О так называемом «Указе 7-8» или «Законе о пяти колосках»
О так называемом «Указе 7-8» или «Законе о пяти колосках»
Важнейшей составной частью модернизации советского общества и государства в соответствии с решениями ХIV (декабрь 1925 г.) и ХV (1928 г.) съездов ВКП(б) стала аграрная реформа, основным элементом которой стала политика «сплошной коллективизации» и на ее базе «ликвидация кулачества как класса»[1]. С аграрными преобразованиями конца 20-х – начала 30-х гг. принято связывать усиление ответственности за хищения общественной и государственной собственности, выразившееся, прежде всего, в принятии Постановления ЦИК и СНК СССР 7 августа 1932 года «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности»[2], установившего «суровые меры борьбы с расхитителями социалистической собственности — расстрел или длительное изъятие их из общества»[3].
Это постановление как акт высшей юридической силы вошло в историю, как «Закон от 7 августа 1932 года»[4], в просторечье именовавшийся еще «Указом 7-8» или «Законом о пяти колосках».
Связь Закона от 7 августа с политикой «ликвидации кулачества как класса на основе сплошной коллективизации»[5] несомненна, если принимать во внимание практику применения данного закона, а также ряд Постановлений Пленума и Директивных писем Верховного суда СССР, например Постановление от 25 февраля 1933 г. «Об усилении ответственности за уничтожение лошадей и другого рабочего скота»[6], Циркуляр Прокуратуры, Верховного суда и Наркомзема СССР от 13 июня 1935 г. №354 «О борьбе с потравами»[7], Постановление Пленума Верховного суда СССР от 3 апреля 1940 г. №7/6/у «О квалификации самовольного использования в личных целях земель, принадлежащим колхозам и совхозам»[8]. Из текста названных актов видно, что в 1933–1940 гг. применение Закона от 7 августа было распространено на действия, которые хищениями не являлись[9], что было примером аналогии уголовного закона, в настоящее время признанной недопустимой. Несомненно и то, что часть хищений в сельской местности, на борьбу с которыми был направлен закон, была вызвана необычайно тяжелым положением крестьянства (и даже массовым голодом) в ряде районов.
Нельзя, однако, связывать Закон от 7 августа исключительно с аграрной политикой, т.к. «характер законов, их содержание, цели и задачи, которые они преследуют, являются показателями происходящих в обществе и государстве процессов …они … служат зеркалом этого развития»[10]. Из трех статей рассматриваемого закона целиком относится к аграрной проблематике лишь последняя, предписывающая «провести решительную борьбу с … противообщественными кулацко-капиталистическими элементами»[11]. Ст. 2 закона в числе видов имущества, приравниваемого к государственному, называет имущество колхозов (в т.ч. особо назван урожай на полях). Что же касается ст. 1, то она целиком и полностью посвящена уголовно-правовой охране грузов на железнодорожном и водном транспорте. Кроме того, Закон от 7 августа 1932 г. применялся к таким деяниям, как растраты в особо крупных размерах[12], хищения и растраты в органах связи[13], истребление и хищение леса на корню[14] и др. «Советский суд карал нарушителей законов, бюрократов, нерадивых хозяйственников и администраторов, своими действиями или своей бездеятельностью причинявших ущерб социалистическому строительству»[15]. Истинное назначение и смысл рассматриваемого закона проясняет и секретная инструкция по применению постановления ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности от 16 сентября 1932 года[16].
Судя по документам тех лет, в рассматриваемый период в нашей стране имело место большое число хищений государственного и общественного имущества, совершавшихся, в первую очередь, представителями государственной и партийной номенклатуры. Это не могло не беспокоить высшее политическое руководство. «Еще в 1926 году товарищ Сталин … поставил вопрос об охране социалистической собственности»[17]. Он говорил: «… Вор, расхищающий народное добро … есть тот же шпион и предатель, если не хуже»[18]. Особую остроту вопрос об охране государственной и общественной собственности приобрел, когда хищения стали препятствовать проводимой политике укрепления государственных институтов. Была даже выдвинута (правда, скорее, в пропагандистских целях) идея о том, что «…покушения на социалистическую собственность — новая форма классовой борьбы»[19]; «…сопротивление свергнутых классов получало свое выражение в организации массового воровства и хищения государственного имущества, кооперативного имущества, колхозной собственности»[20]; «…воровство и хищение на фабриках и заводах, воровство и хищение железнодорожных грузов, воровство и хищение в складах и торговых предприятиях, — особенно воровство и хищение в колхозах и совхозах...»[21]. Таким образом, усиление уголовной ответственности за хищение социалистической собственности в начале 30-х гг. было связано с целым рядом объективных условий.
