Новгородский процесс

4/28/2019

Новгородский процесс


 

До войны Новгород был тихим районным центром огромной Ленинградской области. За долгие тридцать месяцев оккупации (с 15 августа 1941 по 20 января 1944 года) в нем осталось несколько десятков человек и ни одного целого здания.

 

Уничтожать 48 000 новгородцев нацистские самолеты начали еще в июле 1941 года – убили 110 мирных жителей, тяжело ранили 180, заодно повредили древние храмы. Люфтваффе активно мешало эвакуации из города. Так, была разбомблена баржа с 600 женщинами и детьми, никто не выжил. Тем не менее, советским властям удалось эвакуировать около 45 000 жителей. Но не успели вывезти несколько тысяч, из них - 800 больных из Колмовской психиатрической больницы (еще в ней лежали раненые красноармейцы, точное число неизвестно). Судьба их печальна: 200 человек получили смертельный укол, остальных заморили голодом, часть медиков расстреляли. Оставшихся жителей заставляли работать на стройках, а в 1943 году всех угнали в Прибалтику и Германию.

 

Оккупанты методично разрушали Новгород. Древнейшие церкви разбирали на кирпич и дрова, стреляли по фрескам и иконам. Грабили все ценное – так, крест Софийского собора увезли в Испанию, а его золотые купола были ободраны на сувениры: портсигары, тарелки, тазы. Распилили даже памятник «Тысячелетие России», чтобы вывезти его в Германию.


Новгородский процесс

Новгородский кремль после бегства оккупантов, январь 1944 года.
Передний план: фигуры памятника «Тысячелетие России» варварски распилены для отправки в Германию. Задний план: золотое покрытие куполов Софийского собора ободрано на сувениры. За эти преступные приказы генерал Курт Герцог был осужден на Новгородском открытом процессе 1947 г.


Поиск конкретных виновных шел в лагерях военнопленных еще с 1945 года:  каждый найденный преступник часто называл своих подельников,  так набралось 19 имен из вермахта и СС. В ходе следствия шесть обвиняемых – К. Зассе, К. Винтер, П. Доблер, Ф. Мюнх, В. Моль и Ф. Хаббе – полностью признали свою вину. Все они принимали непосредственное участие в пытках и убийствах мирного населения. Например, В. Моль признавался: «Операция по сожжению населенных пунктов и расстрелу мирного населения проводилась нами в течение четырех дней, при этом за этот период мы полностью сожгли до 12 населенных пунктов и расстреляли примерно 150 человек». Подобные показания дали и другие обвиняемые.


Скамьи подсудимых
Скамьи подсудимых

Двенадцать обвиняемых признали свою вину частично: Й. Руппрехт, В. Финдайзен, Г. Хаунспергер, Й. Геринг, Г. Фишер, М. Бройер, А. Франкенштайн, И. Кайрат, Г. Преслер, П. Вильродт, А. Лантревиц и Б. Мейер. Под тяжестью улик (в особенности, свидетельств самих обвиняемых друг против друга) они признали свое непосредственное участие в карательных операциях, поджогах и расстрелах, угоне населения в Прибалтику и Германию, однако всякий раз ссылались, что выполняли приказ вышестоящего командования.

 

На суде генерал Курт Герцог, бывший командир 38-го армейского корпуса
На суде генерал Курт Герцог, бывший командир 38-го армейского корпуса

Представитель этого вышестоящего командования  – бывший командир 38‑го армейского корпуса генерал артиллерии Курт Герцог – не признал себя виновным ни по одному пункту. Для доказательства вины Герцога были сделаны соответствующие запросы в Управление контрразведки МГБ Ленинградского военного округа и УМГБ Ленинградской области. Также против него свидетельствовали его подчиненные, советские граждане, акты ЧГК. В итоге список предъявленных Курту Герцогу обвинений только по Новгородской области оказался более чем внушителен: демонтаж памятника «Тысячелетие России» и подготовка его к отправке в качестве подарка городу Инстербург, снятие и переплавка на сувениры золотого покрытия куполов Софийского собора и Георгиевского собора Юрьева монастыря, организация расстрелов 3700 советских граждан около деревень Жестяная Горка и Черная Батецкого района и др.

 

Всего же установленные в процессе следствия факты различных злодеяний составили пятьдесят четыре объемных тома и явились доказательственной базой обвинения.

 

Новгородский открытый процесс начался 7 декабря 1947 г. Интересы обвиняемых защищали восемь адвокатов. Было вызвано 36 свидетелей (даже пятеро немецких военнопленных). На процессе присутствовали делегации Ленинградской, Псковской и Великолукской областей, журналисты и фотокорреспонденты газеты «Новгородская правда», жители послевоенного Новгорода. При входе была размещена фотовыставка о злодеяниях оккупантов.

 

На суде важное место занимали рассказы свидетелей, чудом избежавших расстрелов:

 

«На сцену, где заседает Военный трибунал, поднимается 12‑летний Петров Анатолий – житель д. Б. Тресно. – Нашу деревню, – говорит свидетель, – немцы сожгли. Тогда мы перебрались в д. Горушка и там нас немцы расстреливали. Я лежал среди убитых и таким образом спасся.

Председательствующий: А что сделали немцы с твоими родными?

Петров: Маму и братишку Павлушу они застрелили».

 

О разрушении новгородских храмов свидетельствует протоирей Н. Ломакин
О разрушении новгородских храмов свидетельствует протоирей Н. Ломакин.

О разрушении новгородских храмов на суде свидетельствовал протоирей Н. Ломакин (благочинный всех ленинградских церквей, награжденный в 1942 году медалью «За оборону Ленинграда»). Кстати, 27 февраля 1946 года он выступал на Нюрнбергском процессе как свидетель блокады Ленинграда.

 

Более 30 свидетельств, с при­вязкой к конкретным фамилиям, датам и местам совершенных преступле­ний, звучали на суде в отношении каждого обвиняемого и, частично, публиковались газетой.

 

 

Приговор был зачитан  18 декабря 1947 г.: все девятнадцать подсудимых получили высшую меру - по 25 лет в Воркутлаге каждый (срок следствия был зачтен). Все выжившие были репатриированы в ФРГ и ГДР после смерти Сталина. То есть по факту они отсидели около восьми лет.

 

Новгородский процесс выявил массу преступлений, но далеко не всех преступников. Так, организатор множества расстрелов и поджогов В. Финдайзен был осужден (кстати, он тоже был отпущен в ФРГ, где мирно умер), а сотня его подручных (изменники Родины из карательного батальона «Шелонь») скрылась под чужими именами. Часть из них нашли в Новгороде и открыто судили уже в 1960-1980-х годах.


Чтение Приговора 18 декабря
Чтение Приговора 18 декабря

 

Сообщение ЧГК о разрушениях и злодеяниях,
произведенных в Новгороде и Новгородском районе

 

Источник: Сообщение Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и  расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков о разрушениях я злодеяниях, произведенных немецко-фашистскими захватчиками в городе Новгороде и Новгородском районе Ленинградской области. ОГИЗ, 1944.

 

 

5 мая 1944 г.

 

<…> Немецко-фашистские захватчики сожгли и разрушили древний русский город Новгород, Из 2346 жилых домов в городе сохранилось только 40, фашисты разрушили в Новгороде мясокомбинат, хлебокомбинат, обувную и мебельную фабрики, литейный, механический, судоремонтный, лесопильный, два кирпичных и черепичный заводы, судоверфь» фабрику школьных принадлежностей, железнодорожное депо, ремонтные мастерские НКПС; вывели из строя водопровод, водонапорную и водонасосную станции; разрушили все электрохозяйство, городскую телефонную станцию, почту, телеграф, радиоузел.

 

При своем отступлении фашисты расхитили в музее ценнейшие коллекции по археологии, истории и искусству, а здание музея и его художественную галерею разрушили; они разграбили научную библиотеку, редчайшую фототеку и библиографическую картотеку филиала Института истории Академии наук СССР; разрушили и сожгли учительский институт, техникумы, педагогическое училище, медицинские школы, 5 клубов, 2 кинотеатра, дом Красной Армии, городской театр на 1040 мест, 3 больницы, 5 амбулаторий, родильный дом, детскую поликлинику, 5 детских яслей, главный корпус психиатрической больницы. 


Опер-след-бригада во главе с полковником Майоровым. Фото 16 декабря 1947 года
Опер-след-бригада во главе с полковником Майоровым. Фото 16 декабря 1947 года

Все разрушения в Новгороде произведены немецко-фашистскими оккупантами преднамеренно и по определенному плану, что подтверждается многочисленными показаниями свидетелей.

 

Немецкий военнопленный, старший ефрейтор 9-й роты 3-го батальона 1-й авиаполевой дивизии Шмидт Пауль показал: “До начала сентября 1943 года по правому берегу реки Волхов от Новгорода на Хутынь производилось строительство новой шоссейной дороги. Строительный материал подвозился на автомашинах из Новгорода, для чего специально подрывались аммоналом городские здания и сооружения”.<…>

 

РАЗРУШЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ НОВГОРОДА

 

Немецко-фашистские вандалы разрушили и уничтожили величайшие памятники древнего русского искусства. В Георгиевском соборе Юрьева монастыря, построенном в начале XII века, фашисты разрушили своды и стены башни собора с фресками XII века.

 

Софийский собор <…> немцы разрушили. Разрушение средней главы собора привело к полному уничтожению фресок; в северо-западной главе разрушены купол и часть стены. Во многих местах пробиты стены, разрушены несколько сводов и верхняя часть северного портала. Гитлеровцы полностью разграбили внутреннее убранство собора, увезли все иконы с иконостасов, древние паникадила, в том числе паникадило, принадлежавшее Борису Годунову.

 

<…>

 

ИСТРЕБЛЕНИЕ МИРНЫХ СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН И ВОЕННОПЛЕННЫХ

 

Новгородский процесс
[Возможно] выступает свидетельница.

Специальная комиссия установила многочисленные факты планомерного истребления немецкими оккупантами мирных советских граждан и военнопленных. В Колмовской психиатрической больнице находилось на излечении 800 человек больных. В ноябре - декабре 1941 года все эти больные были гитлеровцами умерщвлены. В октябре 1941 года фашистские изверги замучили и убили 250 человек больных Хутынской больницы. В деревнях Кшентицы и Заолешье гитлеровцы уничтожили 30 человек жителей, среди них были женщины, старики и даже 2 трудных ребенка. Зарегистрированы многочисленные факты истребления также и вообще мирного советского населения. Так, в совхозе “Заверяжские покосы” весной 1942 года немцы расстреляли жителя Новгорода Масальского Семена Васильевича вместе с его семьей и родными. В этом же совхозе немцы расстреляли еще 25 человек, в большинстве женщин и детей. В деревне Жестяная Горка немецкий карательный отряд истребил свыше 2000 мирных жителей.

 

В Новгородском районе немцами было организовано в бараках и сараях 10 лагерей для советских военнопленных. <…> Военнопленные содержались здесь в тяжелых антисанитарных условиях, подвергались побоям и истязаниям. В результате голода, непосильного труда, расстрелов только в 6 лагерях Новгородского района из 5000 тысяч военнопленных к концу 1943 года уцелели 336 человек.<…>

 

В результате насильственного угона населения в немецкое рабство при освобождении Новгорода от фашистских оккупантов в нем оставалось только 30 жителей, а в Новгородском районе из 80 тысяч граждан после освобождения района от немецко-фашистских захватчиков зарегистрировано только 900 человек.

 

РАЗРУШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОЛХОЗОВ НОВГОРОДСКОГО РАЙОНА

 

Новгородский район имел развитое сельское хозяйство, лесную, торфяную промышленность. За время оккупации гитлеровцы сожгли и разрушили 96 сел и деревень. Из 8849 жилых домов оккупанты уничтожили 5630 и частично разрушили 1705; из 76 школ сожгли 75, в том числе: 3 средних, 13 неполных средних и 59 начальных школ, в которых обучалось свыше 15 тысяч человек; сожгли 3 больницы, 10 фельдшерско-акушерских пунктов, 7 сельских зооветпунктов, контрольно-семенную и ветеринарную лаборатории, инкубаторную и метеорологическую станции, 165 магазинов и ларьков; разрушили десятки культурно-просветительных учреждений - клубов, изб-читален, сельских библиотек и т. д.; были также разрушены немцами все кирпичные и лесопильные заводы и торфяные предприятия. Гитлеровцы причинили колхозам, предприятиям, учреждениям и населению Новгородского района огромный ущерб. Они угнали из района свыше 2000 лошадей, 10000 коров, 18 000 голов мелкого рогатого скота; вывезли сельскохозяйственные продукты, имущество и весь сельскохозяйственный инвентарь, вплоть до деревянных лопат и граблей <…>


Карикатура В. Гальба на подсудимых. Напечатана в газете «Новгородская правда» 20 декабря 1947 г.

Карикатура В. Гальба на подсудимых

Напечатана в газете «Новгородская правда» 20 декабря 1947 г.


 

Из акта ЧГК об эксгумации трупов расстрелянных граждан у деревень Жестяная Горка и Черная

 

Источник: ЦА ФСБ РФ Д. Н-19094. Т. 6. Л. 255-270. Цит. по: Петров М. Н. Тайная война на Новгородской земле. Великий Новгород, 2005. С.195-197.

 

15-16 ноября 1947 г.

 

<…> Произведя указанную работу, судебно-медицинская экспертная комиссия пришла к следующему заключению:

 

1) В ямах-могилах у дер. Жестяная Горка зарыто не менее 2600 трупов и в ямах-могилах у дер. Черная зарыто не менее 1100 трупов.

 

2) Смерть граждан в количестве трех тысяч семисот человек, трупы которых обнаружены в ямах-могилах около дер. Жестяная Горка и дер. Черная, НАСИЛЬСТВЕННАЯ и последовала от полученных ими тяжких смертельных телесных повреждений - сквозных огнестрельных пулевых ранений головы, шеи, груди, повреждений головы тупыми тяжелыми предметами и остро режущим и рубящим оружием, а также переломом реберных дуг, часто множественных, причиненных какими-то тупыми предметами.

 

3) Среди трупов обнаружены трупы мужчин в возрасте от 14 до 55 лет и трупы женщин от 18 до 60-65 лет.

 

4) Найденные повреждения и, в частности, пулевые, как боевую травму следует исключить. Расположение входных пулевых отверстий в громадном большинстве случаев на затылочной части головы указывает на специальные выстрелы - расстрелы.

 

5) Диаметр входных отверстий пулевых - 0,9 см, является типическим для немецкого автомата «Шмайссера», имевшего калибр пули 0,9 см.

 

6) В ряде случаев выстрелы в затылочную часть головы производились в упор, на что указывала найденная копоть на костях черепа и обширные разрушения костей черепа под воздействием газов при выстреле в упор.

 

7) Множественные переломы реберных дуг позволяют заключить о том, что этим лицам повреждения причинены какими-то тупыми предметами в виде сильных коротких ударов, как-то: ногами, обутыми в твердый сапог, ударом приклада и т.п.

 

8) Найденные повреждения в виде множественных оскольчатых переломов черепа со вдавливанием осколков в полость черепа указывают на причинение ударов по голове какими-то тяжелыми тупыми предметами.

 

9) На большом количестве трупов найденные повреждения костей с ровными краями указывают на причинение их какими-то рубящими предметами - тесак, шашка, штык винтовки и т.д.

 

10) Давность трупов, судя по образованию жировоска и разрушению мягких тканей, следует отнести к 1942 и 1943 гг. <…>


Зрители открытого процесса
Зрители открытого процесса
 
[Возможно] адвокаты подсудимых
[Возможно] адвокаты подсудимых

 

Приговор Военного Трибунала войск МВД Ленинградского военного округа по делу участников зверств и злодеяний на территории Новгородской области. Архив Управления ФСБ по Новгородской области. Ф. 7. Оп. 35. Д. 5

 

Из зала суда. То, чего нельзя забыть. Газета «Известия Советов депутатов трудящихся СССР» №295 (9517) от 16 декабря 1947 г.

 

Приговор по делу о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков на территории Новгородской и Псковской областей. Газета «Известия Советов депутатов трудящихся СССР» №298 (9520) от 19 декабря 1947 г.

 

Суд над гитлеровскими палачами в Новгороде. Газета «Правда» №338 (10729) от 19 декабря 1947 г.