Кругом «деспоты» и «тираны»

6/29/2017

В наши дни в информационной войне против России часто делается акцент на то, что власть в Кремле тираническая или деспотическая. Этой технологии уже скоро 500 лет – впервые в Европе её распространили в XVI веке, т.е. в то время, когда у власти в главных европейских странах стояли действительно деспотические, абсолютистские режимы. Если же копнуть поглубже в историческую реальность, всё выглядит совсем иначе.

Как не перепутать тирана с деспотом

Множество стереотипов и штампов о современной России имеют весьма давнее происхождение. Тут и тезис об агрессивных русских (его только что, 28 июня, в который раз повторил британский министр обороны Майкл Фэллон), и рассказы о существовании у этих самых русских жестокой тирании и деспотической власти. Для современных западных журналистов и политологов тирания и деспотия – абсолютные синонимы.

Между тем тирания как форма правления была известна ещё в древнем мире. Знаменитые философы Платон и Аристотель критиковали её ещё в IV веке до нашей эры. Тираническое правление считалось неправильной монархией – в отличие от правящих династий тираны обычно приходили к власти при поддержке народа, но удерживались наверху недолго, даже если им иногда случалось передать эту власть по наследству. Понятно, что традиционные правители не любили выскочек-тиранов и тиранию презирали.

Кругом «деспоты» и «тираны»

Деспотию стали ругать значительно позже, уже в XVIII веке, когда французские вольнодумцы типа Монтескьё стали решительно выступать против абсолютной монархии. Неограниченное правление, по мнению философов, называется деспотическим или тираническим, а французам необходима умеренная власть. Философы в истории разбирались мало, и разбираться, чем деспот отличается от тирана, они не стали. На самом деле деспот в отличие от тирана – правитель вполне законный. В Византии, например, в XII веке деспотом вполне официально именовался второй человек в государстве после императора.

Иван Грозный и компания

К нам же слово «деспотический» приходило не раз. Уже после падения Византии оно добралось до Москвы транзитом через Европу, и в XVI веке стало означать правление жестокое и опять-таки тираническое. Во время Ливонской войны (1558 – 1583) едва ли не самым страшным тираном и деспотом Европы объявили Ивана Грозного: мол, придёт русский царь на европейские просторы, установит здесь свои порядки и примется всех угнетать.

Кругом «деспоты» и «тираны»

Источник слухов, распространяемых через «летучие листки» (листовки), был понятен – царь был одним из кандидатов на освободившийся трон в Варшаве, а королевская должность там была выборной. Вот и боялись в Польше и Литве, что выберут им в правители московского государя. Ну а дальше нехитрая технология информационной войны без видимых изменений сохраняется уже пятое столетие. «Деспотами» и «тиранами» стали почти все цари из династии Романовых и в особенности Пётр Великий, Екатерина II, Николай I и Александр III. Дальше без особых перемен в тональности с той же позиции оценивались «вожди коммунистической тирании» – Ленин, Сталин, Андропов. О Владимире Путине всё то же самое пишут уже семнадцать с половиной лет и писать, вероятно, будут дальше. Технология-то древняя, временем проверенная. Только к современной России с её конституционным строем никак не применимая...