Кто шел в бой под марш Мендельсона?

10/13/2017

Вряд ли кто-то из наших читателей не слышал увертюру к спектаклю по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь». Она была написана композитором Якобом Людвигом Феликсом Мендельсоном Бартольди и известна нам как марш Мендельсона, который традиционно звучит в загсах и дворцах бракосочетания, провожая тысячи брачующихся в счастливый мир (а кого-то и на вечную каторгу) семейной жизни.

Но марш не был бы маршем, если бы его нельзя было использовать в военном деле. И вот однажды, в 1877 году, провожая войска на Русско-турецкую войну, император Александр II, поразившись выправке солдат лейб-гвардии Казачьего полка, сказал, что казаки идут на войну как на свадьбу, после чего официально назначил маршем полка свадебный марш Мендельсона.

Кто шел в бой под марш Мендельсона?

Полковой марш в русской армии всегда имел большое значение. Под его стройные звуки шли в бой, гарцевали на смотрах и парадах, да и собрания офицеров полка начинались именно с полкового марша. Как ни странно, у лейб-гвардии Казачьего полка подобного марша не было вообще. Казаки, люди по своему складу консервативные, хотели, чтобы музыка была созвучной привычному укладу их жизни, и марш предпочли бы видеть казачий, но не сложилось. И тут помог Александр II. Полковые трубачи попробовали сыграть марш, и всем понравилось. Первый бой подтвердил правильность выбора.

Когда император награждал за храбрость одного из лейб-казаков и спросил о его семейном положении, тот ответил царю в стиле полкового марша: «Да мы с шашкой венчаны, нам что на войну, что на свадьбу».

Кто шел в бой под марш Мендельсона?

Помимо музыки Мендельсона, лейб-гвардии Казачий полк имел и свой полковой музей, созданный в Санкт-Петербурге на средства и по инициативе офицеров. В смутные революционные годы музей перевезли на Дон, в 1919 году эвакуировали в Константинополь, потом в Сербию, а окончательным прибежищем экспозиции стал город Курбевуа под Парижем.

9287