«Нептун» выходит на берег: девять фактов о высадке союзников в Нормандии

6/18/2021

Девять фактов о высадке союзников в Нормандии

Высадка союзников в Нормандии 6 июня 1944 года – операция «Нептун» – стала крупнейшим морским десантом за всю историю Второй мировой войны, да и вообще за всю историю войн, которые вело человечество. Свыше 150 тысяч человек и почти 7000 кораблей, из которых более 1200 были боевыми, более 11 500 самолетов – такого масштаба операцию даже трудно себе представить. Но удивительно не то, что высадка состоялась; гораздо удивительнее то, что она оказалась успешной. Вермахт и руководство Германии ждали этой высадки почти два года, лихорадочно готовились к ней, возводили невероятные противодесантные сооружения, но вся эта подготовка оказалась бесполезной. Впрочем, нужно отдавать себе отчет: в немалой степени успеху операции «Нептун» способствовали мужество и героизм Красной армии, перемалывавшей на Восточном фронте самые боеспособные части германской армии. На Западном фронте гитлеровцы держали гораздо менее боеспособные дивизии, в чем и убедились английские и американские десантники и пехотинцы.

Американские солдаты из состава соединений второго эшелона десанта высаживаются с десантных катеров LCVP на побережье Нормандии

Кто придумал операцию «Нептун»

Союзники начали планирование операции по высадке во Франции в конце января 1943 года, и тогда она еще не носила названия «Нептун». Ответственным за разработку деталей плана назначили британского генерал-лейтенанта Фредерика Моргана, получившего назначение на должность начальника штаба Верховного командования союзных экспедиционных сил. Первый вариант подготовленного руководством Моргана плана высадки был готов к 1 марта, но как только союзники предприняли первые шаги по его воплощению, начались корректировки. Самое, пожалуй, серьезное предложение, обеспечившее в итоге успех высадки, внес британский генерал Бернард Монтгомери. Он настаивал на том, что первоначально запланированная численность десанта – три дивизии в первом эшелоне и шесть во втором – категорически недостаточна. В итоге численность войск выросла до полутора сотен тысяч человек, что обеспечило союзникам существенный перевес в силе над соединениями вермахта, оборонявшими побережье Франции.

 Британский генерал Бернард Монтгомери во время пресс-конференции в Нормандии, 12 июня 1944 года

Цель – Нормандия!

Весь опыт десантных операций и Первой, и Второй мировых войн говорил о том, что наиболее успешной высадка будет в том случае, если в самом ее начале удастся захватить крупный порт. Это было очевидно командованию союзников. Но столь же очевидно это было и для командования вермахта. Крупнейшие порты на ближайшем к Великобритании побережье Франции – Кале и Булонь-Сюр-Мер – были, пожалуй, самыми защищенными с точки зрения противодесантной обороны. И тогда выбор разработчиков операции пал на Нормандию, где плотность гитлеровской обороны была ниже, а глубина ее меньше. Крупных портов в тех местах не было, а идея высаживать на длинные песчаные пляжи крупный десант, способный взломать прибрежные укрепления и захватить серьезный плацдарм, выглядела утопической. Этим заблуждением и воспользовались союзники, выбрав в качестве места высадки Нормандию. К тому же до нее могли свободно долетать истребители союзников, а обеспечение господства в воздухе было одним из важнейших условий операции.

 Панорамный вид на сектор «Омаха». Высаживается американская 2 бронетанковая дивизия — первая танковая дивизия, высаженная в Нормандии

Обмануть «Атлантический вал»

В ожидании высадки союзников германские войска успели построить на побережье Франции, Бельгии, Голландии, Германии, Дании и Норвегии линию прибрежных укреплений длиной 2685 км – так называемый «Атлантический вал». В линию укреплений входили мощные казематы с крупнокалиберной артиллерией, ДОТы, вооруженные крупнокалиберными и обычными пулеметами, инженерные заграждения, наземные и подводные минные поля… Но прочность этого «вала» не везде была одинаковой. Самые сильные укрепления возводились в той части побережья, которая была ближе всего к Британским островам. И командование союзников сделало все для того, чтобы убедить немцев: да, именно на этом участке и планируется высадка десанта. В ход пошло все: дезинформация и «случайные» утечки в прессу, фальшивые полевые лагеря неподалеку от портов, расположенных ближе всего к району Кале – Булонь, его массированные бомбардировки и даже отвлекающий десант, высаженный за несколько часов до настоящего именно там, где и ожидало германское командование.

 210-миллиметровое орудие береговой батареи «Маркуф», захваченное частями 39 пехотного полка 9 американской пехотной дивизии в Нормандии

От отлива до прилива

Оптимальным временем суток для высадки на берег Нормандии командование союзников посчитало промежуток между полуночью и началом большого прилива. Во время отлива подводные заграждения «Атлантического вала» обнажались, и десантные суда могли избежать их. Первая волна высаживающихся проделывала в них проходы, и с началом большого прилива остальные десантные средства могли подойти к берегу вплотную. Оставалось назначить точную дату, исходя из графика отливов и приливов. Самые сильные из них, на которые и рассчитывало командование союзников, приходились на начало мая и начало июня. Сначала высадку назначили на май, но после того, как добавился еще один, пятый сектор высадки (его, кстати, тоже предложил Бернард Монтгомери), сроки перенесли на начало июня, где было всего три подходящих дня: 5, 6 и 7 число. Командующий союзным корпусом американский генерал Дуайт Эйзенхауэр назначил «День D» на 5-е, и только перед самым началом операции из-за ухудшения погоды дату перенесли на сутки вперед.

 Канадские солдаты на пляже «Джуна» в Берьер-Сюр-Мер в Нормандии

Воздушный десант перед морским

Среди мероприятий, которые должны были обеспечить успех операции «Нептун», были не только дезинформация и тщательный выбор дня и времени высадки. Почти за месяц до ее начала авиация союзников разбомбила заводы, выпускавшие синтетическое топливо, и немецкие механизированные и танковые части сразу оказались в ситуации нехватки горючего. В полночь 6 июня началась массированная бомбардировка «Атлантического вала» в Нормандии: бомбили прицельно, уничтожая вражеские радары и артиллерию на открытых позициях. Под прикрытием этой бомбежки в тылу у немцев был высажен один из крупнейших воздушных десантов Второй мировой: три дивизии. Часть десантников была выброшена на парашютах, часть приземлилась на планерах. И хотя десант оказался сильно рассредоточен и понес большие потери, свою задачу он выполнил. Управление немецкими войсками в зоне операции «Нептун» было серьезно нарушено, десантникам удалось захватить многие ключевые точки, а также освободить первый французский город — Сент-Мер-Эглиз.

 Британские десантники 6 воздушно-десантной дивизии на борту самолета перед десантированием в Нормандии

Кровопролитная «Омаха»

Если судить об операции «Нептун» по современным фильмам, может сложиться впечатление, что вся высадка союзников в течение первого дня висела на волоске. Такое представление очень далеко от действительности: общие потери десанта составили менее 1 процента! Другое дело, что в одном из пяти секторов высадки – «Омаха» (остальные носили имена «Юта», «Суорд», «Голд» и «Джуно») – десант действительно оказался в очень тяжелой ситуации. В этом районе участок «Атлантического вала» был спланирован немцами настолько удачно, что на пляже практически не оставалось мест, где десантники могли бы укрыться от огня. К тому же во время высадки наступавшие потеряли существенную часть тяжелой техники, которая должна была поддержать их, и оказались в практически с голыми руками. Исправить ситуацию удалось лишь к вечеру 6 июня, но дорогой ценой. Из 2500 убитых в день «D» американских солдат почти 2000 погибли на «Омахе».

 Солдаты 16 полка 1 пехотной дивизии США высаживаются под обстрелом на берегу в секторе «Омаха»

Гавани «Малберри»

Отказываясь от высадки в районе французских портов, командование союзников понимало, что ему придется найти способ построить их у берега Нормандии буквально из ничего. Так родилась идея гаваней «Малберри» – одного из самых необычных инженерных сооружений Второй мировой войны. Их основу составляли 292 бетонных кессон-поплавка (весом от 1672 до 6044 т каждый!) и семь десятков списанных кораблей. Кессоны в глубочайшей тайне начали строить еще весной 1943 года, а когда началась высадка, их на буксирах притащили к французскому берегу. Опущенные на дно, они стали стационарными волнорезами, оградившими акваторию временного порта, а списанные суда послужили основной для плавучих причалов. Две гавани «Малберри» – по одной в американской и английской зоне высадки – позволили наладить бесперебойное снабжение высадившихся войск.

 Гавань «Малберри В» в британском секторе «Голд» у побережья Нормандии. На переднем плане — внешний волнолом из бетонных кессонов, на среднем плане — плавучий пирс на списанных судах и понтонные мосты, соединяющие его с берегом

Нефтеносный «Плутон»

Если доставка снаряжения, подкреплений, боеприпасов и других подобных грузов могла осуществляться морем, то перевозить танкерами горючее союзники не рискнули, опасаясь немецких подлодок. Поэтому для снабжения высадившихся в Нормандии войск топливом были проложены подводные трубопроводы. Операция по их постройке называлась «Плутон». Английская аббревиатура ее писалась как PLUTO. Расшифровывалось это название просто: Pipeline Under The Ocean, то есть «трубопровод под океаном». Чтобы проложить гибкие трубы по дну Ла-Манша, их наматывали на гигантские катушки, весом в два тогдашних эсминца каждая. Зато с их использованием трубопровод длиной в 130 км укладывался всего за 10 часов! Любопытно, что английские инженеры нашли отличный способ, чтобы трубы не сплющило давление на глубине: опуская, их заполняли водой, которую потом выдавливало топливом.

 Катушка для прокладки подводного трубопровода во время испытаний в британском порту

Интернациональный «Нептун»

Высадка в Нормандии была многонациональной. Помимо военнослужащих США, Великобритании и Канады, в ней участвовали солдаты и добровольцы из Австралии, Бельгии, Греции, Голландии, Новой Зеландии, Норвегии, Родезии, Польши и Франции. Больше всех было американцев, для которых эта высадка стала первой боевой операцией в Европе в ходе Второй мировой войны. В ней участвовали 73 000 человек, из которых 58 000 высадились на побережье Франции (23 250 – в секторе «Юта» и 34 250 – в секторе «Омаха»), а остальные участвовали в воздушном десанте. Англичане высадили в секторах «Суорд» и «Голд» 61 715 человек, а канадцы – 21 400 бойцов в секторе «Джуно». Потери американцев в первый день операции составили 2500 человек погибшими, из которых подавляющее большинство было потеряно в секторе «Омаха», и более 4100 ранеными, пленными и пропавшими без вести. Англичанам повезло больше: общее число их потерь не превысило 2700 человек. Канадцы, которым отвели сектор «Джуно», потеряли меньше всех – 946 человек. Общие же потери союзников 6 июня оцениваются сегодня в 10 000 человек. И по современным данным, это существенно больше, чем потери германских войск, которые составили от 4000 до 9000 человек.

Католическое богослужение в подразделении американской армии после высадки в секторе «Омаха»