Краткий курс истории. Гений Возрождения
28 марта 1483 года – одна из предполагаемых дат рождения итальянского художника и архитектора эпохи Ренессанса Рафаэля Санти.
Путь в Рим
Рафаэль рано лишился родителей. Однако отец, Джованни Санти, успел дать сыну, возможно, главное: первый опыт художника Рафаэль приобрел в отцовской мастерской. Считается, что одни из первых работ Рафаэль создал в 1499–1501 годах. Примерно тогда же он начал работать в мастерской Пьетро Перуджино в городе Перудже. После 1504 года, когда Рафаэль переехал во Флоренцию, он познакомился с такими гениями-современниками, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, чьи техники живописи тщательно изучал. Бывший весьма плодовитым художником, Рафаэль только во Флоренции написал примерно 20 Мадонн. С 1508 года и до конца дней он трудился в Риме, в частности, как официальный художник папского двора.
Красота спасет мир
О Рафаэле очень трудно говорить, потому как это величайший художник всех времен. Все его работы идеально структурированы, конструктивны и гармоничны. В современном смысле он гениальный сценограф. Для него очень важны были момент слияния, единения Бога и человека, человека и природы, единство души и тела. Рафаэль был признан при жизни, не был предан забвению, но оказался особенно важен для неспокойного XIX века, цеплявшегося за гуманизм. Много обращались к творчеству Рафаэля деятели Золотого века русской литературы. «Красота спасет мир» –такую максиму вывел Ф.М. Достоевский, глядя на «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля.
В жизни
О внешности Рафаэля мы знаем благодаря двум автопортретам, выполненным с разницей примерно в 15 лет. Он был красивым человеком, вращался в высших кругах общества. Трудно сказать, были ли у него откровенные завистники. Судя по всему, даже с современником и другим гением Возрождения Микеланджело у Рафаэля не было соперничества. Художник постоянно уклонялся от попыток своего близкого друга, кардинала Бембо, женить его. Умер Рафаэль достаточно молодым, в возрасте 37 лет, вероятно заразившись римской лихорадкой. Заупокойную службу провел сам папа римский.
Обложка: Рафаэль Санти. Фреска «Афинская школа», 1510-1511. Станца делла Сеньятура, Ватиканский дворец.
Источник: ru.wikipedia.org
Новое
Видео
курс "История за 1 минуту" о Петре I
Пётр I
Вопросы и ответы из истории XVIII века
Вопросы и ответы из истории XVIII века
Великое переселение народов и славянская колонизация Восточно-Европейской равнины
В лекции дана общая картина эпохи Великого переселения народов. Подняты причины этого явления, его этапы, характерные черты, итоги и значение. Дана характеристика как европейским народам (германцам, славянам), участвовавшим в Великом переселении, так и азиатским кочевым союзам племен (гуннам, аварам и другим тюркским племенам), которые степным коридором прорывались из восточных степей на европейское пространство и вместе с европейскими "варварами" стали разрушителями античного мира. В лекции названы наиболее значительные вожди "варварского мира" - Одоакр, Теодорих, Аттила. Поднимаются вопросы о зарождении новых варварских королевств на землях бывшей Римской империи и за ее пределами. Особое внимание уделяется отличиям эпохи великого переселения народов в романно-германской истории и истории восточных славян, т.к. это существенный момент, определивший многие особенности последующей русской истории. Наиболее важными отличиями явилось отсутствие античного наследства на территориях, осваиваемых восточными славянами, и более суровый природно-климатический фактор. Все это задержало социально-экономическое развитие восточного славянства в сравнении с германо-романскими народами в эпоху Средневековья. В лекции поднята также проблема происхождения славян, в частности указано на расхождение выводов лингвистов и археологов относительно времени отделения праславян от древнеевропейского сообщества и формирования славянства как самостоятельного народа. Славяне представлены как земледельческий народ, однако степень развития земледелия у разных восточнославянских племен была разной. Более совершенные технологии земледелия (перелог, пашенное земледелие) распространились на юге восточнославянского мира в Поднепровье, и на его базе здесь быстрее шел процесс разложения первобытного строя. В более северных районах господствовало подсечно-огневое земледелие, что обусловило и сохранение там первобытного родового строя. Дана картина колонизации восточнославянскими племенами Восточно-европейской равнины: от лесостепи Среднего Поднепровья до северных озер, от Карпатских гор до Волго-Окского междуречья. Славяне ассимилируют значительную часть угро-финского и летто-литовского населения Восточно-европейской равнины, делают своими данниками периферийные угро-финские племена. В то же время ряд восточнославянских племен (поляне, северяне, вятичи) оказываются в даннической зависимости от Хазарского каганата, большого государства, расположенного на торговых путях в Прикаспийской степи. Славянская колонизация на Верхней Волге сталкивается со встречным движением тюркской колонизации из района Волжской Булгарии. С севера "из-за моря" в районы, колонизуемые восточными славянами, начинают проникать скандинавские воины-купцы варяги, открывающие Великий Волжский торговый путь и путь "Из варяг в греки", которые связывают европейские народы и государства с богатым и развитым Востоком. Варяги становятся деятельными участниками восточнославянской истории, в которой сам торговый путь "Из варяг в греки" начинает играть огромную роль, стимулируя образование центров консолидации восточнославянских племен.