Об исторической доктрине В. Мединского (2020)

В октябре-ноябре нынешнего года помощником президента РФ В.Р. Мединским в нескольких публичных выступлениях и публикациях был заявлен ряд тезисов, претендующих на то, чтобы стать основой государственной исторической политики. Хоть автор и оговаривается, что «высказанные тезисы — хотя и звучат как определённая доктрина — вовсе не догма. И даже не руководство к действию. Это приглашение к дискуссии…», большинство журналистов восприняло их именно как доктрину.
Главные положения, высказанные В. Мединским: необходимость создания непрерывной позитивной истории, основывающейся на объективных исторических оценках, обеспечивающей исторический суверенитет и историческую политику государства. Остальные тезисы – способы ее преподавания в школе с целью формирования сложного человека, касаются прикладных аспектов, призванных реализовать на практике предыдущие положения.
Несмотря на то, что первые пять положений в той или иной форме уже высказывались, в своей совокупности и взаимосвязи, претендующей на концептуальность, они сформулированы впервые.
Историки публично тезисы не поддержали, но и серьёзных осуждающих статей замечено не было. Причина, по которой ученые предпочитают не высказываться по вопросам, напрямую затрагивающим будущее отечественной истории, лежит в теоретической области, определяющей основы истории как науки.
С позиций советской истории, на которой воспитано подавляющее большинство наших научных авторитетов, положительная история, исторические политика и суверенитет, несомненно, являются ересью. В ХХ веке советская историческая школа не участвовала в ревизии теоретических основ позитивизма, марксизма и исторической школы Ранке, которая развернулась на Западе. Мы ограничились «критикой буржуазных фальсификаций» теории истории. Крах исторического материализма не поколебал главных основ нашей историографии, сложившейся в XIX веке: объективного существования прошлого, которое хранится в архивах; изучая которые, можно постичь историческую истину; и написать объективную историю, показывающую «как было на самом деле» (Ранке). Эти теоретические мифы до сих пор широко распространены среди отечественных историков.
Отказ от советской истории был объяснен ее идеологизацией и фальсификацией фактов, а не ошибочностью теоретических основ исторической науки.
Отечественные либеральные историки, восприняв западные теории модернизации, цивилизации и др., остались на прежних фундаментальных основах, трактовавших прошлое как неизменное, а попытки отойти от либеральных толкований привычно объясняли идеологизацией прошлого. Ненадолго став обладателями «исторической истины», либералы уже не могли расстаться в этой ролью. Отечественная история, написанная с либеральных позиций, отличалась тем, что в ней не было ни одного светлого периода, за исключением «лихих 90-х», которые читающая публика в большинстве своем за образец брать категорически не хотела и как только появилась альтернатива в форме государственно-патриотического направления, в основном, отвернулась от либеральных трактовок прошлого.
У историй, написанных учеными в ХХ-XXI веке, оказался недолгий век, и некоторые даже стали утверждать, что каждое новое поколение обречено на переписывание истории, однако это не так. На моем веку происходит уже третье переписывание истории и смена поколений тут не при чем. Например, «выдающийся исследователь истории коллективизации и раскулачивания советской деревни, общепризнанный в России и за рубежом специалист по данной теме»1 Н.А. Ивницкий (1922 — 2018) в 1972 году публикует в издательстве «Наука» монографию «Классовая борьба в деревне и ликвидация кулачества как класса (1929-1932 гг.)», а в 2000 году выходит его труд «Репрессивная политика советской власти в деревне (1928-1933 гг.)»
Если первую работу Н.А. Ивницкий начинает фразой: «Одним из выдающихся свершений советского народа, которое по важности и социально-экономическим последствиям можно поставить вслед за Октябрьской революцией 1917 г., является социалистическое преобразование сельского хозяйства и ликвидация на его основе последнего эксплуататорского класса — кулачества», то вторую работу он завершает словами: «репрессии и насилие были и оставались важнейшим методом строительства социализма в деревне». В этих научных работах одним и тем же человеком создано два противоположных образа советской действительности периода коллективизации.
Конечно, проще всего объяснить эволюцию взглядов Ивницкого приспособленчеством, конъюнктурой и другими неблаговидными причинами, однако я думаю, что все намного глубже, драматичней, и его биография подтверждает эту мысль. Н.А. Ивницкий – выходец из репрессированной в 1930 году крестьянской семьи, писавший: «в моей детской памяти отчетливо запечатлелось: и коллективизация, и раскулачивание, и особенно голод 1932/33 г».
Про Ивницкого не скажешь, что он чего-то не знал, и что открывшиеся архивы раскрыли ему глаза на события того времени. Вероятнее всего, ему дважды в жизни пришлось болезненно пересматривать свое прошлое, первый раз, когда он, в 1970-е годы, искренне веря в коммунизм и советскую власть, пытался оправдать ее репрессии в отношении крестьянства и принес в жертву память собственного отца. И, второй раз, когда разочаровавшись в коммунистической идее, с ужасом осознал, что воспоминания детства и есть настоящая правда и написал свой второй труд, обесценивший многие его предшествующие работы. Это был трудный и сознательный выбор, через который, может быть не в столь драматичной и тяжелой форме, прошли многие отечественные историки.
Пример Николая Алексеевича Ивницкого не только отражает многие проблемы исторической науки, но и намечает пути их решения. Прежде всего, он показывает, что образ прошлого может меняться даже в сознании одного и того же ученого-историка на противоположный. При этом историк остается ученым и не порывает с исторической наукой.
Во-вторых, этот образ зависит не столько от фактов, сколько от той теории, которой руководствуется ученый. При смене теории историк легко находит факты, подтверждающие новую концепцию. Знание исторических фактов и даже личный опыт, противоречащие теории, не опровергают ее в глазах историка, на каждый из них он всегда найдет иной факт и опыт, подтверждающий его концепцию.
В-третьих, смена образа прошлого происходит вследствие смены господствующего мировоззрения. Ученый живет в обществе и при трансформации мировоззрения в обществе меняется образ прошлого, составляющий важную часть картины мира, что приводит к обесценению исторических трудов, написанных с позиций предыдущего мировосприятия. В этот период многие историки меняют свой взгляд на мир, некоторые остаются на прежних позициях и зачастую вынуждены «работать в стол» в надежде на реставрацию прежнего мировоззрения. Именно так произошло с теми историками, которые после перестройки остались на ортодоксальных коммунистических позициях. Сегодня эта участь грозит сменившим их либералам.
В-четвертых, образ прошлого остается истинным только в рамках того мировоззрения, с позиций которого его создавал историк. В иных мировоззренческих парадигмах он считается ложным или идеологизированным. Достижение абсолютной истины в истории невозможно.
В-пятых, объективного образа прошлого, т.е. независимого от той мировоззренческой концепции, с позиций которой он создается, не может быть.
Все эти положения, непосредственно связаны с доктриной, предлагаемой В.Р. Мединским, и теоретически обосновывают ее.
Если в обществе существует несколько образов прошлого и научных теорий, которые их создают, то государство вправе выбирать такой, который будет наиболее соответствовать его интересам. Оно может индифферентно относится к нейтральным образам и теориям прошедшего, но обязано бороться с деструктивными историями. Для этого государство должно определиться с тем, какое прошлое наиболее приемлемо для общества и поддерживать его теми силами и средствами, которые в данный момент наиболее целесообразны. Этот процесс составляет суть и содержание исторической политики.
Поскольку в современном обществе существуют различные идеи, формирующие разные картины мира и образы прошлого, то государство должно имеющимися у него средствами обеспечить господство прошлого наиболее соответствующего интересам государства и общества. Способность и возможность добиться этого характеризует наличие у государства исторического суверенитета.
Исторический суверенитет обеспечивается, прежде всего, наличием у отечественного исторического сообщества теории, на основе которой можно создать положительную историю современного государства. Сегодня наши историки теоретически окормляются Западом. На основе его теорий невозможно создать приемлемое для государства и общества прошлое. Тот образ прошедшего, который создается при помощи господствующих ныне либеральных теорий, формирует негативную историю России и противоречит ее сегодняшним интересам. В ХХ столетии Россия и СССР дважды пытались построить либеральное общество, и оба раза страна разваливалась без каких-либо перспектив на лучшую жизнь. Еще один эксперимент по либерализации наш народ не выдержит и сойдет с исторической арены.
Для того, чтобы обеспечить исторический суверенитет, нам нужна собственная, а не заимствованная западная теория исторического развития. Именно на ее основе можно будет создать положительную историю народа, своим беспримерным историческим творчеством создавшего великое многонациональное государство, освоившего и цивилизовавшего гигантское евразийское пространство.
В отличие от Запада, русский народ творил свою историю не ради свободы. Не эта ценность сформировала наше православное, а затем и коммунистическое мировоззрения, но идеи справедливости, правды, коллективизма, формировавшие историческое движение России и СССР, не менее прекрасны, и на их основе можно и нужно создавать новую положительную историю нашей страны. Именно для этого нам нужен исторический суверенитет и историческая политика.
1 http://iriran.ru/?q=node/1812
Новое
Видео
600 лет русского гламура. Рублевка. Часть 2
Страница К.П. Ковалева-Случевского на портале ИСТОРИЯ.РФ
Памятные даты военной истории России
Танковое сражение под Прохоровкой. Памятные даты военной истории России
Внешняя политика России первой половины XVIII столетия
Лекция посвящена основным векторам внешней политики России первой половины XVIII века. К началу этого периода сформировались два главных её направления – южное, где России противостояла Турция, и западное, где развернулось соперничество со Швецией. В середине XVIII века главным испытанием для России стала война с Пруссией. По её результатам империя заявила о претензиях на лидерство в Европе.