«Нас не надо жалеть»: Брусиловский прорыв завершился Победой в 1945-м
О Брусиловском прорыве принято говорить с нотками сожаления. Да, мол, блестящий замысел выдающегося русского полководца, тщательная разработка и подготовка операции, героизм русских воинов, самое успешное наступление Первой мировой, разгром австро-венгерской армии… Но тут же принято сокрушаться, что это не оказало решающего влияния на неудачный для русской армии ход войны и её печальные для нас итоги, принято жаловаться на «бездарное командование», «снарядный голод», «развал армии», на Николая II, Керенского и большевиков… Но, я считаю, это исторически несправедливо. В потоке жалоб и сожалений «тонет» и сам Брусиловский прорыв, и подлинный новаторский прорыв, который совершил в военном искусстве ХХ века Алексей Алексеевич Брусилов....
На чтение: 2 минуты
О Брусиловском прорыве принято говорить с нотками сожаления. Да, мол, блестящий замысел выдающегося русского полководца, тщательная разработка и подготовка операции, героизм русских воинов, самое успешное наступление Первой мировой, разгром австро-венгерской армии… Но тут же принято сокрушаться, что это не оказало решающего влияния на неудачный для русской армии ход войны и её печальные для нас итоги, принято жаловаться на «бездарное командование», «снарядный голод», «развал армии», на Николая II, Керенского и большевиков…
Но, я считаю, это исторически несправедливо.
В потоке жалоб и сожалений «тонет» и сам Брусиловский прорыв, и подлинный новаторский прорыв, который совершил в военном искусстве ХХ века Алексей Алексеевич Брусилов. Недаром ведь эта самая яркая наступательная операция Первой мировой – единственная, которая названа именем собственным. Да и вообще в мировой военной истории таких случаев – по пальцам перечесть.
Вспомните, какими эпитетами описывают Первую мировую: позиционная, окопная, изнурительная… Почему так вышло? А потому что это ещё – первый прецедент войны нового типа, войны ХХ века. Это война массовых призывных армий, это взрывное и массовое внедрение в войска вооружений нового типа, инженерных достижений бурного научно-технического прогресса. Всё это требовало и новых решений в области военного искусства, но до 1914 года ни одна армия, ни один военачальник никакого такого опыта не имели.
И вот – Брусилов.
Весной 1916 года он в корне пересматривает принятые тогда методы наступления. Предлагает начать атаку не на одном конкретном участке фронта, а нанести удар одновременно на четырёх направлениях, чтобы рассредоточить внимание, силы и средства неприятеля, не дать ему сманеврировать резервами, создать угрозу «котлов».
Повторяю: сам по себе такой подход был предложен вообще впервые в мировой военной истории. Никакими теориями, никакими учениями и, там более, никаким практическим опытом этот план 100 лет назад не был проверен. Так что это сейчас легко задним числом упрекать в «трусости» или «нерешительности» тех военачальников, которые сомневались в брусиловском плане. А тогда, в 1916-м, риски оценивались совсем по-другому. Наверное, если бы у Брусилова не получилось, сегодня лихо называли бы всех «авантюристами».
Но у Брусилова получилось. Конечно, не только у него. История – место тесное, поэтому в названии операции фигурирует имя только одного героя. Однако и в разработке плана участвовали отличные штабисты, и в прорыве отличились части под командованием генералов Каледина, Сахарова, Щербачёва, Лечицкого, Деникина, а качество артподготовки обеспечил генерал Ханжин (тоже, кстати, новатор – автор методики стрельбы с закрытых огневых позиций).
У всех у них – получилось. И сделали это героические и умелые русские солдаты. Потому что русский солдат – лучший солдат. Иначе мы, наверное, жили бы на какой-то другой Родине. Если бы вообще жили. Но мы живём, и Родина у нас по-прежнему та же самая, что и сто, что и тысячу лет назад.
И это самое главное: блестящее новаторство генерала Брусилова, героизм его бойцов никуда не делись, не оказались бесплодными и бесполезными.
История России не закончилась в 1916 году. Не закончилась ни в Феврале, ни в Октября 1917 года.
Россия не потерпела поражение в Брест-Литовске в феврале-марте 1918 года.
И мировая война не закончилась в 1919 году версальским договором. Ведь именно тогда, в Версале, главнокомандующий войск Антанты маршал Фош сказал: «Это не мир, это перемирие на 20 лет». Даже в сроках, как мы сейчас знаем, не ошибся.
И выдающийся полководец, верный сын Отечества Алексей Алексеевич Брусилов всё это прекрасно понимал.
Он не бросил страну, не бросил армию, не бросил своих соотечественников и своих солдат. Он служил им до конца своих дней – когда Родина уже называлась Советской Россией и Советским Союзом, а армия называлась Красной.
Ведь это та же самая Родина и та же самая армия. И та же самая война нового типа, война ХХ века.
Посмотрите на военное искусство Второй мировой, посмотрите на наступательные операции Красной армии в годы Великой Отечественной. Сталинградское наступление, Курская дуга, «десять сталинских ударов» и их жемчужина – операция «Багратион». Просто в «Атласе Победы», который в этом году издало Российское военно-историческое общества, достаточно посмотреть.
Что мы увидим? Мы увидим Брусиловский прорыв, помноженный на державную мощь, помноженный на тот же героизм русского солдата, на тот же полководческий гений. А ведь это те военачальники, которые с 20-х годов учились побеждать в войне нового типа на опыте Брусилова, которых учил уму-разуму лично Алексей Алексеевич – победоносный генерал-новатор Первой мировой, один из основателей и авторитетов Красной армии, первопроходец новой военной науки.
Сегодня мы знаем, чем закончилась в ХХ веке мировая война и кто в ней победил.
Нам нечего стесняться.
Опубликовано также в «Российской газете»
Читайте также: Сергей Базанов. Цвет нации. Генерал Брусилов на службе у одной России
Иван Зацарин. Новая наука побеждать. К столетию Брусиловского прорыва
Сергей Базанов. Брусиловский пролог к «десяти сталинским ударам»
Евгения Галимзянова. От Октября до краха СССР: концентрация и путаница шаблонов западной советологии
Иван Зацарин. Вот так мы и крепчали. К 445-летию сожжения Москвы
Александр Шубин. Революция 1905-1907 годов: заноза истории
Андрей Смирнов. Казахстан сдруживался с Россией по частям и долго
Иван Зацарин. Иначе нас сомнут. К 61-летию космодрома Байконур
Андрей Сорокин. Какое кино нужно стране: о том, чему полезному учит нас сегодня наша история
Евгений Бай. Военная предыстория революции: как строили «Русский паровой каток» после неудач 1905 года
Иван Зацарин. Наш великий 1937-й. К 79-летию возвращения в Россию писателя Куприна
Егор Яковлев, Дмитрий Пучков. От войны до войны. Часть 6: разлад России с союзниками и вероятность сепаратного мира в 1916 году
Полина Яковлева. Второй фронт Клементины Черчилль
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Наваринское сражение. Памятные даты военной истории России
Вторая мировая война на карте.
Вторая мировая война на карте.
Прибалтийская операция. 14 сентября – 24 ноября 1944 года (Реплика Михаила Мягкова)
Прибалтийская операция. 14 сентября – 24 ноября 1944 года (Реплика Михаила Мягкова)