«На сопках Маньчжурии» – патриотический вальс, преодолевший века и континенты
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», – эти строки замечательного поэта Вадима Шефнера, написанные в 1954 году, можно было бы вынести в эпиграф. Но хочется добавить: когда замечательные слова положены на соответствующую музыку, то какие-либо преграды для нашего солдата даже трудно представить.
Знамя – вперед! Оркестр – вперед!
Вот такая музыка и дебютировала в городе Самаре 24 ноября 1908 году. Вроде город Самара всегда был далеко от боевых действий. Русско-японская война три года как закончилась. В Самаре жил участник войны на Дальнем Востоке Илья Алексеевич Шатров, и он являлся автором этой музыки.
И.А. Шатров
Источник: https://tunnel.ru
Шатров родился в 1879 году в уездном городе Землянске Воронежской губернии в семье отставного унтер-офицера Литовского лейб-гвардии пехотного полка. Военная музыкальная карьера юноши началась после смерти отца – в 14 лет он стал воспитанником во взводе трубачей Гродненского гусарского лейб-гвардии полка. Здесь он освоил игру и на барабане, и на трубе. В 1900 году Илья окончил Варшавский музыкальный институт, куда его направил командир полка. По окончании института Шатров возглавил музыкальную команду Мокшанского резервного батальона. Но уже после преобразования в резервный полк подразделение было отправлено на Дальний Восток, где шла Русско-японская война.
Особо тяжелые бои полк принял в сражениях под Мукденом. Однажды японцы окружили полк, и русские солдаты подверглись многочисленным атакам. Когда стали заканчиваться боеприпасы, командир полка Петр Побыванец принял решение поднять полк на прорыв окружения. Он отдал приказ: «Знамя и оркестр – вперед!». Капельмейстер Шатров вывел оркестр на передовую, и заиграли военные марши. Солдаты бросились в штыковую атаку, прорвали окружение, но удача далась большой кровью. Погиб командир полка, из 4000 солдат к своим прорвались только 700 человек. От всей музыкальной команды в живых осталось только семеро музыкантов. Все оркестранты были награждены Георгиевскими крестами, Илья Шатров – орденом св. Станислава 3-й степени, а весь оркестр наградили серебряными трубами. Не зря еще Александр Васильевич Суворов говорил, что музыка удваивает, утраивает армию.
Русский национальный вальс
После войны полк еще год находился в Маньчжурии, и здесь произошло событие, которое дало толчок к написанию этого патриотического вальса. Однажды Илья Алексеевич по приказу нового командира полка попал на гауптвахту. Оказалось, гауптвахта – прекрасное место, где можно сочинять музыку. Именно здесь родился первый вариант вальса «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». Вальса, посвященного погибшим боевым товарищам.
Ноты Мокшанский полк на сопках Манчжурии
Источник: starinnye-noty.ru
После войны Шатров переезжает в Саратов и пишет новый вариант, с которым выступает в городском сквере с духовым оркестром. Как ни странно, первоначально публика с холодком встретила это исполнение, но уж через год граммофонные пластинки с записями вальса разлетелись по России, и популярность мелодии только росла. К 1911 году ноты вальса были изданы 82 раза, а вальс получил новое название, которое живо и до сих пор. Все мы знаем произведение Ильи Шатрова «На сопках Маньчжурии». Популярность вальса росла не по дням, а по часам. Его играли практически везде – на летних эстрадных площадках, в ресторанах, в концертных залах. Чуть позже на эту музыку появился и первый вариант текста. Его автором стал самарский поэт и писатель Степан Петров (Скиталец), именно этот вариант и лег в основу последующих вариантов. В разные годы родилось несколько вариантов текстов. На этом поприще отметились мэтры российской и советской эстрады – Иван Козловский, Петр Лещенко, Леонид Утесов и Людмила Зыкина.
В годы Первой мировой войны все военные оркестры на передовой исполняли этот вальс. Не утратил вальс популярность и в советское время. На всех праздниках в обязательном порядке исполнялись «На сопках Маньчжурии» и «Амурские волны». А в 1945 году этот вальс стал главной песней в связи с победой Красной Армии в сражениях с Японией.
О популярности мелодии говорит тот факт, что многие зарубежные исполнители включили в свой репертуар «Маньжурский бит» (Manchurian beat). Оркестр Глена Миллера, «Венчерз», «Спотникс» – это только часть музыкальных коллективов, которые его исполняли в различных вариациях. За рубежом творение Шатрова получило название «Русский национальный вальс».
Оркестр 90-го Онежского полка
Источник: https://vokrugknig.blogspot.com
Капельмейстер Великой Отечественной
Но жизнь автора вальса «На сопках Маньчжурии» навсегда была связана с оркестровой музыкой. После революции вступил в Красную Армию, стал капельмейстером красной кавалерийской бригады. Потом служил в Павлодаре, а с 1935 по 1938 годы был руководителем оркестра Тамбовского кавалерийского училища. Великая Отечественная война вновь призвала пожилого музыканта в армию. Он служил капельмейстером дивизии. Его боевой путь отмечен государственными наградами.
После войны Шатров продолжил заниматься музыкой: руководил в Закавказье оркестром Кировабадского гарнизона, а позже заведовал музыкальной частью Тамбовского суворовского училища. Умер Илья Алексеевич в Тамбове 2 мая 1952 года.
Односторонняя маркированная почтовая карточка 130 лет со дня рождения композитора Ильи Алексеевича Шатрова
Источник: commons.wikimedia.org
В заключение я хочу привести слова из самого первого варианта песни:
Спите герои русской земли, Отчизны родной сыны. Вы пали за Русь, погибли вы за Отчизну, Поверьте, мы за вас отомстим И справим кровавую тризну.
Обложка: https://nbrkomi.ru
Смотрите также:
Войны с Японией: от поражения к Победе
Мукденское сражение – крупнейшая сухопутная битва до мировых войн