Итак, причины, вызвавшие появление закона, очевидны. Другой вопрос, обосновано ли с точки зрения целей уголовного права применение столь высоких санкций, как «расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже десяти лет с конфискацией имущества»[22]. Г.Н. Борзенков полагает, что «установленные законом санкции были чрезмерно высокими и почти не оставляли возможности для дифференциации ответственности и индивидуализации наказания. Выражение «не ниже десяти лет» означало абсолютно определенную санкцию, поскольку согласно ст. 18 Основных начал 1924 г. и ст. 28 УК РСФСР 1926 г., лишение свободы не могло назначаться на срок свыше десяти лет»[23]. С такой позицией трудно согласиться, поскольку согласно ст. 53 УК РСФСР и аналогичным статьям кодексов других союзных республик, допускалось назначение наказания ниже низшего предела санкции, установленной законом, чем пользовались суды[24]. Формулировки диспозиций норм закона оставляли большие возможности для усмотрения правоприменителя. Между тем, на практике были распространены случаи игнорирования предписаний уголовного закона относительно малозначительности (Примечание к ст. 6 УК РСФСР[25]), когда суровая уголовная репрессия применялась к деяниям, которые вообще нельзя считать преступными (т.н. «пять колосков» и т.п.). Также в качестве негативного момента следует отметить предусматриваемую вышеуказанной инструкцией[26] возможность придания Закону от 7 августа обратной силы.
Данные касательно применения Закона от 7 августа свидетельствуют не только о широком распространении хищений государственного и общественного имущества, но и многочисленных случаях необоснованного применения Закона от 7 августа. Д.А. Волкогонов утверждает, что к началу 1933 года в результате применения этого закона было вынесено более 50 тысяч обвинительных приговоров[27]. Согласно другим источникам, в первые месяцы применения закона по нему осуждено 54646 человек, из них 2110 — к высшей мере социальной защиты[28]. Достоверность этих данных вызывает сомнения у ряда исследователей.
Особого рассмотрения заслуживает вопрос о предпочтительной охране советским уголовным законом общественной и государственной собственности относительно других ее форм. В работах 30-х гг. это связывается с особым значением социалистической собственности для советского строя. В докладе на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) 7 января 1932 года «Итоги первой пятилетки» И.В. Сталин говорил: «Основой нашего строя является социалистическая собственность так же, как основой капитализма — собственность частная. Если капиталисты провозгласили частную собственность священной и неприкосновенной, добившись .. укрепления капиталистического строя, то мы … должны провозгласить общественную собственность священной и неприкосновенной... Допускать воровство и хищение общественной собственности … и проходить мимо подобных контрреволюционных безобразий, — значит содействовать подрыву советского строя... Из этого исходило Советское правительство, когда оно издало недавно закон об охране общественной собственности. Этот закон есть основа революционной законности...»[29]; «…каждой эпохе соответствуют и свои законы, отличающиеся теми же особенностями, что и эта эпоха. При капитализме «закон» служит интересам капиталистов, частных собственников. При социализме закон служит интересам трудящихся, интересам общества, в основе которого лежит общественная социалистическая собственность. Товарищ Сталин назвал закон от 7 августа 1932 года основой социалистической законности. В этих словах содержится высшее признание значения закона и права в социалистическом государстве»[30]. Учитывая реалии сегодняшнего дня, необходимо отметить еще один немаловажный аспект: государственная и общественная собственность нуждается в особой защите не только в силу своего особого значения, но и просто потому, что на нее посягают сравнительно чаще и с гораздо большим «успехом», нежели на частную. В этой связи повышение защиты государственной собственности целесообразно и в настоящее время. Однако, этому препятствует Конституция Российской Федерации 1993 года, провозгласившая в ч. 2 ст. 8 равную защиту всех форм собственности.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] См. например: Строгович М.С. Вопросы социалистической законности в произведениях И.В. Сталина // Академия общественных наук при ЦК ВКП(б). Ученые записки. Выпуск №8 / Под ред. М.С. Строговича. М., 1951. С.120.
