Первый бой пароходов
17 ноября 1853 года произошло первое сражение военных пароходов. Русский пароходофрегат «Владимир» атаковал и захватил турецкий пароход «Перваз-Бахри»
Уважаемые читатели, мы вновь возвращаемся к событиям Крымской войны 1853-1856 годов. Но в этот раз мы познакомим вас с небывалым событием в истории русского флота.
Новые корабли
К середине XIX века судостроительные державы окончательно пришли к выводу, что парусный флот сдает позиции, на смену приходят пароходы. К этому времени появился целый ряд изобретений, которые окончательно убедили всех: пора серьезно заняться паровым флотом. Если испытание модели парохода «Пироскаф», проходившие в 1774 году, вызывали много вопросов, то к началу Крымской войны пароходы уже прочно заняли, свое место во флотах морских держав. Правда, Россия в этом деле значительно отставала от своих противников. Если у союзников таких судов было достаточно, то у России на Черном море их было всего 7.
Несмотря на это, русские флотоводцы даже на парусных кораблях справлялись со своими задачами. Последним и довольно успешным применением парусных судов стало уничтожение турецкого флота при Синопе эскадрой адмирала Нахимова. При защите Севастополя парусные суда были затоплены на фарватере, выполнив свой последний долг и преградив путь вражеским судам в Севастопольскую бухту. Сами же русские пароходы с честью выполнили свою задачу и до последнего участвовали в защите своего города. Первым и показательным стал бой пароходов: русского пароходофрегата «Владимир» и турецкого парохода «Перваз-Бахри».
В бой на всех парах
На первом этапе войны русские корабли действовали у берегов Турции, препятствуя поставкам оружия и продовольствия. Часть флота, в основном парусные корабли, действовала у анатолийских берегов, а пароходы под командованием вице-адмирала Корнилова патрулировали устье Дуная и Босфор. Флагманским кораблем этой эскадры был пароходофрегат «Владимир», которым командовал капитан-лейтенант Бутаков.
Биография «Владимира» началась в 1848 году, когда он был построен в Англии по инициативе адмирала М. Лазарева и под наблюдением тогда еще капитана 1-го ранга Корнилова. На корабле нашли применение самые передовые технологии и новейшие достижения в области кораблестроения. Первым капитаном корабля был капитан-лейтенант Н. Аркас, который прекрасно подготовил команду. Событие, о котором мы хотим вам рассказать, произошло в ноябре 1853 года. «Владимир» направлялся на соединение с эскадрой Нахимова.
По пути был замечен дым парохода, направлявшегося к Севастополю. Было принято решение двигаться на сближение. Первоначально неизвестное судно пыталось избежать столкновения, но затем развернулось и подняло турецкий флаг. Встреченное судно оказалось турецким 10-пушечным военным пароходом «Перваз-Бахри» («Владыка морей»), командовал им боевой капитан, мамелюк из черкесов. Он смело вступил в бой и сражался, пока не погиб на мостике.
Турки ответили орудийным огнем на выстрелы русского пароходофрегата. Бой продолжался три часа. Бутаков, командир корабля, быстро определил, что у турецкого корабля на корме нет орудий. Пользуясь тем, что скорость «Владимира» была немного выше, чем у турецкого, он держал свой корабль со стороны кормовой части. Русскому кораблю удалось избежать бортового огня «Перваз-Бахри», зато в полной мере использовать свою артиллерию.
Русские комендоры показали все свое мастерство и нанесли кораблю противника серьезные повреждения. В дальнейшем «Владимир» сблизился с турецким кораблем и открыл огонь картечью.
Турки вынуждены были сдаться, их потери составили 58 человек. На нашем корабле двое погибших и трое раненых. Когда на борт турецкого судна поднялась абордажная команда, она стала свидетелем страшных разрушений. В плен попали 9 офицеров и 84 матроса.
19 ноября «Владимир» вошел на Севастопольский рейд, ведя на буксире «Перваз-Бахри», на мачте которого развевался русский флаг. Через два дня корабль, сильно пострадавший в бою, затонул у стенки пирса. После подъема и ремонта его включили в состав русского флота под названием «Корнилов». Сам Г. Бутаков был повышен в звании и награжден орденом святого Георгия 4-й степени. Пока награды добирались из столицы, Нахимов вручил герою свой, полученный за Наваринское сражение.
Защита Севастополя
После этого сражения русский флот одержал еще несколько побед, но после захода в Черное море союзной эскадры и высадки англо-французских войск в Крыму обстановка заметно усложнилась. Русских кораблей было недостаточно, да и технически они уступали противнику, поэтому пришлось сосредоточиться на обороне Севастополя. Как я уже упоминал, парусные корабли русского флота были затоплены, они стали главным препятствием для захода в город со стороны моря. Паровые суда продолжали сражаться. Сами участники обороны отмечали, что совместными действиями сухопутные и морские силы могут совершать чудеса.
Когда началась первая бомбардировка Севастополя 5 октября 1854 года, пароходофрегаты стреляли по английским батареям, которые вели огонь по Малахову кургану, и оказали значительную помощь защитникам ключевой точки обороны. Именно на «Владимире» Бутаков применил ряд новшеств, которые позволили кораблю стрелять по удаленным, а также по невидимым целям.
Самый «решительный» штурм союзники назначили на 6 июня 1855 года. Все пароходофрегаты приняли участие в битве. Их орудийный огонь по наступающим войскам помог отбить штурм. 31 августа 1855 года Бутаков был вынужден затопить «Владимир» и остальные пароходофрегаты.
Новое
Видео
Прямая трансляция исторического фестиваля «Севастополь 1941- 1944»
Прямая трансляция исторического фестиваля «Севастополь 1941- 1944»
Битва при Ларге. Памятные даты военной истории России
18 июля 1770 года русские войска под командованием Румянцева разгромили превосходившую в два раза турецкую армию. Битва обернулась стратегической победой для России. За успех на реке Ларга Румянцев был награждён орденом Святого Георгия I степени
1 декабря 1853 год Победа Нахимова у мыса Сино́п
1 декабря 1853 года – День воинской славы России. Русская эскадра Нахимова полностью разгромила турецкий флот Осман-паши у мыса Синоп. Победа Нахимова у мыса Синоп стала последним крупным сражением эпохи парусных кораблей и обеспечила господство России на Чёрном море