Нефтепровод «Дружба»: как русская нефть идет в Европу

10/16/2021

15 октября 1964 года был открыт магистральный нефтепровод «Дружба», который решил все проблемы обеспечения европейских социалистических стран нефтепродуктами. За эти 57 лет утекло большое количество нефти и еще большие изменения произошли в нашем мире. Социалистических стран больше нет, а новые политические реалии, сформировавшиеся взамен, совсем не нацелены «дружить» с Россией. Зато над самим нефтепроводом «Дружба» время совсем невластно, и он до сих пор исправно поставляет нефть в европейские земли.

Дело не труба…

У нас сайт исторический, и мы просто не можем не остановиться на том, как зародилось такое важное дело, как строительство трубопроводов для транспортировки сырой нефти. Приятно сознавать, что впереди планеты всей оказались наши соотечественники. Впрочем, некогда так бывало довольно часто. У истоков этого дела стоял наш знаменитый русский ученый Дмитрий Менделеев. На это новшество его подвигла простая экономика. В те давние времена главным добытчиком нефти для нашей страны был Баку. На месте добыча пуда нефти (16 кг) составляла 3 копейки, а за доставку ее в Баку (расстояние в 10 километров) возчики брали 20 копеек. Сразу вспоминается русская пословица: «За морем телушка – полушка, да рубль перевоз». Народная мудрость сразу все расставляет по своим местам. Так Дмитрий Иванович и пришел к мысли об экономии средств и предложил построить нефтепровод, который позволял доставлять нефть почти бесплатно. К сожалению, это предложение так и осталось предложением. Поэтому мы можем гордиться рожденными у нас идеями, а вот американцы могут гордиться воплощением этих идей в жизнь. В 1865 году они и построили первыми такой нефтепровод длиной 6 километров. Менделеев после вспоминал, что они будто бы подслушали, а следом и трубы завезли, и заводы учредили.

Нефтепровод «Дружба»: как русская нефть идет в Европу

Только через 13 лет, в 1878 году, смогли построить российский нефтепровод. Создателем стал известный русский инженер Владимир Шухов (автор телевизионной башни на Шаболовке), а заказчиком выступил предприниматель Людвиг Нобель. Все, что предлагал сделать Менделеев, воплотилось в жизнь. Нефтепровод длиной 10 километров связал промыслы с заводским районом Баку. Но тут же началась настоящая война местного значения. Главной силой в борьбе с нефтепроводом стали возчики, ведь именно они стали терять прибыль. Неоднократно борцы разрушали и поджигали магистраль, и в результате были установлены специальные караульные будки с вооруженными охранниками. Нефтепровод удалось отстоять, и за первый месяц работы перегнали 840 пудов нефти, а всего лишь за год окупились все вложения в него. Чуть позже в самом Баку по проекту все того же Шухова строятся первые в мире цилиндрические резервуары-нефтехранилища. Действительно, первый нефтепровод был небольшой пропускной способности, но уже следующий, соединивший Баку и Батуми, стал магистральным с пропускной способностью 900 тысяч тонн в год. Длина трубопровода составила 882 километра, и автором вновь стал Шухов. В России росла и добыча нефти. К началу Первой мировой войны протяженность нефтепроводов в России составила 1280 километров.

Нефтепровод «Дружба»: как русская нефть идет в Европу

Новое развитие нефтепроводов началось в период индустриализации страны. Объем добычи черного золота и трубопроводная транспортная система выросли в разы. Новые технологии позволили закапывать трубы в землю. К 1941 года в стране действовало 8 магистральных нефтепроводов, протяженность их составляла 4000 километров. Даже во время войны строительство нефтепроводов не прекращалось, и в основном они строились для нужд армии. Особо надо упомянуть о нефтепроводе, который был построен в тяжелые годы Великой Отечественной войны по дну Ладожского озера. Построенный под самым носом фашистов, он помог блокадному Ленинграду выстоять в непростом единоборстве с врагом.

Братство социалистических стран

В январе 1949 года была создана новая межправительственная экономическая организация – Совет экономической взаимопомощи. Эта организация объединила целый ряд стран Восточной Европы в своеобразный социалистический лагерь, обладающий общим рынком, который очень нуждался в обеспечении углеводородным сырьем. В 1959 году принимается решение о строительстве международного нефтепровода в соцстраны Восточной Европы. До этого сырье поставлялось в эти страны в железнодорожных цистернах, что очень напоминало доставку нефти в старом Баку. Проект, названный «Дружба», должен был показать и преимущества социалистической экономической интеграции. И действительно многие страны соцлагеря приняли участие в строительстве магистрали. Например, в ГДР изготавливали узлы для насосных станций, в Чехословакии – запорную арматуру, а в Венгрии готовили средства автоматики. Была серьезная проблема, о которой долгое время просто молчали, – производство труб. В те далекие времена в СССР делать такие трубы еще не умели, и пришлось идти на поклон Западу. Главным производителем столь необходимых труб были западные немцы, пришлось их долго уговаривать, чтобы они нарушили экономическую блокаду Советского Союза. Даже когда соглашение было подписано, поставки велись с пробуксовками. На правительство западной Германии и непосредственно на предприятия, заключившие контракт, постоянно давили американцы. Были случаи, когда из-за каких-то политических обострений поставки вообще останавливались. История хранит интересный факт о тогдашних санкциях против нашей страны. 1 февраля 1963 года федеральный канцлер ФРГ Конрад Аденауэр принял решение вообще прекратить поставки труб большого диаметра. Это решение срывало строительство двух нефтепроводов: Бухара – Урал и «Дружба». Вопрос решили челябинские трубопрокатчики, которые научились делать нужные трубы. В ответ на решение канцлера рабочие мелом написали на первой трубе: «… тебе, Аденауэр!» (несмотря на всеобщую поддержку, надпись все же стерли).

Все это очень напоминает сегодняшнюю ситуацию с газопроводом «Северный поток-2». «Северный поток» достроен, но вся грязная возня вокруг этой стройки один в один повторяет то, что пережили наши люди в 60-годы прошлого века. Правда, к числу недоброжелателей присоединилась еще и Украина, которая возвела в ранг государственной политики вымогательство и провокации.

Начало «Дружбы»

Стройка началась 10 декабря 1960 года в городе Альметьевске, что на территории современного Татарстана. Основная трасса шла до Брянской области, часть потока уходила к латышскому Вентспилсу, а в Белоруссии начинались две ветки: северная – в ГДР через Польшу и южная – через Украину в Чехословакию и Венгрию.

Нефтепровод «Дружба»: как русская нефть идет в Европу

15 октября 1964 года магистраль была закончена, и советская нефть пришла в Европу. К тому времени и в нашей стране стали делать трубы диаметром 1400 миллиметров.

Нефтепровод «Дружба»: как русская нефть идет в Европу

Экономика СЭВ развивалась уверенно и быстро. Через 5 лет поставляемой из СССР в Восточную Европу нефти стало не хватать. Весной 1969 года по той же трассе начали укладывать вторую трубу диаметром 1220 мм. Это строительство завершилось в 1974 году, и экспорт нефтепродуктов сразу вырос вдвое.

Нефтепровод «Дружба»: как русская нефть идет в Европу

После того как распался социалистический лагерь, изменилась и структура управления нефтепроводом. Штаб-квартира переехала из Львова в Брянск, но сама магистраль продолжила работать в прежнем объеме. По трубе ежегодно прокачивается до 80 млн сырой нефти.

Нефть идет в Европу

Вся нефтяная магистраль составляет 8900 километров, российский участок – 3900 км, и проходит он через 13 регионов Российской Федерации. Перекачку осуществляют 46 насосных станций, а объем технологических резервуаров составляет 1,8 млн кубометров. Российский участок принадлежит акционерному обществу «Транснефть», а уже за пределами страны «Дружба» – собственность национальных компаний. Среди владельцев – Беларусь, Украина, Польша, Чехия, Словакия, Германия, Латвия и Литва.

Нефтепровод «Дружба»: как русская нефть идет в Европу

В 2012 году был введен новый участок длиной 1000 км, который получил название «Балтийская трубопроводная система-2». Введение этого участка позволило связаться с российскими морскими портами Балтийского моря и снизить риски от транзита нефти через другие страны. Тем не менее риски продолжают оставаться главной головной болью, и главным источником их является Украина. Самым безобидным промыслом является воровство нефти из трубы за счет незаконной врезки, но в последнее время усилилась другая напасть – сознательное вредительство. Очень хочется навредить «клятым москалям», и на тропу войны выходят национальные герои, которые просто дырявят трубу. На юридическом языке это называется диверсиями, но все равно это никого не останавливает. И то, что это может привести к тяжелым экологическим последствиям, тоже не останавливает народных мстителей. В 2012 году в Закарпатье, в Мукачевском районе, из-за незаконной врезки полтонны нефти вылилось в мелиоративный канал. В том же году на чешском и словацком участках трубопровода были замечены сбои в работе приборов. Труба была засорена на украинской территории. На месте врезки в трубу были сброшены различные резиновые изделия, которые должны были нарушить работу приборов ниже по течению нефтяного потока. С каждым годом таких провокаций становится только больше. И все же хочется верить, что работа нефтепровода «Дружба» будет продолжаться еще долгие годы. Запас прочности у этих стальных нитей есть, а в перспективе по трубопроводу может, кроме российской нефти, пойти саудовская или американская. Только палок в колеса не надо.