Краткий курс истории. Максим Грек

3 февраля (н. ст.) Православная церковь чтит память преподобного Максима Грека, прославленного религиозного писателя, публициста и переводчика.
Европейский странник
Преподобный Максим родился в 1470 году в семье состоятельного христианина и аристократа, в греческом селении Арта, в эпоху турецкого владычества. Положение родителей позволило Максиму получить отличное образование. Школа, которую он окончил, находилась на острове Корфу, в те времена принадлежавшем Венецианской республике. В 20 лет Максим предпринял неудачную попытку баллотироваться в совет самоуправления этой территории. После этого будущий святой отправился в Италию, где изучал древнегреческую философию и язык. Во Флоренции состоялось знакомство Максима с известнейшим доминиканским монахом и проповедником Джироламо Савонаролой. Позднее Максим вспоминал, что за время путешествий по Европе успел познакомиться с различными учениями, но остался в истинной вере. Наконец однажды Максим принял решение, шедшее вразрез со всеми завидными перспективами, которые сулила мирская жизнь: он ушел в монастырь.
Переводчик для Москвы
Преподобный Максим подвизался в Ватопедском монастыре на горе Афон. Братия монастыря с осторожностью приняла нового насельника: к людям, бывшим в плотном контакте с западной культурой, на Востоке отношение было сложное. Но уже скоро Максим прослыл энергичным иноком и знатоком священных текстов. В начале XVI века на Руси шла серьезная полемика по вопросам имущественной стороны монастырской жизни. Посольство, отправленное великим князем Василием III (отцом Ивана Грозного) на Афон, запросило для помощи в разрешении данного вопроса образованного монаха. Кандидатура преподобного Максима подошла как нельзя лучше, а тот факт, что он не владел русским языком, для талантливого монаха не представлялся серьезной трудностью. Дорога выдалась долгой: через Константинополь в 1516 году, далее в сопровождении турецкого посольства – в Крымское ханство, наконец, в 1518 году – в Москву.
Опала
За все время в Москве Максим Грек с помощниками перевел «Толковую Псалтирь», осуществил ряд других переводов, а также создал княжескую библиотеку и внес правки в богослужебные книги. Однако Максим, погруженный в работу, так и не смог понять и полностью принять особенности русского менталитета. То, что он почитал за исповедание чистой веры, воспринималось светскими и духовными иерархами как вольнодумство, дерзость, грубость, личное оскорбление. В 1525 году преподобного обвинили в ереси, связи с турецким правительством, запретили причащаться Тела Христова и посещать храм. Так Максим Грек оказался в суровых условиях, в заточении. В 1531 году последовал повторный суд, на котором было найдено оправдание всем издевательствам, перенесенным преподобным в темнице: хула, которой якобы подверг Максим священные русские книги. В течение следующих 20 лет в мерах наказания святого стали действовать некоторые послабления. Лишь в 1551 году, после многочисленных просьб Восточных Патриархов вернуть Максима на Афон, а также благодаря ходатайству некоторых светских и духовных властей, Иван IV разрешил преподобному переселиться в Троице-Сергиеву обитель. Максим Грек упокоился 21 января 1556 года.
Новое
Видео
Смерть и свобода. Об отношении свободы к смерти в русской и немецкой философии
О лекторе Андреас Буллер - доктор философии, Штутгарт, Германия. Полное содержание лекции опубликовано в книге "Три лекции о понятии СЛЕД".
Смутное время. Трансформация гражданской войны в войну национально-освободительную (1611-1618 гг.)
Лекция посвящена последнему периоду Смуты, когда под угрозой потери независимости и территориальной целостности России гражданская война стала перерастать в войну национально-освободительную. В лекции дан анализ действий Первого ополчения во главе с Прокопием Ляпуновым, Дмитрием Трубецким и Иваном Заруцким. Показано, как противоречия между казаками дворянами, участниками Первого ополчения, подорвали его силы изнутри. Ополченцы не смогли освободить Москву, которая в ходе стихийного восстания столичных жителей против польского гарнизона 19 марта 1611 г. фактически погибла от колоссального пожара. Польский гарнизон, Семибоярщина и часть знатных и состоятельных русских людей оказались запертыми в каменных крепостях Кремля и Китай-города. Среди этих сидельцев был и юный Михаил Романов со своей матерью инокиней Марфой. По призыву Кузьмы Минина в конце 1611 г. в Нижнем Новгороде начало формироваться Второе ополчение. Его воеводой стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Решающие события разыгрались под стенами Кремля и Китай-города 19-13 августа 1612 г., когда ополченцам удалось предотвратить прорыв в Кремль войск гетмана Ходкевича. Одновременно произошло стихийное объединение казаков Дмитрия Трубецкого и Вторым ополчением. 22 октября 1612 г. был взят Китай-город, 26 октября 1612 г. сдался польско-литовский гарнизон Кремля. Собравшийся в начале 1613 г. в Москве Земский собор избрал на царство Михаила Романова. С этого действа началось восстановление органов центрального управления в России. В 1613-1614 гг. были потушены последние очаги гражданской войны, в частности разгромлены сторонники Ивана Заруцкого и Марины Мнишек, знаменем которых был "царевич" Иван, сын Лжедмитрия II. Столбовским договором 1617 г. и Деулинским перемирием 1618 г. был положен конец военным действиям с Швецией и Речью Посполитой. По Столбовскому миру Россия потеряла в пользу Швеции выход в Балтийское море и часть своих владений в Карелии, однако вернула себе Новгородскую землю. По условиям Деулинского перемирия за речью Посполитой осталась Смоленская и Чернигово-Северская земли. Однако война с поляками и шведами прекратилась и начался выход России из Смуты.
Анонс. Вторая мировая война: Предшествующий конфликт. Лекция
Анонс. Вторая мировая война: Предшествующий конфликт. Лекция