[2] СЗ СССР 1932 г. №62. ст. 360; См. также: Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917–1952 гг. М.: Госюриздат, 1953. С. 335-336.
[3] Рубиштейн Б.М. Советский закон и социалистическое хозяйство. М., 1936. С.19.
[4] См.: Курс уголовного права / под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. Т. 3. М.: Зерцало-М, 2002. С.398-399.
[5] См.: Сталин И.В. Сочинения. Т.8. С.89.
[6] См.: Сборник действующих Постановлений Пленума и Директивных писем Верховного суда СССР 1924–1944 г.г. / под ред. И.Т. Голякова. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1946. С.7.
[7] Сборник действующих Постановлений Пленума и Директивных писем Верховного суда СССР 1924–1944 г.г. / под ред. И.Т. Голякова. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1946. С.53.
[8] См.: Сборник действующих Постановлений Пленума и Директивных писем Верховного суда СССР 1924–1944 г.г. / под ред. И.Т. Голякова. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1946. С.69.
[9] См. также: Курс уголовного права. Т.3. / под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. М.: Зерцало-М, 2002. С.399.
[10] Вышинский А.Я. Вопросы государства и права в трудах товарища Сталина // Вопросы теории государства и права. М.: Госюриздат, 1949. С.238.
[11] СЗ СССР 1932 г. №62. ст. 360; См. также: Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917–1952 гг. М.: Госюриздат, 1953. С.335.
[12] См.: Постановление Пленума Верховного суда СССР от 9 июня 1934 г. «О борьбе судебных органов с растратами в торговле и кооперации» // Сборник действующих Постановлений Пленума и Директивных писем Верховного суда СССР 1924–1944 г.г. / под ред. И.Т. Голякова. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1946. С.5.
[13] СПостановление Пленума Верховного суда СССР от 25 февраля 1933 г. «О порядке применения мер судебной репрессии по делам о хищениях в органах связи» // Сборник действующих Постановлений Пленума и Директивных писем Верховного суда СССР 1924–1944 г.г. / под ред. И.Т. Голякова. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1946. С.6-7.
[14] Постановление Пленума Верховного суда СССР от 25 февраля 1933 г. «О квалификации преступлений по истреблению и хищения леса на корню» // Сборник действующих Постановлений Пленума и Директивных писем Верховного суда СССР 1924–1944 г.г. / под ред. И.Т. Голякова. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1946. С.7-8.
[15] История Советского государства и права. М.: Госюриздат, 1949. С.331.
[16] Инструкция утверждена на заседании Политбюро ЦК ВКП (б) 16 сентября 1932 г., протокол №116, пункт 31/16 (РГАСПИ. Ф.17. Оп.3. Д.2014. Л.33-34. Подлинник. Подписной экземпляр).
[17] Братусь С.Н. Вопросы социалистической собственности в работах И.В. Сталина // Академия общественных наук при ЦК ВКП(б). Ученые записки. Выпуск №8 / Под ред. М.С. Строговича. М., 1951. С.99.
[18] Сталин И.В. Сочинения. Т.8. С.136–137.
[19] Рубиштейн Б.М. Советский закон и социалистическое хозяйство. М., 1936. С.19.
[20] История Советского государства и права. М.: Госюриздат, 1949. С.331.
[21] Сталин И.В. Вопросы ленинизма. Изд. 11. С.392–393; Сталин И.В. Вопросы ленинизма. Изд. 10. С.508.
[22] СЗ СССР 1932 г. №62. ст. 360; См. также: Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917–1952 гг. М.: Госюриздат, 1953. С.335.
[23] Курс уголовного права. Т.3. / под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. М.: Зерцало-М, 2002. С.399.
[24] ГСм.: Постановление Пленума Верховного суда СССР от 15 августа 1940 г. №29/16/у «О недостатках судебной практики по делам о хищениях социалистической собственности, о спекуляции, хулиганстве и о корыстных должностных злоупотреблениях» // Сборник действующих Постановлений Пленума и Директивных писем Верховного суда СССР 1924 – 1944 г.г. / под ред. И.Т. Голякова. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1946. С.8-10.
[25] Примечание к ст. 6 УК РСФСР 1926 года гласит: «Не является преступлением действие, которое хотя формально и подпадает под признаки какой-либо статьи Особенной части настоящего Кодекса, но в силу явной малозначительности и отсутствия вредных последствий лишено характера общественно – опасного» (аналогичные положения содержали соответствующие статьи уголовных законов других союзных республик).
[26] Инструкция по применению постановления ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности утверждена на заседании Политбюро ЦК ВКП (б) 16 сентября 1932 г., протокол №116, пункт 31/16 (РГАСПИ. Ф.17. Оп. 3. Д. 2014. Л.33-34. Подлинник. Подписной экземпляр).
[27] См.: Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: Политический портрет И.В. Сталина. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1990. С.282.
[28] См.: Павлова И.В. Механизм власти и строительство сталинского социализма. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2001. С.272.
[29] Сталин И.В. Вопросы ленинизма. Изд. 11. С.390; Сталин И.В. Вопросы ленинизма. Изд. 10. С.508.
[30] Вышинский А.Я. Вопросы государства и права в трудах товарища Сталина // Вопросы теории государства и права. М.: Госюриздат, 1949. С.242.
Об авторе:
Денис Владимирович Садовников - выпускник факультета истории и права Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого (2011), руководитель департамента по работе с государственными и общественными организациями Российского военно-исторического общества.
Обложка: Памятник героям Первой мировой войны (Калининград). 2014.
Источник: https://ru.wikipedia.org
Новое
Видео
Боевые действия на Советско-германском и Западном фронте осенью 1944 года: сравнительный анализ
Боевые действия на Советско-германском и Западном фронте осенью 1944 года: сравнительный анализ
И. Кириченко. Висло-Одерская операция.
И. Кириченко. Висло-Одерская операция.
Внешняя политика России 1801-1825 гг.: основные этапы и направления
Основной вызов этого времени, и не только для России, но и мира в целом, связан с наполеоновской агрессией. Латентная враждебность в отношении Российской империи существовала и в Англии. Даже в случаях войн с Турцией, Швецией и Ираном за спиной противников обнаруживалось французское или английское участие. Наполеон представлял исторически реализуемый западный проект, предполагавший решение двух принципиальных задач: объединения западного мира и установления мирового господства. По его мнению, все европейцы должны были составить единую нацию, куда русские не включались. Поэтому войны с европейскими государствами мыслились как внутринациональное дело, а борьба с Россией - как противостояние с внешним противником, символизирующем собой варварство. Кульминацией внешнеполитического противостояния с наполеоновской Францией стал 1812 год. Геополитические задачи, возлагаемые Наполеоном на этот поход, не ограничивались принуждением России к континентальной блокаде. В замыслах французского императора было создание на западных российских территориях ряда буферных государств (пример - Великое княжество Литовское). Одним из основных внешнеполитических последствий правления Александра I стало утверждение Российской империи как великой державы и усиление ее стабилизирующей роли в европейской политике. Однако ценой этого стала "примерка" на себя роли "европейского жандарма" (санкционирование военной интервенции в Испании, Италии и Пьемонте) и, самое главное, жертвование внешнеполитическими интересами России во имя европейской безопасности. Тем не менее, за первую четверть XIX ст. границы империи существенно расширились (Финляндия, Польша, Северный Азербайджан, Дагестан, Валахия, Грузия), обеспечив благоприятное геополитическое положение страны.