Первый бой пароходов
17 ноября 1853 года произошло первое сражение военных пароходов. Русский пароходофрегат «Владимир» атаковал и захватил турецкий пароход «Перваз-Бахри»
Уважаемые читатели, мы вновь возвращаемся к событиям Крымской войны 1853-1856 годов. Но в этот раз мы познакомим вас с небывалым событием в истории русского флота.
Новые корабли
К середине XIX века судостроительные державы окончательно пришли к выводу, что парусный флот сдает позиции, на смену приходят пароходы. К этому времени появился целый ряд изобретений, которые окончательно убедили всех: пора серьезно заняться паровым флотом. Если испытание модели парохода «Пироскаф», проходившие в 1774 году, вызывали много вопросов, то к началу Крымской войны пароходы уже прочно заняли, свое место во флотах морских держав. Правда, Россия в этом деле значительно отставала от своих противников. Если у союзников таких судов было достаточно, то у России на Черном море их было всего 7.
Несмотря на это, русские флотоводцы даже на парусных кораблях справлялись со своими задачами. Последним и довольно успешным применением парусных судов стало уничтожение турецкого флота при Синопе эскадрой адмирала Нахимова. При защите Севастополя парусные суда были затоплены на фарватере, выполнив свой последний долг и преградив путь вражеским судам в Севастопольскую бухту. Сами же русские пароходы с честью выполнили свою задачу и до последнего участвовали в защите своего города. Первым и показательным стал бой пароходов: русского пароходофрегата «Владимир» и турецкого парохода «Перваз-Бахри».
В бой на всех парах
На первом этапе войны русские корабли действовали у берегов Турции, препятствуя поставкам оружия и продовольствия. Часть флота, в основном парусные корабли, действовала у анатолийских берегов, а пароходы под командованием вице-адмирала Корнилова патрулировали устье Дуная и Босфор. Флагманским кораблем этой эскадры был пароходофрегат «Владимир», которым командовал капитан-лейтенант Бутаков.
Биография «Владимира» началась в 1848 году, когда он был построен в Англии по инициативе адмирала М. Лазарева и под наблюдением тогда еще капитана 1-го ранга Корнилова. На корабле нашли применение самые передовые технологии и новейшие достижения в области кораблестроения. Первым капитаном корабля был капитан-лейтенант Н. Аркас, который прекрасно подготовил команду. Событие, о котором мы хотим вам рассказать, произошло в ноябре 1853 года. «Владимир» направлялся на соединение с эскадрой Нахимова.
По пути был замечен дым парохода, направлявшегося к Севастополю. Было принято решение двигаться на сближение. Первоначально неизвестное судно пыталось избежать столкновения, но затем развернулось и подняло турецкий флаг. Встреченное судно оказалось турецким 10-пушечным военным пароходом «Перваз-Бахри» («Владыка морей»), командовал им боевой капитан, мамелюк из черкесов. Он смело вступил в бой и сражался, пока не погиб на мостике.
Турки ответили орудийным огнем на выстрелы русского пароходофрегата. Бой продолжался три часа. Бутаков, командир корабля, быстро определил, что у турецкого корабля на корме нет орудий. Пользуясь тем, что скорость «Владимира» была немного выше, чем у турецкого, он держал свой корабль со стороны кормовой части. Русскому кораблю удалось избежать бортового огня «Перваз-Бахри», зато в полной мере использовать свою артиллерию.
Русские комендоры показали все свое мастерство и нанесли кораблю противника серьезные повреждения. В дальнейшем «Владимир» сблизился с турецким кораблем и открыл огонь картечью.
Турки вынуждены были сдаться, их потери составили 58 человек. На нашем корабле двое погибших и трое раненых. Когда на борт турецкого судна поднялась абордажная команда, она стала свидетелем страшных разрушений. В плен попали 9 офицеров и 84 матроса.
19 ноября «Владимир» вошел на Севастопольский рейд, ведя на буксире «Перваз-Бахри», на мачте которого развевался русский флаг. Через два дня корабль, сильно пострадавший в бою, затонул у стенки пирса. После подъема и ремонта его включили в состав русского флота под названием «Корнилов». Сам Г. Бутаков был повышен в звании и награжден орденом святого Георгия 4-й степени. Пока награды добирались из столицы, Нахимов вручил герою свой, полученный за Наваринское сражение.
Защита Севастополя
После этого сражения русский флот одержал еще несколько побед, но после захода в Черное море союзной эскадры и высадки англо-французских войск в Крыму обстановка заметно усложнилась. Русских кораблей было недостаточно, да и технически они уступали противнику, поэтому пришлось сосредоточиться на обороне Севастополя. Как я уже упоминал, парусные корабли русского флота были затоплены, они стали главным препятствием для захода в город со стороны моря. Паровые суда продолжали сражаться. Сами участники обороны отмечали, что совместными действиями сухопутные и морские силы могут совершать чудеса.
Когда началась первая бомбардировка Севастополя 5 октября 1854 года, пароходофрегаты стреляли по английским батареям, которые вели огонь по Малахову кургану, и оказали значительную помощь защитникам ключевой точки обороны. Именно на «Владимире» Бутаков применил ряд новшеств, которые позволили кораблю стрелять по удаленным, а также по невидимым целям.
Самый «решительный» штурм союзники назначили на 6 июня 1855 года. Все пароходофрегаты приняли участие в битве. Их орудийный огонь по наступающим войскам помог отбить штурм. 31 августа 1855 года Бутаков был вынужден затопить «Владимир» и остальные пароходофрегаты.
Новое
Видео
Великая Отечественная война в западных компьютерных играх.
Великая Отечественная война в западных компьютерных играх.
Великая российская революция. Октябрь 1917 г. (smotrim.ru)
Великая российская революция. Октябрь 1917 г. (smotrim.ru)
Внешняя политика России 1801-1825 гг.: основные этапы и направления
Основной вызов этого времени, и не только для России, но и мира в целом, связан с наполеоновской агрессией. Латентная враждебность в отношении Российской империи существовала и в Англии. Даже в случаях войн с Турцией, Швецией и Ираном за спиной противников обнаруживалось французское или английское участие. Наполеон представлял исторически реализуемый западный проект, предполагавший решение двух принципиальных задач: объединения западного мира и установления мирового господства. По его мнению, все европейцы должны были составить единую нацию, куда русские не включались. Поэтому войны с европейскими государствами мыслились как внутринациональное дело, а борьба с Россией - как противостояние с внешним противником, символизирующем собой варварство. Кульминацией внешнеполитического противостояния с наполеоновской Францией стал 1812 год. Геополитические задачи, возлагаемые Наполеоном на этот поход, не ограничивались принуждением России к континентальной блокаде. В замыслах французского императора было создание на западных российских территориях ряда буферных государств (пример - Великое княжество Литовское). Одним из основных внешнеполитических последствий правления Александра I стало утверждение Российской империи как великой державы и усиление ее стабилизирующей роли в европейской политике. Однако ценой этого стала "примерка" на себя роли "европейского жандарма" (санкционирование военной интервенции в Испании, Италии и Пьемонте) и, самое главное, жертвование внешнеполитическими интересами России во имя европейской безопасности. Тем не менее, за первую четверть XIX ст. границы империи существенно расширились (Финляндия, Польша, Северный Азербайджан, Дагестан, Валахия, Грузия), обеспечив благоприятное геополитическое положение страны.