Краткий курс истории. Наш ответ «Конкорду»
26 декабря 1975 года началась эксплуатация первого в мире советского сверхзвукового пассажирского самолета (СПС) Ту-144.
Догнали и перегнали
В 50-х годах XX века началось активное развитие сверхзвуковой авиации. В начале 60-х англичане и французы запустили совместный проект по созданию первого в мире СПС под названием «Конкорд». Советская разведка оперативно доложила об этом Н. С. Хрущёву, который приказал немедленно сделать собственный СПС, превосходящий по скоростным параметрам западный аналог. Специалисты КБ Туполева успешно справились с задачей, и уже 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше «Конкорда», советский СПС совершил первый испытательный полет. Хотя разработчики «Конкорда» обвинили советских авиаконструкторов в плагиате, Ту-144 обладал большей пассажировместимостью и ему требовалась меньшая взлетная полоса, так что кражу технологических решений доказать не удалось.
«Конкорд»
Катастрофы
После испытаний опытных образцов Ту-144, в 1973 году на международном авиасалоне Ле-Бурже состоялась демонстрация первого серийного самолета. Но во время показательного полета произошла катастрофа: самолет развалился в воздухе. В результате погибли шесть членов экипажа и восемь зрителей, наблюдавших с земли, 25 человек были ранены, а упавшие фрагменты разрушили пять и повредили 20 домов в жилых районах. Совместная советско-французская комиссия назвала причиной катастрофы трагическое стечение обстоятельств, среди которых были действия французского самолета-разведчика «Мираж» и якобы нарушение техники безопасности экипажем Ту-144. И все же советский серийный СПС был запущен в эксплуатацию и с ноября 1977 года совершал регулярные авиарейсы. Однако после еще одной катастрофы, когда в 1978 году во время испытаний разбился усовершенствованный Ту-144, «Аэрофлот» отказался от использования этого самолета для пассажирских авиаперевозок.
Дальнейшая судьба
На смену работам по Ту-144 в 1980-х пришел новый проект – разработка Ту-244, или СПС-2 (проект был отменен по экологическим и экономическим причинам). Для этого была организована совместная работа с западными авиаконструкторами, в рамках которой был создан Ту-144ЛЛ (летающая лаборатория). В 1990-х его использовало НАСА для необходимых сложнейших измерений и экспериментов, чтобы создать новый современный сверхзвуковой пассажирский самолет. Американцы выбрали «советский Конкорд», а не его англо-французский аналог потому, что российский лайнер развивал большую максимальную скорость полета. Проект Ту-144 стал самым крупным и сложным в советской истории самолетостроения. Несколько уцелевших СПС находятся на хранении в музеях и на аэродромах, из них три экземпляра пребывают в восстановленном состоянии и при небольшом ремонте даже могут использоваться.
Новое
Видео
День Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны. Памятные даты военной истории России
3 сентября 1945 года – День воинской славы России. Капитуляцией Японии окончилась Вторая мировая война, самый масштабный вооруженный конфликт в истории человечества
Висло-Одерская операция. 12 января – 3 февраля 1945 года
12 января 1945 г. Красная Армия перешла в наступление, которому предшествовала мощная артподготовка. Эффект от удара превзошел все ожидания. На пятый день наступления Красная Армия овладела Варшавой, а всего за 23 дня этой проведенной в тяжелых зимних условиях операции армии Г.К. Жукова и И.С. Конева продвинулись вперед на 500 км, заняли Краков, окружили крупную немецкую группировку в Познани. К концу января — началу февраля советские войска вышли к Одеру и захватили на его левом берегу ряд плацдармов, оказавшись в 60-70 км от Берлина.
16 апреля 1945 год Берлинская операция
16 апреля 1945 года началась Берлинская стратегическая наступательная операция. Штурм осуществлялся силами 2-го Белорусского фронта маршала Рокоссовского, 1-го Белорусского фронта маршала Жукова и 1-го Украинского фронта маршала Конева. Уже через 5 дней наши передовые части вышли на северную и юго-восточную окраины Берлина