя.

Идея сработала. Когда прожектор «Аугбсурга» вновь осветил морскую гладь, видимым оставался только «Сивуч». На нём противник и сосредоточил огонь артиллерии. Бой продолжался около 40 минут, а Пётр Черкасов до конца оставался на капитанском мостике, руководя последним боем вверенного ему корабля. Чудом «Сивуч» оставался на плаву и продолжал отстреливаться. Наконец, к месту событий подошли немецкие линкоры «Нассау» и «Позен». Находившийся на борту последнего вице адмирал Эрхард Шмидт приказал уничтожить канонерку. Выстрелы флагманов немецких сил стали последними в жизни «Сивуча» - он стремительно пошёл ко дну.

В живых осталось 48 моряков, которых немцы подобрали из воды. Капитана Черкасова среди них не оказалось. На борту линкора «Нассау» экипаж «Сивуча» встретили с почестями, отдавая дань уважения героизму офицеров и матросов. Даже был сыгран гимн Российской империи - «Боже, царя храни!».

Линкор «Нассау».

На следующий день немецкие силы ушли из Рижского залива. Русскому флоту удалось выстоять в борьбе с противником, а подвиг Петра Черкасова и канонерки «Сивуч» вскоре стал достоянием общественности. Британская газета «Стар» спустя несколько недель после событий вышла с большой статьёй, посвящённой судьбе корабля. «Пройдут годы, позабудутся события этой войны, но подвиг “Сивуча” останется в истории».

Петру Черкасову было посмертно присвоено звание капитана первого ранга. Также он был награждёнорденом Святого Георгия. Исключение из личного состава флота в сентябре 1915 года сопровождалось фразой: «Смертью запечатлел свой подвиг».

Обложка: https://commons.wikimedia.org/ 

 

5057

Поделиться

Соцсети

Новое

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Минобороны и РВИО опубликовали документы о взятии Берлина Красной Армией

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Бородинская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Освобождение Минска. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Смотри видео Брусиловский прорыв.

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте