О чем же поет «под дугой колокольчик»?

Как современный чиновник может выделиться из общего потока участников дорожного движения? Правильно, проблесковым маячком. А раньше, когда их не было – как?
Многим известна замечательная народная песня «Под дугой колокольчик поет»:
Под дугой колокольчик поет,
Под дугою, да под вязовою.
Удалой парень девицу везет,
Девицу чернобровую.
Улестил парень девку скромную,
Уманил ее за собою,
В ширь степную
Ночью темною.
К сожалению, текст песни не вполне соответствует требованиям, которые распространялись на путешествующих в то время. Разве что сынок высокопоставленных родителей позволил себе воспользоваться папиными привилегиями, но это весьма сомнительно, тогда детишки были намного скромнее.
В конце 1770-х годов в ямской конной упряжи стали использоваться колокольчики. Тройка в то время выполняла почтовые функции и управлялась профессионалами-ямщиками. И колокольчики назывались ямскими или почтовыми. Средняя, коренная лошадь в русской тройке шла под дугой, именно эта дуга стала наиболее удобным местом для подвески колокольчика, выполнявшего прежде всего сигнальную функцию.
Одно время в России по примеру Европы попробовали ввести рожки, которые должны были предупреждать, что едет курьер и надо уступить дорогу и оперативно сменить лошадей. Но у нас это новшество не прижилось, так как нашему ямщику легче было свистнуть, чем дуть в дуду.
Колокольчик же под дугой был прерогативой почтовой, фельдъегерской и полицейской служб. Есть колокольчик – можешь ощущать себя едущим спецтранспортом, который имеет преимущество перед всеми остальными. Нет колокольчика – тогда должен уступить дорогу экипажу с колокольчиком. Мало того, с колокольчиком на почтовой станции можно и лошадей сменить быстро, без очереди, да и лошади должны быть самые лучшие.
Надо отметить, что и простые обыватели тоже могли себе что-то позволить. Они под дугой вешали бубенчики. Но звенели они тише и конкуренции колокольчикам составить не могли.
Требование к колокольчикам соблюдалось довольно четко, но были и накладки, когда какой-нибудь купец или молодец, умыкнувший «девку скромную», позволял себе лишнего. Это выходило за рамки правил и без последствий не оставалось. В очередной раз наводя порядок на дорогах страны, Сенат 18 декабря 1836 года принял решение, в котором указывалось: «Запретить употребление колокольчиков всем тем, которые едут на собственных или вольнонаемных лошадях, предоставив оные одной почтовой гоньбе и чиновникам земской полиции, едущим по обязанностям службы». В 1860 году снова был подтвержден строгий запрет использовать поддужные колокольчики не на почтовых лошадях.
Радует то, что сегодня таких запретов нет. Вместе с тем я не могу не напомнить, что и сегодня в Правилах дорожного движения четко прописано: «При приближении транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства».
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Битва при Молодях. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Подвиг крепости Осовец. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Танковое сражение под Прохоровкой. Памятные даты военной истории России