Национальная политика советской власти: что об этом пишут в школьных учебниках

Валентин Жаронкин.
Советская национальная политика:
как мы побывали в будущем.
Нет в русской истории «трудных вопросов», часть 11
Андрей Смирнов
Как советская власть решала национальный вопроси что об этом нужно знать
Напомним, трудный вопрос № 11 сформулирован в ИКС так: «Характер национальной политики большевиков и её оценка; советская федерация как форма решения национального вопроса с правом свободного выхода союзных республик из состава СССР».
В прошлый раз мы рассмотрели, что по этому вопросу говорит современная историческая наука. Сегодня – инспектируем совместимость имеющихся линеек школьных учебников как с научными толкованиями, так и с задачами гражданского воспитания.
Вопрос этот не просто трудный – его рассмотрение в современной науке активно продолжается, и многие важные вещи ещё не приобрели сертифицированный вид. Но в школьном курсе истории от этих проблем отвернуться нельзя. Что же разъясняют учебные книги тем, кто изучает отечественную историю ХХ века в первый раз – девятиклассникам?
***
В идеологическую основу советских взглядов на национальный вопрос учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной и М.Ю. Брандта «История России. ХХ – начала ХХI века. 9 класс» не углубляется. Он просто упоминает о провозглашении ленинским правительством права наций на самоопределение и перечисляет те национальные окраины Российской империи, где это право в 1917 – 1918 гг. сумели реализовать. Зачем большевики провозглашали право наций на самоопределение, как они сами же широко трактовали его в годы Гражданской войны – не показывается. При первом ознакомлении ученика со сложнейшим четырёхлетием 1917 – 1921 гг. это, может быть, и оправданно.
Зато при описании создания СССР в 1922 г. авторы начинают с «идейных основ» – отмечая, что большевики исходили здесь из «интересов построения социализма». Подробно рассказывается о ленинском и сталинском планах объединения советских республик – но реально унитарный характер нового, формально федеративного государства не раскрывается.
Очень подробно и всесторонне в этом учебнике показана национальная политика, проводившаяся в СССР в 1920-е – 1930-е гг. Рассказано и о «коренизации», и о поощрении развития национальных культур, и об ущемлении прав русского населения в национальных республиках, и о свёртывании в 1930-е гг. курса на полную культурную автономию национальных образований в составе СССР и расширение сферы действия местных языков. Но всё это – также без показа причин проведения такой политики.
***
То, чего не пояснили девятикласснику, поясняют выпускнику (правда, не всё). В учебнике для второго концентра изучения истории (Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История. Россия и мир в ХХ – начале ХХI века. 11 класс) А.А. Данилов и Л.Г. Косулина (резонно не став ещё раз описывать процесс создания СССР) чётко указывают, что и право наций на самоопределение, и развитие национальных культур для большевиков – всегда подчинявших национальное классовому – были не самоцелью, а всего лишь средством достижения своих целей. Провозглашение права наций на самоопределение должно было привлечь на сторону боровшейся за власть партии большевиков население национальных окраин империи. А развитие национальных культур в 1920-е гг. призвано было способствовать распространению советской идеологии в среде нерусского населения СССР, создать положительный образ Союза за границей и в конечном счёте сделать нерусское население абсолютно лояльным новой власти.
Очень важно напоминание авторов о нарушении большевиками права наций на самоопределение в 1917 –1918 гг., точнее, о «подчинении национального самоопределения принципу классовой борьбы». (Жаль, что не приводятся примеры такого подчинения – в частности, попыток РСФСР подчинить те национальные окраины, которые не хотели устанавливать власть Советов). Не менее важно напоминание о том, что подобное попрание права наций на самоопределение провоцировало отсоединение национальных окраин от Москвы.
К сожалению, унитарный характер советской федерации А.А. Данилов и Л.Г. Косулина не показывают и школьникам выпускного класса.
***
Зато об этом пишут авторы другого учебника для 11-го класса (Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарёв М.В., Рогожкин В.А. История. Россия и мир. Базовый уровень. 11 класс). Они совершенно справедливо замечают, что, по существу, сталинский проект создания СССР был честнее ленинского – ведь он открыто провозглашал то, что ленинский пытался замаскировать: в реальности все союзные республики СССР должны управляться из Москвы.
Весьма уместным представляется замечание этого учебника о том, что образование СССР было явлением закономерным: все советские республики к декабрю 1922 г. управлялись на деле членами одной партии.
В этой учебной книге столь же подробно и доходчиво, что и А.А. Даниловым и Л.Г. Косулиной, разбираются взгляды большевиков на национальный вопрос, столь же обоснованно подчеркивается, что внимание этому вопросу ленинская партия уделяла лишь постольку, поскольку это помогало ей добиться своих главных целей – мировой революции и замены капитализма социализмом.
Очень ценно и указание (правда, размытое на нескольких страницах) на одну из важнейших причин отхода в 1930-е гг. от курса 1920-х на «коренизацию» и полную культурную автономию национальных образований внутри СССР – на необходимость того, чтобы граждане СССР беспрепятственно понимали друг друга (и в том числе в рядах Красной армии). Для этого требовалось всеобщее владение языком межнационального общения – русским, – а значит, и всемерное поднятие его статуса.
***
Итак, нельзя не отметить, что в условиях продолжающейся научной разработки этой многофакторной проблематики вопросы национальной политики большевиков, создания и особенностей СССР как государства существующие школьные учебники освещают не так уж и плохо.
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Бородинская битва. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Танковое сражение под Прохоровкой. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Битва за Кавказ. Памятные даты военной истории России