О чем же поет «под дугой колокольчик»?

12/25/2017

Как современный чиновник может выделиться из общего потока участников дорожного движения? Правильно, проблесковым маячком. А раньше, когда их не было – как?

Многим известна замечательная народная песня «Под дугой колокольчик поет»:

Под дугой колокольчик поет,
Под дугою, да под вязовою.
Удалой парень девицу везет,
Девицу чернобровую.

Улестил парень девку скромную,
Уманил ее за собою,
В ширь степную
Ночью темною.

О чем же поет «под дугой колокольчик»?

К сожалению, текст песни не вполне соответствует требованиям, которые распространялись на путешествующих в то время. Разве что сынок высокопоставленных родителей позволил себе воспользоваться папиными привилегиями, но это весьма сомнительно, тогда детишки были намного скромнее.

В конце 1770-х годов в ямской конной упряжи стали использоваться колокольчики. Тройка в то время выполняла почтовые функции и управлялась профессионалами-ямщиками. И колокольчики назывались ямскими или почтовыми. Средняя, коренная лошадь в русской тройке шла под дугой, именно эта дуга стала наиболее удобным местом для подвески колокольчика, выполнявшего прежде всего сигнальную функцию.

Одно время в России по примеру Европы попробовали ввести рожки, которые должны были предупреждать, что едет курьер и надо уступить дорогу и оперативно сменить лошадей. Но у нас это новшество не прижилось, так как нашему ямщику легче было свистнуть, чем дуть в дуду.

О чем же поет «под дугой колокольчик»?

Колокольчик же под дугой был прерогативой почтовой, фельдъегерской и полицейской служб. Есть колокольчик – можешь ощущать себя едущим спецтранспортом, который имеет преимущество перед всеми остальными. Нет колокольчика – тогда должен уступить дорогу экипажу с колокольчиком. Мало того, с колокольчиком на почтовой станции можно и лошадей сменить быстро, без очереди, да и лошади должны быть самые лучшие.

Надо отметить, что и простые обыватели тоже могли себе что-то позволить. Они под дугой вешали бубенчики. Но звенели они тише и конкуренции колокольчикам составить не могли.

Требование к колокольчикам соблюдалось довольно четко, но были и накладки, когда какой-нибудь купец или молодец, умыкнувший «девку скромную», позволял себе лишнего. Это выходило за рамки правил и без последствий не оставалось. В очередной раз наводя порядок на дорогах страны, Сенат 18 декабря 1836 года принял решение, в котором указывалось: «Запретить употребление колокольчиков всем тем, которые едут на собственных или вольнонаемных лошадях, предоставив оные одной почтовой гоньбе и чиновникам земской полиции, едущим по обязанностям службы». В 1860 году снова был подтвержден строгий запрет использовать поддужные колокольчики не на почтовых лошадях.

О чем же поет «под дугой колокольчик»?

Радует то, что сегодня таких запретов нет. Вместе с тем я не могу не напомнить, что и сегодня в Правилах дорожного движения четко прописано: «При приближении транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства».