En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Мы уважать себя заставили. К 225-летию битвы под Дубенкой

18.07.2017

18 июля 1792 года во время Русско-польской войны Тадеуш Костюшко проиграл Михаилу Каховскому битву под Дубенкой.

Старые и новые перевороты в Грузии, на Украине, в Молдове каждый раз ставят вопрос: как вернуть утраченное в этих республиках российское влияние? Сегодня, когда мы отмечаем 225-ю годовщину одного из последних сражений Русско-польской войны 1792 года, стоит поговорить о некоторых мелких деталях этой недолгой войны, с позиций современности – фактически невероятных. А также об их причине.

Предпосылки войны

Если уж быть совсем точным, то во фразе «Русско-польская война 1792 года» сразу две неточности. Во-первых, она русско-польско-польская. По этой же причине, она скорее не война, а операция по восстановлению конституционного порядка.

3 мая 1791 года стараниями магнатов-реформистов в Польше была принята конституция. Часть магнатов, а также король Станислав Август связывали с ней надежды на укрепление государственной власти: к этому времени Польша давно пережила свой «золотой век» и около ста лет находилась в затяжном управленческом кризисе, вызванном в основном слишком широкими правами крупных феодалов.

Мы уважать себя заставили. К 225-летию битвы под Дубенкой

Редко хорошее дело удаётся удержать в рамках закона: принятие конституции фактически было переворотом, так как её противникам не сообщили о дне голосования, чтобы они не смогли применить liberum veto – право любого депутата сейма не только опротестовать принятие закона, но и закрыть сессию.

Реформисты скрывались не только от внутренних, но и от внешних противников конституции: Австрия и Россия вели войны и не очень пристально следили за Польшей.

Противники конституции (магнаты Северин Ржевуский, Феликс Потоцкий) уже в июле 1791 года обратились к Екатерине II за помощью. Заметим, к России, а не к Австрии, хотя после первого раздела Польши они обе были своего рода её протекторами и гарантами государственности. В результате к весне 1792 года договорились: магнаты обеспечивают политическую часть операции – провозглашают конфедерацию (временный союз шляхты для защиты своих интересов), от лица которой и приглашают российскую военную помощь. В общем, на переворот магнаты ответили королю интервенцией.

Какое нам было дело до этих польских междусобойчиков? За предыдущие 800 с лишним лет у нас было не менее 12 войн с поляками. За 180 лет до конституции поляки сожгли нам Москву, всего 137 годами ранее мы у них отбили Смоленск. Повторять всё это никто не хотел. К тому же ещё до «Союза трёх императоров» российские монархи недобро смотрели на революции. Польская конституция во многом ею и была.

Тарговицкая конфедерация противников конституции была провозглашена 14 мая 1792 года, уже через четыре дня российские войска вошли в Польшу.

Мы уважать себя заставили. К 225-летию битвы под Дубенкой

Принуждение к миру

Битва под Дубенкой случилась на завершающем этапе войны и не входит в пантеон знаменитых побед русского оружия. Во-первых, битва довольно рядовая, одна из. Во-вторых, странно было бы, если бы мы её не выиграли: силы Михаила Каховского превышали войска Тадеуша Костюшко почти впятеро (по количеству солдат и по артиллерии). По сути, всё описание битвы можно свести к одной фразе: «поляки пытались оборонять переправы через Буг (они открывали дорогу на Люблин), а русские их отодвинули и продолжили продвигаться вглубь Польши».

Уже через пять дней после битвы фактически всё было кончено: сам король Польши перед лицом неминуемого поражения присоединился к Тарговицкой конфедерации, а 27 июля война официально была завершена.

Хлеб-соль и государственность

В подобных исторических событиях мелкие подробности иногда интереснее и значимее, чем основные события. Приметой этой войны (кроме того, что поляки сами пригласили нас в ней поучаствовать) стало отношение местного населения к обеим воюющим армиям.

Армии того времени продолжали полностью или частично снабжаться за счёт местного населения – ни одно государство не могло обеспечить перевозку провианта и корма для лошадей на время всей кампании (банально не хватило бы тех же самых лошадей). Юзеф Понятовский, племянник польского короля и будущий маршал Наполеона, с досадой отмечал, что крестьяне нынешней Западной Украины гораздо охотнее поставляли продукты российской армии. Тадеуш Костюшко, в свою очередь, жаловался на трудности в вербовке шпионов для отслеживания движения российских войск и проводников для польской армии. В целом же поляки ожидали на своих землях крестьянского восстания.

Тему альтернативной истории украинских земель мы уже поднимали в материале о битве под Конотопом. Те, кто в неё верит, крайне удивились бы от новости, что их предки два с лишним века назад встречали российские войска как освободителей, подносили им хлеб-соль. И плевали вслед гоноровой шляхте, отступавшей после очередного поражения.

Мы уважать себя заставили. К 225-летию битвы под Дубенкой

Для этого, конечно же, были основания, в первую очередь религиозного характера. Однако не только они. Сегодня это прозвучит непривычно, но тогда именно Российская империя в сёлах и местечках западноукраинских земель выглядела оплотом порядка и стабильности. Да ещё и в формате, понятном даже необразованному простолюдину (большая армия, самовластный монарх, отсутствие бардака, порождаемого многолетними тяжбами магнатов).

Характерно, что крестьяне оказались мудрее и дальновиднее польской шляхты, привыкшей вмешивать в свои внутренние разборки внешние силы. В 1795 году золотым вольностям пришёл конец окончательный и бесповоротный. Только покончила с бардаком уже не конституция, а абсолютная монархия – весьма прогрессивная форма государственной власти на то время.

***

Уже в наше время Крым совершил тот же манёвр, проголосовав за порядок и против бардака, – это если отслоить его исторически российский статус и основанную на нём мотивацию. Однако этот утилитаризм не следует принижать, он важен не менее, чем исторические аргументы. Кроме Крыма, таким оплотом порядка нас видит ПМР, Южная Осетия, Донбасс. Могут увидеть и другие.

Это простейший, проверенный историей ответ на вопрос: «Как нам восстановить потерянное влияние в республиках бывшего СССР и соцлагеря?». Эффективное и сильное государство обеспечивает это тяготение. Экономические союзы и доступ к общему рынку – это уже потом.

Ну а доказательством правоты этого рецепта служат жители Западной Украины, наперегонки снабжавшие российские войска едой, фуражом и информацией о манёврах польской армии. Если уж даже на них воздействовать получилось, то вернуть влияние сегодня хотя бы на исторически русскую часть Украины вполне реально. Просто начинать этот путь следует в РФ. 

Теги:
ГеральдикаИстория абсолютизмаИстория белого движенияГосударственные, политические, социальные институтыИстория народов РоссииСоциальная история
28623

Поделиться

Соцсети

Новое

Голиков Филипп Иванович. Красный орёл РККА

Полярный лётчик. Мазурук Илья Павлович

Всё для фронта! Всё для Победы!

Морской лётчик. Молоков Василий Сергеевич

Воспоминания о прошлом и мысли о настоящем

Пресс-служба РВИО .

У Ржевского мемориала Советскому Солдату состоялся концерт-реквием

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва за Кавказ. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

День погибших в Первой мировой войне. Памятные даты военной истории России

Видео

Холодная война: Гонка вооружений

Холодная война: Гонка вооружений

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте