En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Первый бой пароходов

17.11.2021

17 ноября 1853 года произошло первое сражение военных пароходов. Русский пароходофрегат «Владимир» атаковал и захватил турецкий пароход «Перваз-Бахри»

Уважаемые читатели, мы вновь возвращаемся к событиям Крымской войны 1853-1856 годов. Но в этот раз мы познакомим вас с небывалым событием в истории русского флота.

Новые корабли

К середине XIX века судостроительные державы окончательно пришли к выводу, что парусный флот сдает позиции, на смену приходят пароходы. К этому времени появился целый ряд изобретений, которые окончательно убедили всех: пора серьезно заняться паровым флотом. Если испытание модели парохода «Пироскаф», проходившие в 1774 году, вызывали много вопросов, то к началу Крымской войны пароходы уже прочно заняли, свое место во флотах морских держав. Правда, Россия в этом деле значительно отставала от своих противников. Если у союзников таких судов было достаточно, то у России на Черном море их было всего 7.

Пароходофрегат «Владимир»

Несмотря на это, русские флотоводцы даже на парусных кораблях справлялись со своими задачами. Последним и довольно успешным применением парусных судов стало уничтожение турецкого флота при Синопе эскадрой адмирала Нахимова. При защите Севастополя парусные суда были затоплены на фарватере, выполнив свой последний долг и преградив путь вражеским судам в Севастопольскую бухту. Сами же русские пароходы с честью выполнили свою задачу и до последнего участвовали в защите своего города. Первым и показательным стал бой пароходов: русского пароходофрегата «Владимир» и турецкого парохода «Перваз-Бахри».

В бой на всех парах

На первом этапе войны русские корабли действовали у берегов Турции, препятствуя поставкам оружия и продовольствия. Часть флота, в основном парусные корабли, действовала у анатолийских берегов, а пароходы под командованием вице-адмирала Корнилова патрулировали устье Дуная и Босфор. Флагманским кораблем этой эскадры был пароходофрегат «Владимир», которым командовал капитан-лейтенант Бутаков.

Григорий Иванович Бутаков портрет кисти Я.Ф. Гревизирского (1871-1874)

Биография «Владимира» началась в 1848 году, когда он был построен в Англии по инициативе адмирала М. Лазарева и под наблюдением тогда еще капитана 1-го ранга Корнилова. На корабле нашли применение самые передовые технологии и новейшие достижения в области кораблестроения. Первым капитаном корабля был капитан-лейтенант Н. Аркас, который прекрасно подготовил команду. Событие, о котором мы хотим вам рассказать, произошло в ноябре 1853 года. «Владимир» направлялся на соединение с эскадрой Нахимова.

По пути был замечен дым парохода, направлявшегося к Севастополю. Было принято решение двигаться на сближение. Первоначально неизвестное судно пыталось избежать столкновения, но затем развернулось и подняло турецкий флаг. Встреченное судно оказалось турецким 10-пушечным военным пароходом «Перваз-Бахри» («Владыка морей»), командовал им боевой капитан, мамелюк из черкесов. Он смело вступил в бой и сражался, пока не погиб на мостике.

Схема боя

Турки ответили орудийным огнем на выстрелы русского пароходофрегата. Бой продолжался три часа. Бутаков, командир корабля, быстро определил, что у турецкого корабля на корме нет орудий. Пользуясь тем, что скорость «Владимира» была немного выше, чем у турецкого, он держал свой корабль со стороны кормовой части. Русскому кораблю удалось избежать бортового огня «Перваз-Бахри», зато в полной мере использовать свою артиллерию.

Русские комендоры показали все свое мастерство и нанесли кораблю противника серьезные повреждения. В дальнейшем «Владимир» сблизился с турецким кораблем и открыл огонь картечью.

Турки вынуждены были сдаться, их потери составили 58 человек. На нашем корабле двое погибших и трое раненых. Когда на борт турецкого судна поднялась абордажная команда, она стала свидетелем страшных разрушений. В плен попали 9 офицеров и 84 матроса.

«5 ноября, рано по утру с парохода «Владимир», на котором находился сам генерал-​адъютант Корнилов, замечен был вдали дым парохода – это был, как оказалось в последствии, турецко-​египетский (сноска: Египет, хотя и составляет отдельное государство, управляемое вице-​королем, но считается подвластным Турции; поэтому и Египтяне действовали во время этой войны вместе с Турками) 10-ти пушечный пароход «Перваз-​Бахре» в 220 сил

19 ноября «Владимир» вошел на Севастопольский рейд, ведя на буксире «Перваз-Бахри», на мачте которого развевался русский флаг. Через два дня корабль, сильно пострадавший в бою, затонул у стенки пирса. После подъема и ремонта его включили в состав русского флота под названием «Корнилов». Сам Г. Бутаков был повышен в звании и награжден орденом святого Георгия 4-й степени. Пока награды добирались из столицы, Нахимов вручил герою свой, полученный за Наваринское сражение.

Защита Севастополя

После этого сражения русский флот одержал еще несколько побед, но после захода в Черное море союзной эскадры и высадки англо-французских войск в Крыму обстановка заметно усложнилась. Русских кораблей было недостаточно, да и технически они уступали противнику, поэтому пришлось сосредоточиться на обороне Севастополя. Как я уже упоминал, парусные корабли русского флота были затоплены, они стали главным препятствием для захода в город со стороны моря. Паровые суда продолжали сражаться. Сами участники обороны отмечали, что совместными действиями сухопутные и морские силы могут совершать чудеса.

Бой пароходофрегата «Владимир» с турецко-египетским военным пароходом «Перваз-Бахри» 5 ноября 1853 года. А. П. Боголюбов

Когда началась первая бомбардировка Севастополя 5 октября 1854 года, пароходофрегаты стреляли по английским батареям, которые вели огонь по Малахову кургану, и оказали значительную помощь защитникам ключевой точки обороны. Именно на «Владимире» Бутаков применил ряд новшеств, которые позволили кораблю стрелять по удаленным, а также по невидимым целям.

Самый «решительный» штурм союзники назначили на 6 июня 1855 года. Все пароходофрегаты приняли участие в битве. Их орудийный огонь по наступающим войскам помог отбить штурм. 31 августа 1855 года Бутаков был вынужден затопить «Владимир» и остальные пароходофрегаты.

Теги:
История Российской империиКрымская войнаИстория флотаВоенная историяИстория сражений
27094

Поделиться

Соцсети

Новое

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Видео

Видео

Распад СССР за 22 минуты.

Распад СССР за 22 минуты.

Видео

Памятные даты военной истории России

Смотри видео Брусиловский прорыв.

Видео

Памятные даты военной истории России

Бородинская битва. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте