«Не чуждым пришельцем взойти». Вологодская область
Историю России заманчиво изучать не по книгам, или – не только по книгам. На нашей родной земле сохранились заветные места, хранящие «преданья старины глубокой» и обладающие чудесным свойством – одаривать пришедшего в них путника своеобразным «путешествием во времени».
«Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу...»
А.С. Пушкин
Историю России заманчиво изучать не по книгам, или – не только по книгам. На нашей родной земле сохранились заветные места, хранящие «преданья старины глубокой» и обладающие чудесным свойством – одаривать пришедшего в них путника своеобразным «путешествием во времени». В этом путешествии возникают из небытия имена и судьбы тех, кто сохранил для нас Россию, кто оберегал её, приумножал её земли, украшал своим талантом и умением.
Вологодский край – одно из таких заповедных мест. Он привечал великих князей и царей, в него стремились молитвенники и святые, из него начинались легендарные экспедиции землепроходцев и мореплавателей. Его жители возводили храмы, плели кружева, вставали на защиту рубежей Отчизны. Северяне, они редко улыбались и улыбаются, но дело своё, предками завещанное, знают и традиции соблюдают. Кто не слышал о вологодском кружеве? А о вологодском масле? И кто не стремится на Русский Север, чтобы увидеть Белоозеро, Кириллов монастырь, фрески Дионисия в Ферапонтово? Так позвольте мечте обернуться явью! Это так просто – на пароме пересечь Шексну и вступить на землю Синеуса – как когда-то на неё вступил он, в немыслимом для нас 862 году. А Кириллов монастырь привечает теперь недавно открывшейся гостиницей, номера которой – кельи в монастырской стене. Старинные ворота закрываются в 20.00 – а паломники-туристы могут покинуть свои кельи хоть поздним вечером, хоть ранним утром– и бродить в безмолвии среди древних храмов и могучих стен, представляя былое...
Вологодские земли обширны и многолики. Путешествовать по ним можно по заранее составленному маршруту, а можно – куда душа подскажет. И тогда сложится завораживающий калейдоскоп, в котором поначалу очаровательно смешаются события и даты, имена и судьбы, но потом, разложенные «по полочкам» мудрой памятью, будут вновь и вновь воскрешать увиденное и узнанное и звать к новым изысканиям и новым мечтам о возвращении на Вологодчину.
Кирилл Белозерский и его обитель
Кирилло–Белозерский монастырь – по сути, это каменный город, сохранившийся со времён Московской Руси. 12 гектаров истории и преданий...
Монастырь на берегу Сиверского озера основал в конце XIV столетия преподобный Кирилл (1337-1427), происходивший из знатного московского рода бояр Вельяминовых. Он был учеником Сергия Радонежского, принесший в Северную Русь духовные заветы своего учителя и наречённый в русской истории Кириллом Белозерским.
«Сердце его до такой степени проникнуто было любовию к Богу, что при служении Божественной литургии и во время чтений церковных не мог воздерживаться от благоговейных слёз и особенно много проливал их у себя в келии, при совершении обычного правила»,– пишет о Кирилле Белозерском православный писатель XIX века Андрей Муравьёв. Его тёплая вера в Бога была безгранична. Когда в монастыре недоставало хлеба, и братия просила его послать за подаянием, он возражал: «Если Бог и Пречистая забудут нас на этом месте, то что ещё оставаться в здешней жизни?». И хлеб, вестимо, появлялся.
«Господь наградил своего угодника даром прозорливости, так что он мог читать тайные помышления учеников своих».С даром прозорливости Кирилл Белозерский соединял и дар исцеления, который стал проявляться ещё при его жизни. Так, вдова князя Карголомского Иоанна, много лет назад ослепшая, просила святого о ней помолиться – и прозрела. Даже заочно исцелил он одного боярина: явился к нему в тонком сне, надоумил послать в обитель за святой водой, от которой тот и преодолел тяжёлый недуг.
Но история сохранила для нас и другой случай, когда преподобный отказал в молитве боярину, у которого из ушей и ноздрей шла кровь. Болезнь послана за прелюбодеяние, объяснил провидец свой отказ, и только покаяние и молитва могут послать исцеление.
Тридцать лет своей жизни посвятил Кирилл Белозерский становлению и упрочению своего детища на берегу Сиверского озера. Монастырь, им основанный, стал духовным оплотом России на многие столетия. Уже к середине ХУ века он был уже широко известен на Руси, росли его богатство и влияние.
Вскоре далёкая северная обитель стала местом княжеского и царского богомолья. В 1447 году Василий II, который был сослан в Углич, приехал на богомолье в Кириллов, и игумен монастыря Трифон снял с него «крестное целование» – освободил от обещания (клятвы с целованием креста) не бороться за титул великого князя, несправедливо у него отнятый. В том же году Василий Тёмный вновь овладел московским престолом. Видел в монастыре свою опору и дед Ивана Грозного, Иван III. Когда Москве грозили полчища татаро-монголов, он отправил в Кирилло-Белозерский монастырь свою жену Софью Палеолог с казной. В 1528 году великий князь Василий III молился в нём о даровании наследника – и в 1530 году у него родился сын Иван... Перед смертью великий князь постригся в монахи Кириллова монастыря. Его сын, вымоленный здесь, Иван Грозный исповедовался в этой обители, каялся в своих грехах и намеревался постричься в монахи – в 1568 году ему даже приготовили специальную келью. Но трона он так и не покинул, а вместо покаяния ссылал в соседний Горицкий монастырь своих жён...
Самое крупное за всю монастырскую историю строительство началось в 1653 году. За 30 лет трудом тысяч и тысяч крестьян и ремесленников была отстроена Великая государева крепость, которой, правда, так и не суждено было увидеть неприятеля: реформы Петра, основание Петербурга, выход России в Балтийское море отстранили монастырь от политического и военного участия в жизни государства. Постепенный закат монастыря продолжался и в следующие царствования. В 1764 году указом Екатерины II обитель была лишена крестьян и угодий. Через 12 лет из монастырской слободы был образован город Кириллов.
