Первые Леди. Княгиня Ольга
Большинство первых леди, оставивших след в истории, жили в относительно «исторический» период: об их жизни достаточно много известно благодаря источникам. Сложнее обстоят дела с историческими личностями, жившими во времена, когда документальной фиксации событий уделяли мало внимания. Княгиня Ольга жила в эпоху Древней Руси, более того – в долетописный период. Поэтому достоверно о ней можно сказать немного, а сам образ был в значительной мере мифологизирован. Всё же, мы постарались разобраться в её биографии выяснить, чем жила княгиня Ольга и как повлияла на ход истории Руси.
Хельга, роду незнатного
О происхождении Ольги не существует никаких современных её жизни источников, что вызывает дискуссии в историческом сообществе. Гипотез существует множество, самое укоренившееся представление – Ольга родилась около 890 года. Однако, современный анализ перекрёстных источников выявил некоторые несовпадения этого возраста Ольги с другими датами. Дотошная сравнительная работа с обрывками информации приводит современных исследователей к заключению, что родилась она около 910-920 годов, была сосватана князю Игорю примерно в 12 лет, родила старшего сына Святослава примерно в 942 году, а умерла в 969. Так или иначе, достоверно Ольга впервые упоминается в русско-византийском договоре 944 года. Считается, на тот момент она была энергичной, зрелой женщиной.
Происхождением с большей вероятностью Ольга была из Псковского края (где жили Ильменьские словене), но не от чисто славянских кровей. Дело в том, что в эпоху викингов эти земли контролировали варяги, расселившиеся вдоль торгового пути в Византию. Примерно в 862 году их власть ослабела, и варяжская верхушка была изгнана. Но многие варяги, занимавшиеся торговлей, войной или мелким «хозяйством», остались жить на этих землях, к тому же, смешались с местным населением и обрусели. Вероятно, Хельга, а именно так звали Ольгу на самом деле, была из подобного малознатного рода. По легенде, она познакомилась с князем Игорем Рюриковичем (это отчество, а не фамилия), когда переправляла его на лодке во время охоты, очаровав своим умом и достоинством. А когда Игорю настала пора жениться, он и вспомнил о лодочнице. Кто знает, может, малознатная семья Ольги, оставшись в Псковских землях, как раз владела этой лодочной переправой?
Недолгая семейная жизнь
Некоторые источники обозначают годом брака Игоря и Ольги первое десятилетие 10 века, якобы Ольге было 13, Игорю 25. Но это не совпадает с другими датами, в частности, рождением Святослава и смертью Ольги. Но известно также, что Игорь совершал свои славные деяния во второй четверти 10 века. Вероятно, он всё-таки был заметно старше Ольги, а она могла быть не первой его женой. В любом случае, датировки долетописной эпохи – условны.
Так или иначе, Хельга вышла замуж за Ингвара до 940 года, родив в 942 году первенца Святослава. Считается, что в это время Ольга не проявляла себя, кроме как мать, и заместительница князя в столице, пока муж совершал военные походы в Византию, против печенегов и непокорных славянских племен. Находясь в постоянных военных походах, Игорь со временем делегировал сбор дани своим знатным воеводам. Размер дани тогда был нефиксированным, её собирали нерегулярно. Поэтому дружины воевод Игоря обогащались за счёт сборов, а сами дружинники князя были недовольны, что вместо сливок с покорённых племён они получают многие месяцы в военных кампаниях.
Чтобы сгладить ситуацию, вернувшись из очередного похода, Игорь пошёл собирать дань в земли древлян (945 год, современная Украина) со своей личной дружиной. Люди Игоря были озлоблены тем, что, пока они участвовали в военной кампании 944 года против Византии, оставшиеся в Руси воеводы кормились от дани в своё удовольствие, а древляне вообще не поставили войск для этой тяжелой войны. Поэтому при сборе дани с них брали намного больше, чем обычно, применяя насилие над жителями. Видимо, азарт нашептал им, что собранного оказалось мало, по тому, как:
«Поразмыслив, Игорь сказал своей дружине: „Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё“. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: „Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит“ […] и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени».
По легенде, древляне разорвали Игоря, натянув между двух деревьев.
Вдова и княгиня
Судя по всему, Ольга, оставшись с малолетним сыном, сильно горевала по убитому мужу. Так как, по легенде, сначала жестоко расправилась с двумя делегациями древлян, которые решили, что раз в Киеве теперь нет князя (по крайней мере, взрослого), они могут рассчитывать на автономность. Затем Ольга с боярами направилась в земли древлян, уговорив их совершить примирительную тризну по Игорю, в ходе которой убила их старейшин. После чего, уже с большим войском, взяла штурмом Искоростень, учинив там разгром и кровопролития.
Но умная женщина понимала, что это не решит проблемы нерегламентированного налогообложения, и произвола на местах, которые приводили к восстаниям и убийству её мужа. Для предотвращения таких конфликтов, Ольга полностью изменила систему сбора дани. На территории каждого племенного союза был учрежден «погост» - место сбора дани, для каждого племени установлен «урок» - точный размер дани. На подвластных Киеву землях – «тиуны» - представители княжеской власти – следили за сборами, а погосты со временем превращались в места общественной жизни. Более того, Ольга заложила прообраз территориального деления русских земель. Неизвестно, где она «подсмотрела» эту систему, но фактически реформа Ольги способствовала превращению Руси из рыхлого союза племен, объединяемых лишь княжеской властью, в государство с административным делением и постоянным административным аппаратом.
При малолетнем Святославе Ольга фактически правит русскими землями из Киева, ведает государственными делами, ведет деревянное строительство. Ольга принимала послов из Скандинавии и Византии, более того, сама несколько раз посещала Константинополь. Княгиня приняла там крещение с именем Елена в 955 году. В 957 году случается большое посольство Ольги в Царьград, в том числе – с целью найти невесту Святославу. Но к русичам отнеслись прохладно.
Неизвестно, вышла бы Ольга «на пенсию» с годами, если бы сын не пошёл по стопам отца, занимаясь военными делами, а не государственным управлением. Таким образом, будучи регентом при малолетнем сыне, она стала администратором при взрослом воине, так же, как была им при муже. Обратите внимание, что у обрусевших родителей скандинавского происхождения – Ингвара и Хельги – сын носит славянское имя Святослав. Он становится совершеннолетним примерно в 960 году, а до этого, мы видим по латинским и византийским документам, Ольга считается верховной правительницей Руси.
Поэтому вступление на престол Святослава считается формальным: он посвящал всего себя военным походам, фактически не занимаясь государственными делами. Нам известно, что во время печенежского набега 968 года Ольга укрылась в Киеве с детьми Святослава. Когда захватчики были отбиты вернувшимся сыном, он снова решил отправиться в поход.
Но Ольга воспротивилась:
«Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь».
Менее, чем через месяц Ольга умерла и была похоронена по христианскому обряду. Эта дата смерти ставит под сомнение гипотезу о её рождении в 9 веке.
Регент при взрослом сыне
Казалось бы, нам несложно представить личностный портрет Ольги, но в этой персоне остаётся много загадок. Например, неизвестно, что сподвигло её на принятие Христианства: личные духовные изыскания, или же она понимала важность монотеистической религии для единого государства, а, может, это политический шаг (приняла именно в Византии, хотя имела контакты с Европейскими владыками и пасторами). Против второй версии говорит то, что Ольга не настояла на крещении дружины и простых людей, наверняка благоразумная княгиня пыталась объяснить сыну преимущества и выгоды принятия христианства. Но молодой воин-язычник отвергал и её рекомендации, и, вероятно, ненадолго выписанного ею из Европы, проповедника Адальберта Магдебургского.
Ольга прославилась своей внешней политикой, ее дипломатические способности были выдающимися. Княгине удалось установить прочные отношения с Византийской империей. Однако, мы не знаем, была ли она грамотная, и где набиралась премудростей: от жизненного опыта, интуиции или её способности несколько преувеличены летописцами прошлых лет…
В эпоху раннего средневековья женщина могла играть намного бОльшую роль, чем в последующие исторические периоды, вплоть до эпохи просвещения. Как мы видим, Ольга была способна заниматься административными делами и при своём муже, и во время регентства настолько удачно, что сын спокойно оставлял её «за главную», отлучаясь в далёкие военные походы. Ольга прозорливо приняла христианство, открыв дорогу дальнейшему проникновению этой религии на Русь, что впоследствии поднимет её на принципиально новую социально-культурную ступень, за что канонизирована православной церковью в ранг равноапостольных святых.
Обложка: М.В. Нестеров «Девушка у озера (Княгиня)». Конец 1910-х - 1920-е гг.. Частное собрание.
Источник: https://commons.wikimedia.org