Московский кинофестиваль. Все фильмы в гости к нам

3 августа 2019 года исполняется 60 лет со дня открытия в Москве первого Международного кинофестиваля
Оттепель в искусстве кино
Конец 1950-х годов прошёл в Советском Союзе под знаком открытых дверей. Хорошо известно, что после речи У. Черчилля в Фултоне в марте 1946 года, по сути объявившей СССР «холодную войну», западный мир попытался возвести информационные, политические и пограничные барьеры, изолирующие СССР и другие социалистические страны от стран Запада. Насколько непроницаем оказался этот «железный занавес», показало время.
Зал ММКФ 1959
Источник: VistaNews.ru
Полной изоляции не получилось даже в конце 1940-х годов. Первое и самое главное – наша страна стала одним из основателей Организации Объединённых Наций со всеми вытекающими последствиями. Сразу после войны спортсмены из СССР открыли дорогу за рубеж и стали активными пропагандистами советского образа жизни. В 1947 году Советский Союз получил предложение принять участие в первой послевоенной Олимпиаде 1948 года в Лондоне, правда, у советского руководства были вполне обоснованные опасения в победе нашей команды, и поэтому вопрос был перенесён на четыре года. Но уже на Олимпиаде в Хельсинки в 1952-м победы наших спортсменов стали настоящей сенсацией. Советские олимпийцы с ходу завоевали второе место в общекомандном зачёте.
Во второй половине 1950-х годов начинает набирать обороты хрущёвская оттепель. В это время в Москве всё было впервые. В 1957 году Москва гостеприимно распахнула свои двери перед участниками Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. 34 тысячи иностранцев на две недели «оккупировали» город. В 1959 году Москва стала местом проведения американской выставки в Сокольниках (июль–август), а с 3 по 17 августа в Москве прошёл Первый Московский кинофестиваль. Чуть раньше, в июне 1959-го, состоялось мероприятие, которое до этого вообще было трудно представить, да и потом долгое время оно не повторялось: публичные показы французского дома высокой моды. 10 июня 1959 года в Москву приехал сам Кристиан Диор.
Фильм, фильм, фильм…
Но вернёмся к Московскому кинофестивалю. Главным лозунгом кинофорума стали слова: «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами».
Памятный значок участника ММКФ 1959
Источник: aucland.ru
Нельзя сказать, что это была первая проба. Ещё в 1935 году, после основания старейшего Венецианского фестиваля, в СССР провели свой смотр фильмов и пригласили на него ведущих кинодеятелей мира. Первые места на смотре получили советские мастера кино. Лидерами стали братья Васильевы с фильмом «Чапаев», Григорий Козинцев с «Юностью Максима» и другие. Не остались без наград и иностранные режиссёры: Рене Клер за фильм «Последний миллиардер» получил вторую премию, а компания Уолта Диснея за свои мультипликационные фильмы – третью. На этом довоенная история кинофестивалей закончилась, а Великая Отечественная война надолго отодвинула это начинание.
День открытия кинофестиваля стал поистине всенародным праздником. 3 августа 1959 года москвичи вышли на улицы города, толпились у кинотеатров, где счастливцы могли посмотреть диковинные зарубежные фильмы. Интерес этот легко объяснялся. Зарубежную фильмотеку составляли в основном фильмы, попавшие в СССР до холодной войны («Тарзан», «Серенада солнечной долины» и др.), да и эти картины прошли суровую идеологическую проверку. Народ жаждал чего-нибудь новенького.
В конкурсе участвовало 30 фильмов из 25 стран. Во главе жюри был прославленный советский кинорежиссер Сергей Герасимов. А победителем стал фильм «Судьба человека» Сергея Бондарчука.
Французский актёр Абель Ганс (в центре), индийский режиссёр Бимал Рой (справа) и советские киноартисты Сергей Бондарчук и Зинаида Кириенко, ММКФ 1959 год
Источник: aif.ru
Помимо конкурса московским зрителям была представлена большая программа внеконкурсных фильмов, в том числе фильмов итальянских неореалистов. Московские зрители смогли вживую увидеть мировых звёзд кинематографа: француженку Эммануэль Рива, итальянку Джульетту Мазину, французскую актрису русского происхождения Марину Влади.
Кинофестиваль понравился и зрителям, и организаторам. Было принято решение проводить его через год, чередуя с фестивалем в чехословацких Карловых Варах. В 1972 году Московский кинофестиваль получил регистрацию Международной ассоциации кинопродюсеров и получил высший ранг регистрации – класс «А». Теперь он был на равных с фестивалями в Каннах и Венеции. Первоначально главной наградой фестиваля до 1967 года был Большой приз, до 1989 года – Золотой приз, а в последнее время победители получают золотую статуэтку «Святой Георгий».
Обложка: fotostrana.ru
Новое
Видео
Великое переселение народов и славянская колонизация Восточно-Европейской равнины
В лекции дана общая картина эпохи Великого переселения народов. Подняты причины этого явления, его этапы, характерные черты, итоги и значение. Дана характеристика как европейским народам (германцам, славянам), участвовавшим в Великом переселении, так и азиатским кочевым союзам племен (гуннам, аварам и другим тюркским племенам), которые степным коридором прорывались из восточных степей на европейское пространство и вместе с европейскими "варварами" стали разрушителями античного мира. В лекции названы наиболее значительные вожди "варварского мира" - Одоакр, Теодорих, Аттила. Поднимаются вопросы о зарождении новых варварских королевств на землях бывшей Римской империи и за ее пределами. Особое внимание уделяется отличиям эпохи великого переселения народов в романно-германской истории и истории восточных славян, т.к. это существенный момент, определивший многие особенности последующей русской истории. Наиболее важными отличиями явилось отсутствие античного наследства на территориях, осваиваемых восточными славянами, и более суровый природно-климатический фактор. Все это задержало социально-экономическое развитие восточного славянства в сравнении с германо-романскими народами в эпоху Средневековья. В лекции поднята также проблема происхождения славян, в частности указано на расхождение выводов лингвистов и археологов относительно времени отделения праславян от древнеевропейского сообщества и формирования славянства как самостоятельного народа. Славяне представлены как земледельческий народ, однако степень развития земледелия у разных восточнославянских племен была разной. Более совершенные технологии земледелия (перелог, пашенное земледелие) распространились на юге восточнославянского мира в Поднепровье, и на его базе здесь быстрее шел процесс разложения первобытного строя. В более северных районах господствовало подсечно-огневое земледелие, что обусловило и сохранение там первобытного родового строя. Дана картина колонизации восточнославянскими племенами Восточно-европейской равнины: от лесостепи Среднего Поднепровья до северных озер, от Карпатских гор до Волго-Окского междуречья. Славяне ассимилируют значительную часть угро-финского и летто-литовского населения Восточно-европейской равнины, делают своими данниками периферийные угро-финские племена. В то же время ряд восточнославянских племен (поляне, северяне, вятичи) оказываются в даннической зависимости от Хазарского каганата, большого государства, расположенного на торговых путях в Прикаспийской степи. Славянская колонизация на Верхней Волге сталкивается со встречным движением тюркской колонизации из района Волжской Булгарии. С севера "из-за моря" в районы, колонизуемые восточными славянами, начинают проникать скандинавские воины-купцы варяги, открывающие Великий Волжский торговый путь и путь "Из варяг в греки", которые связывают европейские народы и государства с богатым и развитым Востоком. Варяги становятся деятельными участниками восточнославянской истории, в которой сам торговый путь "Из варяг в греки" начинает играть огромную роль, стимулируя образование центров консолидации восточнославянских племен.
13 февраля 1945 год Освобождение Будапешта
13 февраля 1945 года советские войска освободили Будапешт. Венгрия начинала войну как союзница Германии, но к тому времени сама была оккупирована немцами. Советский солдат принес венграм свободу.
Г. Копейкин. Штурм фортов Познани.
Г. Копейкин. Штурм фортов Познани.