В XVII-XIX вв. Кирилло-Белозерский монастырь играл роль государственной тюрьмы. Самой заметной личностью среди ссыльных был патриарх Никон – он был переведён сюда после смерти царя Алексея Михайловича из Ферапонтова монастыря, в котором он благоденствовал, под строгий надзор – и провёл здесь последние пять лет своей жизни. «...Был он отвезён в Кириллов монастырь,под строгий затвор; всё его имущество келейное описано и отобрано, кроме самых необходимых вещей; присные его все разосланы по дальним монастырям, и приставлены к нему, более для надзора, нежели для услужения, два совершенно чуждых ему старца в Кириллове, всякое же свидание и переписка запрещены, и выход из келлии дозволен только в ближайшую церковь. Поколебалась на минуту твёрдая душа Никона...»Разве что на минуту, ибо «сей великий муж Церкви всегда был достоин своего высокого сана, хотя временно испытал искушения и скорби».
В 1918-м большевиками был расстрелян настоятель обители – владыка Варсонофий (Лебедев), а в 1923-м монастырь был закрыт, чтобы в 1924-м стать музеем-заповедником.
В 1997-м, в год празднования 600-летия монастыря, часть монастырской территории была передана Вологодскому епархиальному управлению. Поэтому туда туристы не попадают, и некоторые постройки можно увидеть лишь издали.
Но Успенский собор приветит вас! В 1497 году в течение пяти месяцев его строили двадцать ростовских мастеров во главе с Прохором Ростовским. «Великой церковью» назвал его летописец.
«Великая церковь» Успенский собор
Успенский собор дошёл до нас в перестроенном виде, многочисленные пристройки изменили прежний суровый вид собора. У его северной стены сооружена Владимирская церковь, ставшая усыпальницей князей Воротынских. У северной стены Владимирской церкви – церковь Епифания Кипрского, по своему объёму и декору повторяющая Владимирский храм. С южной стороны к Успенскому собору примыкает придельный храм Кирилла (1785), грубо подражающий стилю барокко. В церкви Кирилла под спудом пребывают мощи преподобного Кирилла Белозерского – это главная святыня монастыря.
Главный вход в Большой Успенский монастырь устроен через Святые ворота, над которыми поставлена церковь Иоанна Лествичника, на вклад царевичей Иоанна и Фёдора, сыновей Ивана Грозного.
Рядом с южным приделом Успенского собора расположена церковь Архангела Гавриила, возведённая в 1531-1534-х на вклад великого князя Василия III.
В 1519 году, вскоре после окончания строительства Успенского собора, была возведена трапезная с церковью Введения Марии во храм. Трапезная была одной из самых больших в то время – братия, собиравшаяся на обед, была многочисленна.
Главное сооружение Малого Ивановского (или Горнего) монастыря – церковь Иоанна Предтечи, возведённая в 1531-1534-х на вклад великого князя Василия III – в память о рождении сына Ивана (Грозного). Рядом – трапезная с церковью Сергия Радонежского (1560), построенная, по преданию, самим Иваном Грозным.
Историко-художественный музей, расположенный в монастыре, хранит редчайшие произведения древнерусской живописи, шитья, прикладного и народного искусства. Коллекция старинной одежды, мебели, предметов домашнего обихода собиралась по сёлам и деревням по всей области.
Но самый кропотливый обзор святынь монастыря не передаст главного: за древними стенами этой веками намоленной обители ощущаешь душевный покой, благолепие, чувствуешь прилив сил, наполняешься верой в себя и радостью в ожидании грядущих дней.
Умиротворение старых русских городов
Белозерск– один из самых старых городов России. От Кириллова до него 44 километра. В последние годы мы привыкаем к скоростным или хорошо выстроенным магистралям, подобным той, что ведёт путешественника до Кириллова. И переправа на пароме через Шексну, неизбежную в этой поездке – маленькое, но запоминающееся приключение. Город встречает умиротворением, каким-то дремотным покоем. Ладья, напоминающая о прибытии на Русь внуков новгородского посадника Гостомысла, – Рюрика, Синеуса и Трувора; земляные валы, сохранившиеся со времён деревянных стен кремля... Словно время остановилось. И блага цивилизации, навязчиво предлагающие себя на каждом шагу в больших и малых городах, здесь трудно отыскать. Чашку кофе найти непросто, но терпеливых и находчивых ждёт отменный судак на берегу Шексны – памятник этой вкуснейшей рыбе украшает город.
Белозёрск незаметно, но неизбежно погружает в старину. Задуматься: впервые он упоминается в «Повести временных лет» под 862 год – тогда город находился на северном берегу озера, рядом с современной деревней Киснема. Эта дата памятна для России: с неё начинается правление русскими землями родом Рюриковичей. Три брата, Рюрик, Синеус и Трувор были призваны княжить на Руси, и второй из братьев, Синеус, избрал своей резиденцией Белозёрск. Княжил он здесь два года, а после его смерти владеть «варяжским городком», по выражению Н.М. Карамзина, стал Рюрик...
Исторический центр Белозерска – кремль. Величественные земляные валы и ров поражают. Видимо, почти нигде кремлёвские валы не сохранились так хорошо, как в Белозерске. Их высота достигает 20 м. С них открывается прекрасный вид на город, кремль и озеро. В кремль ведёт кирпичный мост (конец XVIII – начало XIX века) через пересохший, но хорошо сохранившийся ров. Рядом с мостом лежит огромный валун и стоит деревянная ладья – символ Белозерска.
В центре кремля возвышается могучий пятиглавый Спасо-Преображенский собор, возведённый по указу царя Фёдора Алексеевича «казною великого государя и подаянием всяких людей». Он сооружался долго: заложен был в 1668 году, а полностью завершён только к концу 1670-х годов.
Неспешная прогулка по улицам, улочкам и переулочкам старинного города, среди храмов, купеческих особняков и деревянных домиков даст душе покой и ощущение невидимой связи с былым, с древней и исконной Русью.
«Не чуждым пришельцем взойти…» Феропонтово
«Прежде чем посетить какую-либо обитель, должно познакомиться с тем, кто положил ей начало, дабы не чуждым пришельцем взойти в священную ограду и не проходить мимо гробов основателей».Последуем этому наставлению.
«От благородных и благоверных родителей происходил Ферапонт, прозванием Поскотиных, из детей боярских города Волоколамска. С юного возраста, уже исполненный страха Божия, он помышлял только: как избежать суетного мира и попечений житейских. Феодор, было его мирское имя, и часто, в доме своих родителей, любил он беседовать о благочестивых предметах, непрестанно моля Господа, дабы сподобиться ему иноческого образа. Избрав на то благоприятное время, тайно удалился он из отеческого дома и пришёл на Симоново в обитель; там умолил архимандрита немедленно постричь его, и, свыше было внушено настоятелю, принять юного пришельца, без обычного воспитания; но его отдали под руководство опытному старцу, который научил Ферапонта первым началам иночества.
С должным послушанием прошёл он весь искус монастырский, трудясь в чёрных работах, и вместе с тем, неослабно пребывая на бдениях всенощных и в келлии на молитве, в непрестанном посте укрепляясь благодатию Божиею; все свои тайные помыслы ежедневно исповедовал он старцу духовному и тем соблюдал чистоту телесную и душевную, ограждаясь от стрел вражиих; наипаче же остерегался исполнять в чём-либо свою волю. Смиренно просил братий своих инок Ферапонт, чтобы молились о его спасении, и радовалась братия такому сподвижнику, который терпеливо и беспрекословно исполнял все послушания. Хотя не искусен был он грамоте, но стяжал доброту душевную и здравый ум, и многие годы провёл таким образом, служа в обители...». Вдумчивый, неспешный, погружающий в сопереживание стиль православного писателя, историка, путешественника, поэта и драматурга Андрея Муравьёва, современника Пушкина, позволяет не просто принять к сведению факты биографии сподвижника Божия Ферапонта, но мысленно пережить с автором путь духовного становления будущего основателя прославленной обители.
«Однажды был он послан на Бело-озеро, в пределы отдалённые и малоизвестные. Пустынно было место и исполнено болот и лесов непроходимых, и воды там многие, реки и озёра. Ферапонт, желая лучше распознать страну сию, обошёл её всю с путническим посохом, и душа его, давно жаждавшая безмолвия, возлюбила сию пустыню. Дивный во Святых своих Господь как бы перстом указывал на сию землю обетования иноческого первому её соглядатаю Ферапонту...». Говоря современным языком, автор и его герой существуют «на одной волне». Через века довелось писателю воспринять духовные поиски Феодора-Ферапонта и донести их до благодарного читателя. Поразительный дар у русских православных людей: невзирая на временные расстояния, сочувствовать и сострадать духовным смятениям и обретениям того, кто близок душой, и, словно эстафету, продолжать непростой путь поисков истины, смысла земного бытия.
«...Ферапонт отошёл на прекрасное место, между двух живописных озёр; там водворился и молитвенно поставил себе келлию. Хотя пустынно и дико было место, но оно казалось ему краше всех селений на земле... Вырубив сперва довольно леса, вокруг своей одинокой келлии, Ферапонт стал помышлять о том, как бы расчистить землю, для разведения необходимых овощей, ибо неоткуда было ожидать себе припасов в сей безлюдной пустыне. Прилагая труды к трудам, следовал он духовным наставлениям, которые преподаны святыми Отцами, для жительства пустынного, постом, молитвою и бдением, отгоняя сон и уныние и помыслы лукавых бесов; когда же утвердился сам в своей уединенной келлии, начал ставить около неё и другие для приходящей братии. По их настоятельной просьбе соорудил он и церковь, во имя Рождества Богоматери, испросив на то благословение святительское. Однако много пострадал преподобный, при начале общежития, от вражеских искушений и нападения разбойников, которые с угрозою смерти требовали, чтобы он вышел из их пределов, ибо не могли терпеть злые люди праведника между собою; но преподобный, уповая на Бога и на Пречистую деву, не упадал духом; беззаконные со стыдом от него отходили, хотя место сие, между лесов и озёр, благоприятствовало разбоям; самые звери, по молитве его, уступали ему своё пустынное наследие...».
Так возник Рождества Богородицы Ферапонтов монастырь, в 1398 году. Известно, что на Север Ферапонт пришёл вместе с Кириллом, но не остался с ним на Сиверском озере, а основал свою обитель. Через 10 лет слух о новом монастыре дошёл до князя Андрея Дмитриевича, и тот вызвал преподобного к себе в Можайск. В Лужецком монастыре, который Ферапонт основал, он и скончался в 1426 году.
...Издали завораживает панорама Ферапонтова монастыря. Но если Кирилло-Белозерский напоминает огромную крепость, то Ферапонтов кажется маленьким и камерным. Своей нынешней каменной оградой он обзавёлся лишь в прошлом веке – до этого она была деревянной.
Самое древнее здание монастыря – собор Рождества Богородицы, сооружённый в 1490 году, вероятно, ростовскими мастерами. Раньше на Богородице-Рождественском соборе были колокола XVI века, подаренные монастырю знатными родами Третьяковых и Воронцовых, но они не дошли даже до конца позапрошлого века.
Во всём мире прославлен Ферапонтов монастырь фресками Дионисия, которыми расписан Богородице–Рождественский собор.
Судьба Дионисия (1440–1503), известнейшего художника Древней Руси, была на редкость удачной. Он работал в самых знаменитых соборах и монастырях Древней Руси: Пафнутьево - Боровском, Иосифо-Волоколамском и Павло-Обнорском, в Успенском соборе Московского Кремля. Но росписи Дионисия в Ферапонтовом монастыре признаны подлинным шедевром. Им же написаны иконы для иконостаса.
Фрески уцелели почти без изменений. В этом уникальность росписи Богородице-Рождественского собора. Согласно надписи, оставленной Дионисием над северным порталом храма, художник и его сыновья, Феодосий и Владимир, расписали весь собор за 34 дня с 6 августа по 8 сентября 1502 года.
«Площадь стенописи собора 600 кв.м. Она является единственной документально подтверждённой росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия – в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи».
...Нужно уловить момент, чтобы оказаться в одиночестве или только со своими близкими в этом великолепии. Толпы туристов и беглая речь экскурсоводов могут нарушить благодатные минуты восторга и упоения – вот она, Древняя Русь, совсем рядом, не исчезла, оберегает родную землю молитвенными ликами, даёт силы выстоять нам в очередном лихолетье.
Горести и печали многих русских жён. Горицы
Горицы. Названием словно помечено место горестей и печалей многих русских жён, не своей волей оказавшихся в нём. Драматические судьбы тех, кто вековал здесь, оживают в памяти и заставляют преклониться перед силой духа, смирением и стоической верой невольниц, заключённых в этих беспощадных стенах. «Эта мирная обитель, от самого своего начала, долгое время была местом плача и царственной скорби великих земли, неволею здесь постригаемых или заточаемых. Горицы были, как и Кириллов, во дни Иоанна и позже, исключительным местом ссылки для княжеских и царских инокинь, ибо не было другой женской обители, в такой суровой глуши, под крепкою стражею Кирилловых твердынь». Горицкий монастырь – выдающаяся женская обитель на Руси. Часто её называли «Обитель женских слёз». Здесь отбывали ссылку две жены Ивана Грозного – Анна Колтовская (старица-царица Дарья) и Мария Нагая, мать царевича Дмитрия; в начале XVII века – дочь Бориса Годунова царевна Ксения и княгиня Черкасская – Мария, с племянником Михаилом – будущим царём, основоположником династии Романовых. С 1739 по 1741 год в стенах монастыря жила Е.А. Долгорукова – невеста Петра II, перед своей ссылкой в Берёзов.
Монастырь был основан в 1544 году княгиней Евфросиньей Старицкой (Хованской), супругой последнего удельного князя Андрея Старицкого, сына великого князя Ивана III. Здесь у неё были свои мастерские, в которых изготовлялись искусные, шитые золотом и серебром плащаницы, пелены и покрова. В отличие от общежительного Устава, здесь каждая насельница имела собственные средства, келью и вела хозяйство, которое позволял её достаток.
Основательница монастыря княгиня Старицкая Евфросиния первою обновила эту темницу, став инокиней Евдокией. «Честолюбивая Княгиня, тётка Царя Иоанна Васильевича, хотя уже испытанная бедствием во время его малолетства, при жестокой правительнице Елене, которая уморила в темнице её мужа, не думала она, что обитель Воскресенская, ею устрояемая на дальнем севере, будет для неё местом заточения: но такая горькая судьба её здесь ожидала. Когда во время болезни Иоанновой не состоялись её честолюбивые замыслы, она вынуждена была сперва клятвенно отказаться от всяких притязаний, для сына своего, на венец царский. Потом, по кончине кроткой Анастасии, когда уже предвиделась гроза Иоаннова, Княгиня постриглась, волею или неволею, в одно время с своею племянницею, вдовою царского брата Юрия, и ещё со всею пышностью двора княжеского, сопровождена была в Горицы, отколе осыпала своими благодеяниями соседнюю обитель Кириллову. Это было в 1586 году, а шесть лет спустя, княгиня инокиня Евдокия, по воле грозного Царя, утоплена была в мимотекущей Шексне, вместе с племянницею своею Иулианией, в иночестве Александрою, в виду основанной ею обители. Но гнев Иоаннов не помешал воздать им последнего долга и обе княжеские страдалицы погребены были против олтаря соборного, в особой часовне, где часто над их гробами служили панихиды».
В этих стенах волей-неволей вспоминается образ Евфросинии Старицкой, с трагической обречённостью сыгранный выдающейся актрисой Серафимой Бирман в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Мать над остывающим телом сына – этот эпизод забыть невозможно.
После революции монастырь не сразу закрыли, только в 1930 году. Последняя игуменья Зосима была расстреляна. До 1974 года на территории обители размещался Дом инвалидов. Потом он был передан Кирилло–Белозерскому музею-заповеднику. С 1999 года здесь открыт Горицкий Воскресенский женский монастырь.
Главный храм монастыря – собор Воскресения Христова, построенный в 1544 году. Изначально одноглавый, в конце XVIII века он приобретает массивное пятиглавие. В 1611-м к нему была пристроена колокольня, полностью перестроенная в XVIII веке. Рядом – Троицкий собор в стиле классицизма, возведён в 1821 году в стиле классицизма. По преданию, он установлен на месте часовни над могилой инокинь-княгинь Ефросиньи, Иулианы и игуменьи Анны.
Сухопутный морской порт. Тотьма
«Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно...»
А.С. Пушкин.
Тотьма – неведомая ныне страница русской истории, ничего не говорящее название. Но вернуть ей былую славу, погрузиться в её легендарное прошлое – это стремление, должно быть, возникает у каждого, кто впервые здесь оказался.
Трудно сегодня поверить в невероятную историю захолустного северного городка, стоящего на пересыхающей год от года реке Сухоне, с его тихими улочками, лопухами да крапивой на пустырях, зачастую разрушенными храмами...
Тот город зелёный и тихий
Отрадно заброшен и глух.
Достойно, без лишней шумихи,
Поёт, как в деревне, петух
На площади главной...Повозка
Порой громыхнёт через мост,
А там, где овраг и берёзка,
Столпился народ у киоска
И тянет из ковшика морс,
И мухи летают в крапиве,
Блаженствуя в летнем тепле...
Ну что там отрадней, счастливей
Бывает ещё на земле?
Так воспел свою малую родину Николай Рубцов, сумевший передать отрадное очарование сегодняшней Тотьмы.
Но два с половиной века назад маленькая Тотьма с тремя тысячами жителей была метрополией Русской Америки, городом бесстрашных, удачливых мореходов, купцов-благотворителей, снарядивших двадцать экспедиций на Тихий океан, богатейшим русским городом.
Путешествие в 10 тысяч вёрст, полное смертельной опасности, по ледяным дорогам северных и сибирских рек, через горные хребты к Охотскому морю, а дальше – через ревущий штормами Тихий океан на построенных своими руками шитиках и галиотах – к Аляске, Алеутским, Командорским, Лисьим, Сандвичевым и Гавайским островам... Сказка! Но в минувшем – быль!
20 экспедиций из Тотьмы – это пятая часть всех изученных. Великий Устюг с его известными землепроходцами Семёном Дежнёвым и Ерофеем Хабаровым снарядил шесть, Вологда – три, Москва – семь, а Тотьма – двадцать!
«Сухопутный морской порт», – так назвал Тотьму известный путешественник Юрий Сенкевич. Словно в подтверждении его слова, в Тотьме в 1996 году, в честь 300-летия Российского флота, открыли Музей мореходов, а в 2005 году – посвящённый им памятник. И это – в городе, расположенном вдали от всех морей?
Два обстоятельства способствовали расцвету Тотьмы, предположительно основанному в 1137 году, в XVI–XVIII веках: город оказался перевалочным пунктом на двух важных северных речных путях. Первый – Двинский путь: от Вологды, через Тотьму и Великий Устюг, по Северной Двине в Белое море. Второй – по Сухоне, Вычегде, а из неё волоками на Каму и дальше на Урал, в богатые земли Западной и Восточной Сибири, освоение которой только ещё начиналось. Это было время расцвета соляных и иных промыслов, развития торговых связей и выхода тотемского купечества на общероссийский рынок. Добыча соли достигала 200 тысяч пудов в год. Через город за сезон проходило от 500 до 1000 судов. Тотьма стала одним из самых богатых и значимых городов Русского царства.
Но времена менялись. Возник Санкт-Петербург. Россия вышла к берегам Балтики. Прекратилась торговля на Сухоно–Двинском пути. На юге России обнаружились новые источники соли. Однако тотемские купцы направили свою неуёмную энергию и свои капиталы по другому руслу – и родной город вновь вошёл в пору расцвета.
Тотьмичи стали активно осваивать Сибирь, а затем и побережье Тихого океана. Через город пролёг путь на Урал, и уроженцы берегов Сухоны в XVIII веке стали новыми Никитиными – только направились в сторону не Индии, а Америки. История освоения Аляски и вся Одиссея Русской Америки связана с именами тотемских и устюжских купцов и первопроходцев.
Во второй половине XVIII века тотемские купцы Холодиловы (дом одного из них, Фёдора, сохранился на берегу реки и в скором времени в него переедет музей мореходов) создали первую компанию, сорок лет торговавшую с Аляской и проложившую дорогу с Сухоны к Охотску. Эстафету земляков подхватили купцы братья Григорий и Пётр Пановы, Черепановы и другие. Следует повторить, что тотемские купцы снарядили 20 экспедиций на Тихий океан – это больше, чем компаниями московских, вологодских и великоустюжских купцов вместе взятых. Именно поэтому Тотьму и называют городом мореходов. Члены экспедиций не только торговали, но совершали географические открытия – были открыты ряд Алеутских и Командорских островов. Экспедициями была вывезена 1/5 часть всей пушнины (прежде всего чернобурой лисы), добытой на Американском континенте в течение полувека. Заметим, Соединённых Штатов Америки в их современном виде тогда и в помине не было! Английские колонии, да и всё тут.
В екатерининские времена появляется герб Тотьмы: чёрная лиса на золотом фоне. Так диковинный американский зверь стал символом древнего русского города на Сухоне.
Когда при Павле I Холодилов и Пановы сдали свои позиции, была создана Русско-американская компания, в деятельности которой тотьмичи продолжали играть заметную роль. Тотьмичом Иваном Кусковым на побережье Северной Калифорнии близ залива Бодега-Бэй в 1812 году была основана крепость Форт-Росс, ставшая самой южной точкой Русской Америки. Увы, понятие «Русская Америка» принадлежит прошлому. И один из самых болезненных вопросов русской истории: зачем Александр II продал Аляску?! Причины нерентабельности её содержания и экономическая выгода от продажи (да была ли она?) меркнут перед тем, что была предана память русских отчаянных и отважных мужиков, открывавших новые земли – и по праву первооткрывателей присоединявших их к Российской империи!
Торговля пушниной приносила грандиозную прибыть. На средства, вырученные на Дальнем Востоке и в Америке, купцы-мореходы возводили великолепные храмы: Входоиерусалимский, Троицкий, Рождественский. В 1791 году в городе было 19 церквей приходского (не казённого) строения на 3325 жителей! Тотемские купцы И.А. Кузнецов, И.Г. Лябзинов, Нератовы, Пановы, А. Потёмин, Протопоповы, Талашов, Холодилов, С.Я. Черепанов, воздвигая памятники собственным успехам и престижу, вели своеобразное соревнование. Так возник уникальный стиль – «тотемское барокко». Много ли найдётся городов, имеющих свой архитектурный стиль?
«Строившиеся во второй половине XVIII века на средства местных купцов-мореходов высокие, устремлённые в небо церкви и напоминающие своими силуэтами парусные корабли отличаются не только своими формами, которые по-своему интерпретируют позднее барокко, но и декором – почти обязательными картушами, ставшими своеобразной визитной карточкой тотемской архитектуры. Причём в отличие от обычных (лепных, резных или рисованных) элементов декора интерьеров, характерных для стиля барокко в виде свитка с завитками, тотемские картуши являются не внутренним, а внешним элементом убранства храмов и представляют собой часть кладки стены, как правило, выступающую на треть кирпича и обрамлённую многопрофильным валиком кирпичного набора. На внутренних полях картушей – трилистники, звёзды, кресты и раковины, набранные из фасонного кирпича. Существует версия, что тотемские картуши – не что иное, как стилизованный в архитектуре рисованный элемент морских карт, которыми пользовались местные купцы в своих походах».
И сегодня церковь Входа Господня в Иерусалим завораживает своей изысканной красотой. Её называют вершиной тотемского барокко. Она была сооружена на средства братьев Пановых, Григория и Петра, – купцов, успешно торговавших с Русской Америкой. На ней шесть разновидностей самых изысканных картушей. Они – разные на каждом ярусе, каждом фасаде. Внутри их кресты, цветы, раковины, звёзды. «Сделанные не по штампу, живой рукой мастера, они словно оживают и клубятся, если смотреть на них поочерёдно».
Своеобразный отклик тотемское барокко получила в далёкой Сибири. Это неудивительно: многие тотемские купцы имели в Сибири деловых партнёров, да и семейные узы стали не редкостью. Изумительное сходство с церквями Тотьмы – у Харлампиевской церкви в Иркутске. В народе она звалась морской. В марте 1904 года под её сводами венчался А.В.Колчак, не только Верховный правитель России, но и прославленный учёный-мореплаватель. Вот так города и годы соединяют людей, которые не за страх, а за совесть и честь служащие России.
По соседству с Входоиерусалимской церковью – более скромная церковь Рождества Христова, построенная в 1746-1748 года. Наличники и порталы её нижнего храма напоминают о традициях древнерусского зодчества.
Сбережение исторической памяти – вот что отличает этот тихий очаровательный город. Постепенно реставрируются храмы, оставшиеся в наследство от предков-земляков; в музее мореходов от рассказа экскурсовода Анатолия Владимировича Пахнина оторопь берёт: как можно раньше было не знать о подвигах наших русских северных предков? Но в Тотьме возникает убеждение, что рано или поздно неизведанные страницы нашей истории будут прочитаны не только нами, но нашими детьми и внуками.
...Неподалёку от музея мореходов, который сейчас располагается во Входоиерусалимском храме, на тихой улочке, ведущей вниз, к Сухоне, притаился небольшой деревянный домик. Это Дом-музей Ивана Александровича Кускова (1765-1823). Судьба Кускова как бы завершает славную одиссею тотемских мореходов. Более тридцати лет отдал уроженец Тотьмы служению Русской Америке. Он был правой рукой Александра Баранова, вице-президента Российско-американской компании, по его поручению отправляется исследовать Калифорнию и в 1812 году поднимает флаг над Форт-Россом, губернатором которого он и оставался до 1821 года.
Кусков жил в этом доме после приезда из Америки (он умер год спустя после возвращения на родину, однако о последних днях его жизни мало что известно – как и неизвестно, кем была привезённая с тихоокеанских берегов его жена – русской или индианкой. Но портрет этой красавицы сохранился.
Перед домом И.А.Кускова стоит его бюст работы скульптора Н.Н. Мухатаевой. Он замечательно смотрится на фоне Входоиерусалимской церкви – два памятника мореходам!
...Мы часто негодуем на то, как искажают русскую историю наши враги. Но не настала ли пора на себя оборотиться? И восстановить, по крупицам, подлинную историю России, начиная от Рюрика, внука посадника новгородского Гостомысла, и не приписывать ему разбойничье-варяжскую родословную; неустанно вписывать в древо России имена всех, кто жил для её славы и могущества с описанием их деяний... Вот такие светлые мысли-мечты навевает тихая и незабывамая Тотьма.
...Вестимо, все дороги из всех заповедных мест этого удивительного края ведут в Вологду, его административный и исторический центр. Но в 2 км от неё стоит легендарный монастырь – как своеобразная увертюра к знакомству с Вологдой...
Старейший монастырь Севера. Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь
Старейший монастырь Севера, основанный в 1371 году Димитрием Прилуцким, другом и сподвижником Сергия Радонежского.
Преподобный Димитрий происходил из богатого переславского купеческого рода Подкопаевых. С ранних лет видел он себя только в служении Богу. «Рассказывают, что одарённый необычайною красотою, любил он, от юного возраста, библейскую повесть о целомудрии Иосифа, и даже предпринял суровое житие постническое, чтобы увяла сия тленная красота; но чем более подвизался, тем более просвещалось лицо его, процветая самым постом, как некогда у трёх отроках вавилонских; посему закрывал он лице свое куколем иноческим и не позволял себе беседовать с мирянами, особенно с женщинами, так что немногие могли видеть лице его».
Первый деревянный храм будущего монастыря был освящён в честь праздника Всемилостивого Спаса. Рядом были построены деревянные кельи для монахов, позже - деревянная ограда.
Строительство новой обители близ Вологды поддерживал князь Димитрий Донской (Димитрий Прилуцкий был крестным отцом его детей), который жертвовал средства из княжеской казны: Москва стремилась утвердиться в северных землях. Значение монастыря как форпоста Московского княжества в борьбе, в первую очередь с Новгородом, за овладение Севером, признавали и все последующие московские князья: Василий Тёмный, его сын Андрей Меньшой, удельный князь вологодский, и брат Андрея – великий князь Иван III – они заботились о благосостоянии монастыря, устанавливая для его вотчин льготные пошлины и не оставляя его своими дарами. Великие князья и цари неоднократно ездили в монастырь на богомолье...
С начала XVI века в обители начинается каменное строительство. В 1537–1542 годах сооружается большой соборный храм Всемилостивого Спаса, положивший начало новому архитектурного ансамбля.
Главная святыня монастыря – мощи преподобного Димитрия Прилуцкого. Он не раз являл чудеса исцеления и приходил на помощь верующим. В 1409 году Вологду поразил мор. У людей развивались страшные судороги, они сопровождались лихорадкой и сильными болями. От боли люди катались по земле, готовые разорвать себя на части. Чтобы избежать членовредительства, в руки вставляли палки. Разжать рук они не могли, поскольку пальцы сводило судорогой. Многие умирали. Но те, кто приходил к мощам Димитрия, исцелялись. Народа исцелялось так много, что монахи с трудом собирали и выносили палки, брошенные исцелёнными.
«Подле преподобного Димитрия покоится другой великий труженик, не в его обители подвизавшийся, но в ней обретший себе последнее упокоение от 36-летних темничных уз. Это Князь инок Игнатий, в мире Иоанн, сын Князя Андрея Угличского и внук Василия Тёмного, страдавший всю свою жизнь за то лишь, что был происхождения княжеского. Это жертва того же Иоанна, который столько почтил память преподобного Димитрия, когда собирал воедино Русь, уничтожая уделы. Игнатий был как бы приготовлен кротостию своего права и глубоким изучением Св. Писания, от юных дней, к перенесению горькой своей участи, ибо, чуждаясь суеты мира и почестей княжеского звания, он непрестанно имел в уме своём память смертную. Ему было не более тринадцати лет, когда возникло неудовольствие Великого Князя Московского Иоанна Васильевича на брата своего родного, Князя Андрея Угличского. Он велел посадить его в оковы, вместе с малолетними детьми, князьями Иоанном и Димитрием, и заключил их в Переяславскую темницу; оттуда заточил на Бело-озеро; потом, по смерти родителя, перевёл юных сыновей в Вологду, не выпуская их однако из темницы; там, не зная ничего красного из мира сего, от юношеского возраста, достигли они мужества и самой старости, и старший из них даже скончался в узах.
Блаженный Князь Иоанн, исполненный благоразумия христианского, утешал брата своего Димитрия, когда малодушествовал он в темнице. «Не скорби, брат мой, о своих узах,– говорил он ему,– Бог внушил дяде нашему, Государю Великому Князю Иоанну Васильевичу, позаботиться о пользе наших душ, ибо он так устроил, чтобы отнять от нас всякое попечение о суетном этом мире; мы же должны молить Бога о Государе нашем и дяде, и детях его, потому что они сделались ходатаями нашего спасения и, приготовив нам место покойное, пекутся о душах и телах наших. Помолимся, чтобы Господь и нам послал свою милость, дабы с радостию претерпели мы затвор сей, во имя Господа нашего Иисуса Христа, и тем избавились от вечной муки».Такое смирение неподвластно нашему современному уму. Иоанн скончался в монастыре в 1522 году, проведя в оковах почти 30 лет. Перед кончиной он был пострижен в монахи под именем Игнатий. С младшего брата оковы сняли только в 1540-м, незадолго до его смерти. Димитрий похоронен «при ногах брата» в нижнем этаже Спасского собора, в церкви Димитрия и Игнатия Прилуцких. Их судьбы мало известны нашим современникам. По сути, о них узнают только в стенах этого монастыря. Поневоле задумаешься: скольких жертв было принесено в жертву ради того, чтобы Русь стала единой! Кровные братья уничтожали друг друга, не жалели даже детей своего рода...
О многом задумаешься в стенах этого монастыря. Умиротворение, благодать даются как дар тем, кто вошёл в его врата.
Увенчанная многоглавыми храмами. Вологда
«Любимый край мой, нежный и весёлый...»
Николай Рубцов
«Издали живописно представляется Вологда, в долине, на берегу её реки, вся увенчанная многоглавыми храмами, которых число достаточно было бы и для столиц... Много можно найти ещё любителям древности, в старинных церквах Вологды, времён Царя Иоанна... Давно уже упоминается в летописях о Вологде, и ещё в XII веке освятил место будущего города, своею могилою, первый здесь подвижник Герасим, пришедший из южных пределов, до нашествия татар...Великий князь Донской посещал в Вологде другого знаменитого подвижника, преподобного Димитрия Прилуцкого...»
Датой основания Вологды официально считается 1147 год – выходит, они с Москвой ровесницы? Но историки и краеведы не едины с признанием этой даты: она сдвигается и в ту, и в другую сторону. Непосвящённому трудно разобраться и в частой смене властителей-князей над Вологдой, и в том, когда и по какой причине город подчинялся тому или иному княжеству: им владели и Тверь, и Москва, и Ростов.
Одна из самых печальных страниц в истории Вологды связана с 20-летней борьбой за великокняжеский стол Василия Тёмного со своим дядей Юрием и его сыновьями, Василием Косым и Дмитрием Шемякой. За 1434-1435 годы Василий Косой дважды занимал Вологду. В 1446 году Дмитрий Шемяка, захватив великокняжеский стол, сослал в Вологду Василия Тёмного, которому город был отдан в удел. Василий II стал первым вологодским князем. В 1450 году Вологда подверглась осаде войсками Дмитрия Шемяки, которые, по легенде, не смогли взять город благодаря чудесному заступничеству Димитрия Прилуцкого и двум юношам в белых одеяниях («Белоризцев»), которые перебили осаждённых. На месте предполагаемой гибели юношей была выстроена часовня.
После смерти Василия Тёмного Вологда переходит в удел его младшему сыну Андрею Меньшому, а после его смерти как выморочный удел переходит великому князю Ивану III, преобразуется в Вологодский уезд и окончательно закрепляется за Московским княжеством.
Неоспорима роль Ивана Грозного в истории Вологды.
В XVI веке развивается торговля с Англией, и Вологда становится важным перевалочным пунктом на пути из Москвы к Белому морю: русские и иностранные товары перегружались здесь с гужевого транспорта на суда.
Иван Грозный приезжает в Вологду в 1565 году. Он превращает город в свою северную резиденцию и вынашивает план превратить его в столицу северных опричных земель. Царь прожил здесь 3 года и 5 месяцев, во многом изменив город. Так, городской центр переместился с Ленивой площадки (место основания Вологды, где сегодня стоит памятник, сооружённый к её 800-летнему юбилею) ниже по течению реки. Грандиозен был замысел строительства Вологодского кремля, он должен был занимать 56 гектаров– вдвое больше современной территории Московского кремля. «Иоанн проживал тут целыми неделями... В 1561 году велел он очищать место, копать рвы и приготовлять сваи там, где хотел соорудить градские стены, а на следующий год заложил самый город; ещё видны глубокие ямы, где предполагал выстроить каменный дворец. Два года спустя заложил он, внутри города, соборную церковь Софии Премудрости Божией... Но есть предание в Вологде, обнаруживающее характер Грозного: когда взошёл он в довершённую церковь, нечаянно отторглось нечто от её свода и поразило в голову Иоанна; разгневанный хотел немедленно разорить церковь, но был умолен духовными; однако собор после того оставался многие годы неосвящённым».
Следует отметить, что Вологда избежала двух страшных для России бед: крепостного права и татаро-монгольского нашествия. Но от поляков и Литвы уберечься не удалось: во времена Смуты от них шли разорения, поджоги, пленных угоняли тысячами...
После окончания Смуты Вологда переживает новый расцвет: город активно восстанавливается, возвращаются беженцы и пленные, расцветают ремёсла, торговля, каменное строительство. Этому не помешал пожар 1632 года и тяжелый мор 1654-го. В конце XVII века по численности дворов Вологда уступала лишь Москве и Ярославлю.
В петровские времена Вологда становится крупной военной базой страны и судостроительным центром. Сам Пётр пять раз останавливался в городе (домик голландского купца И. Гоутмана ещё в 1885 году превращён в Дом-музей Петра I).
Но основание Санкт-Петербурга, открывшее морской путь в Европу через Балтийское море, привело к тому, что значение Вологды как центра внешней торговли России упало. Вологда оказалась в стороне от торговых путей, запустела и превратилась в обычный провинциальный город.
Новый экономический подъём наступил, когда железная дорога связала Вологду с Ярославлем, Москвой, Архангельском, Петербургом и Вяткой.
Вологда становится родиной легендарного сливочного масла! Его технологию изобрёл старший брат знаменитого художника, Николай Верещагин. Сегодня только три предприятия– все они местные – имеют патент на изготовление этого масла.
Сегодня Вологда входит в число 116 российских городов, обладающих ценным историческим наследием: 224 памятника истории, архитектуры и культуры, 193 из них – федерального значения.
Вологда – один из трёх городов России (помимо Тобольска и Иркутска), в которых сохранилась деревянная застройка. Теперь не найдёшь улицы, на которой – целиком деревянные дома. Но какая же радость обнаружить одного из них при неторопливых прогулках по городу! В деревянной архитектуре Вологды – смешение разных стилей. Для тех, кто строил эти скромные шедевры, каноны не имели значения, а цель и мечта была одна– создать красоту, на века. И она чудом сохранилась.
Так, на пересечении улиц Мальцева и Благовещенской путешественника порадует своеобразный мини-ансамбль: четыре дома, смотрящих друг на друга. В одном из них когда-то располагалось Английское консульство, в котором секретарём под псевдонимом Джон Гиллеспи работал знаменитый разведчик Сидней Рейли. Около другого восстановлен резной палисад, воспетый «Песнярами». По адресу Мальцева, 22 сохранилось здание Александровского детского приюта. А на углу улицы Батюшкова и Благовещенской – дом Кирхогланина с интересным декором и оригинальным украшением бокового фасада. По Благовещенской, 22 – дом Бутыриной, он заставит полюбоваться своим крылечком и дверями, украшенными виноградными листьями... Эти дома, в чём-то заурядные, но дожившие до нашего времени и хранящие приметы XIX века, не помечены в путеводителях, каждый открывает и избирает их для себя, в неспешных прогулках по старинному городу. Знаменитые угловые балконы, словно сотканные из деревянных кружев! Наличники окон, оригинальные двери... Нечаянные открытия особенно ценимы нашей душой.
Но главная святыня Вологды – Софийский собор, первый каменный храм города. Он – теперь единственный свидетель грандиозных замыслов Грозного. Собор простоял неотделанным 17 лет и был освящён только в 1588 году, уже после смерти Ивана Грозного. Образцом для него послужил Успенский собор в Московском Кремле, однако строгий лаконичный декор выполнен в новгородских традициях. Практически полностью сохранились великолепные росписи храма, выполненные в 1686-1688 годах талантливым ярославским художником Д.Г. Плехановым с артелью. Общая площадь росписей составляет свыше 5 тысяч кв. метров, из которых 400– фреска «Страшный суд», самую большую по этой теме в храмах России.
Вологодский кремль – это Архиерейское подворье с несколькими корпусами: Экономским, Безымянным, Консисторским, Симоновским, Иринеевским, Гавриловским. Самый красивый среди них - Иосифовский корпус. Для Вологды он стал первенцем стиля барокко. Сейчас в бывших парадных залах можно увидеть портретную галерею вологодских архиереев, ряд других полотен...
На той стороне Соборной (Кремлёвской) площади, которая примыкает к реке – сравнительно небольшой Александро-Невский храм – воинский храм Вологодского гарнизона. В 1869 году в память о спасении царя Александра II от выстрела народовольца Каракозова храм переосвятили во имя святого благоверного князя Александра Невского (прежде он был освящён во имя святого Николая Чудотворца).
Рядом с храмом в 1987 году была установлена оригинальная скульптурная композиция, посвящённая К.Н. Батюшкову (1787–1855), известному русскому поэту, уроженцу Вологды (скульптор В.М. Клыков). В городе сохранился дом, где жил поэт (улица Батюшкова,2).
Вологда многолика и неповторима. Она дышит северной красотой – и это лёгкое дыхание завораживает, как глоток чистого воздуха, без промышленных примесей и отравленной экологии. В городе стараются беречь эту красоту: реставрируются деревянные дома, в них открываются кафе или художественные мастерские, рядом возникают палисадники, уютные и защищающие старый уклад. Здесь по-прежнему плетут известные на весь мир кружева – и мало кто из приезжающих в Вологду не заглянет в Музей кружева, который в самом центре, на Соборной. Кто-то пойдёт искать следы Варлаама Шаламова и Николая Рубцова, повторяя заветное: «Тихая моя родина...». Но нет-нет да и возникают современные арт-объекты, к которым неравнодушны эффективные менеджеры, повсюду взявшие власть. Они – надругательство над ускользающим обликом древнего русского города, который надо беречь и беречь и защищать с не меньшим упорством и рвением, как нашу, одну на всех, Родину, Россию. Вологда даёт осознать это и даёт силы беречь, отстаивать, любить. Многие заповедные уголки легендарного края зовут к себе, притягивают и заставляют мечтать о Великом Устюге, Вытегре, Устюжне, о возвращении в Тотьму и на Белоозеро...
Новое
Видео
Фрагменты военной и церковной истории России середины XVI – середины XX века
Введение в курс лекций. Обращение к зрителям.
2 февраля 1943 год Победа в Сталинградской битве
2 февраля 1943 года – День воинской славы России. Красная Армия завершила разгром немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Грандиозное сражение продолжалось 200 дней и ночей
800-летие Москвы (1947 год): великий праздник после Великой Победы (Лекция Антона Махнырёва)
800-летие Москвы (1947 год): великий праздник после Великой Победы (Лекция Антона Махнырёва)