En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику
В закладки

Культура Ассирии

Культурный расцвет государства пришёлся на новоассирийский период. Уже при Ашшурнацирапале II в искусстве стали преобладать торжественность, сочетавшаяся с лаконичностью. Творцы упрощали композиции и не касались рядовых, бытовых сцен. Людей художники изображали мощными, специально подчёркивая физическую силу. Основной же акцент делался на позы и жесты. Лица у правителей, богов и мифологических персонажей были схожи. Различия наблюдались только в деталях одежды.

На чтение: 5 минут

Культурный расцвет государства пришёлся на новоассирийский период. Уже при Ашшурнацирапале II в искусстве стали преобладать торжественность, сочетавшаяся с лаконичностью. Творцы упрощали композиции и не касались рядовых, бытовых сцен. Людей художники изображали мощными, специально подчёркивая физическую силу. Основной же акцент делался на позы и жесты. Лица у правителей, богов и мифологических персонажей были схожи. Различия наблюдались только в деталях одежды.

Во времена Саргона II происходит изменения в сюжетах. Они стали более разнообразными. Появился также «задний фон»: реки, деревья, холмы. Но истинный расцвет культуры произошёл при Ашшурбанапале. Теперь художники старались передать в мельчайших деталях сцены охоты, добавляя эмоции. В Ниневии находились каменные полотна с изображением не только государя и его воинов, но и прислуги, а также гостей. Популярным персонажем являлся Гильгамеш — герой шумерского эпоса, укоренившийся и в Ассирии. Бесстрашного охотника изображали со львом, которого он держал в руках.

Дворцы, а также дома обычно украшались изразцовой орнаментацией и росписью. Наносились они чёрной, зелёной, жёлтой и красной красками.

Большого мастерства достигли ассирийские скульпторы. Например, статуи Ашшурнацирапала II и богини плодородия Иштар выглядят впечатляющее. Тоже самое касается крылатых быков и львов, украшавших вход в царские дворцы. Крылатые быки с человеческими головами назывались «шеду». Их специально изготовляли с пятью ногами, чтобы создать иллюзию шага мифического существа.

Отдельным видом искусства считалось изготовление печатей и гирь. Мастера делали их из металла, чёрного дерева, слоновой кости и глины.

Но главное — это дворцы. Ассирийские строители достигли впечатляющего мастерства в возведении царских обителей. Например, Дур-Шаррукин построили на высокой и широкой террасе. А у входа скульпторы разместили статуи в виде львов с человеческими головами. Рядом же находились и крылатые быки.

В царском дворце насчитывалось свыше двух сотен помещений и несколько десятков дворов. Стены были построены из кирпича (смесь глины и рубленой соломы). С внешней стороны их украсили украсили изображениями мифических существ и героев эпоса. На нижней части стен расположились каменные плиты со сценами охоты, сражений. И почти везде центральным персонажем являлся правитель.

Возле дворца Саргона II был возведён зиккурат — семиэтажная башня, выполнявшая роль храма. Каждый этаж был выкрашен в свой цвет и символизировал планеты, которым ассирийцы поклонялись.

Произведением искусства считалась и Ниневия. По приказу Синаххериба главная улица имела в ширину двадцать шесть метров. А все постройки возводились по чёткой линии, заступать за которую строго запрещалось. В Ниневии было много храмов, парков и прудов. А царский дворец располагался на огромной платформе.

Раскопки открыли развалины его дворца в Ниневии (современный Куюнджик), где, кроме разнообразных произведений изобразительного искусства, были найдены глиняные таблички с клинообразными текстами, составлявшие знаменитую библиотеку Ашшурбанапала, давшую возможность познакомиться с высоким уровнем ассирийской культуры.

Рельефы, как и ранее, прославляют царя, изображают военные сцены и сцены охоты. Исполнены же они неодинаково: одни работы выполнены первоклассными мастерами, другие — ремесленниками. Обычно рельефы раскрашивались. В отличие от произведений предыдущего времени, в них с большим мастерством передаётся движение фигур. Рельефы показывают последовательное развитие действия.

Великолепными, всемирно известными примерами рельефов из дворца Ашшурбанапала являются плиты со сценами охоты на львов в царском зверинце. Очень мягко проработаны тела зверей. Реалистично трактованы фигуры раненых льва и львицы. Эти рельефы полны напряженного драматического содержания. Особенно выразительна смертельно раненая львица, делающая последнюю попытку подняться.

В рельефах этого времени, передающих дворцовые и культовые сцены, меньше живости, в них господствует каноничная условность и больше, чем в предшествующие периоды, увеличиваются декоративность и мелкая проработка деталей.

Все материалы ассирийского цикла вы найдете под этими заголовками:

Староассирийское царство

Среднеассирийское царство

Новоассирийское царство

Лоскутное одеяло империи

Религия Ассирии

Культура Ассирии

Теги:
Ближний ВостокВсеобщая историяИстория античности
289

Поделиться

Соцсети

Новое

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Минобороны и РВИО опубликовали документы о взятии Берлина Красной Армией

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Куликовская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Грюнвальдская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Подвиг крепости Осовец. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте