Красная неблагодарность
12 февраля должен был открыться после реставрации и полного обновления экспозиции музей «Волочаевское сражение», что на Дальнем Востоке. Его открытие анонсировало главное издание КПРФ, газета «Правда» за подписью заместителя главного редактора Михаила Кострикова.
Должен был открыться, но не откроется – пандемия в очередной раз спутала карты. Об этом музее, истории события, которому он посвящен, о том, кому мы обязаны возрождением еще одного, забытого в 90-е памятного места нашей истории и, о том, когда он откроется на самом деле – в этой статье.
Итак, Волочаевка. Село в Смидовичском районе Еврейской автономной области, в полусотне километров от Хабаровска, основанное век с небольшим назад, в 1908 году, переселенцами с Кубани во главе с Макаром Волочаевым. Отсюда и название (сегодня оно называется Волочаевка-1). Здесь уже ровно век назад разворачивались военные действия, сделавшие это село знаменитым. В феврале 1922 года войска Народно-революционной армии Дальневосточной республики предприняли наступление против войск Белоповстанческой армии. Прорвали ее оборону, 14 февраля без боя был взят Хабаровск и созданы предпосылки для установления советской власти на Дальнем Востоке.
О трагедии Гражданской войны и уроках, которые мы должны вынести из нее, буквально несколько месяцев назад говорил Президент России Владимир Путин. Впервые находясь не у монумента Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве, а у недавно открытого в Севастополе Мемориального комплекса, посвященного окончанию Гражданской войны. «Благодаря сплочённости наш народ достигал потрясающих высот в экономике, науке, технологиях и культуре», - сказал тогда Глава государства. – «Но были периоды, когда это единство – единство нашего народа – подтачивалось тяжелейшими историческими событиями и испытаниями, такими как революция 1917 года и запылавшая в результате неё новая, страшная «смута» – Гражданская война». И, по его словам, новый мемориальный комплекс в Севастополе «служит знаком того, что Россия помнит и любит всех преданных ей сыновей и дочерей, с какой бы стороны баррикад они когда-то ни находились, что наша страна вновь обрела историческое единство».
При чем здесь Волочаевское сражение и музей, который там находится? Сейчас поясним. Но сначала, раскроем завесу тайны о том, почему упомянутый выше памятник Минину и Пожарскому недоступен сейчас туристам и даже первому лицу государства. Потому что впервые за свою уже более чем двухвековую историю он находится на полной, уникальной по своим техническим параметрам реставрации. Инициированной Российским военно-историческим обществом вместе с коллегами из Российского исторического общества и «балансодержателем» памятника – Государственным историческим музеем. Именно поэтому Президент 4 ноября прошлого года возлагал цветы не к нему, а к вышеупомянутому Мемориальному комплексу, посвященному окончанию Гражданской войны в Севастополе. Инициированному и установленному – кем? Российским военно-историческим обществом. И если читатель еще не догадался, кто привел в порядок пришедший в забвение Волочаевский музей, посвященный одному из событий Гражданской войны на Дальнем Востоке, то сразу приоткроем завесу тайны. Разумеется, Российским военно-историческим обществом и его подразделением – Музеем военной истории.
Сам музей – панорама появился здесь в 1975 году. После 1991 года о нем долго не вспоминали. Пока в 2017 году Российское военно-историческое общество, узнав о его плачевном состоянии, не стало работать над проектом обновления экспозиции, а профильные подразделения Министерства культуры России – над проектом реставрации здания, в котором оно находилось.
Мемориальный музейный комплекс «Волочаевское сражение» будет открыт уже апреле этого года с учетом санитарных ограничений. Но мир и спокойствие в социокультурной среде, вероятно, не устраивают некоторых представителей левой прессы, все еще желающих перенести беспорядок из своей головы во внешнее пространство. Здесь – несколько слов о той самой публикации в «Правде», с которой мы начали рассказ. Ее автор приписывает всю работу по реновации музея исключительно местным коммунистам и себе родимым. Ни слова о строителях, проектировщиках, кураторах творческих проектов… Вместе с тем, всю работу по реновации музея активно сопровождают ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры», Музей военной формы Российского военно-исторического общества, инспекция по государственной охране объектов культурного наследия и департамента культуры правительства Еврейской автономной области, администрация Волочаевского сельского поселения, руководители музея школы с. Волочаевка-1, подрядная организация ООО «Центррегионстрой». Однако, главную заслугу, автор приписывает КПРФ, дескать, благодаря неустанной заботе которой «нынешний Минкульт выделил деньги» . Кстати немалые – в размере 26,2 млн рублей. Да не в деньгах счастье, и деньги – это всегда завершающий этап работы. А вся подготовительная работа, напомним, началась еще 5 лет назад, когда Министерство культуры возглавлял В.Р. Мединский. И началась она с изготовления проектов как музея, так и реставрации здания.
К слову, в нелепой попытке унизить автор статьи опустился до откровенной лжи, называя литературное творчество В.Р. Мединского «написанием книжек сомнительной ценности». Это о работах, где последовательно развенчивают унизительные мифы о России? Это о книгах, которые выдерживают десятки переизданий и издаются миллионными тиражами? Как коммунист может заявлять о таких трудах, как «Война. Герои и подвиги» подобное? Удивительно. Может быть, В.Р. Мединскому на этого писателя стоит в суд за оскорбление чести и достоинства?
Новое музейное пространство оформлено концептуально – как бронепоезд. Это тактическая доминанта времен Гражданской войны в России и одновременно символ описываемых событий. Причем от создания концепции до итогов реализации авторы идут планомерными шагами – контролируют качество работ, проводят вместе с подрядчиком установку инсталляции, осуществляют подготовку экспонатов, проверяют историческое соответствие материалов. Да что говорить, каждая лампочка вкручена в новой «Волочаевке» при содействии и непосредственном участии профессионалов из музейного центра РВИО. Но все лавры в статье автор пытается приписать депутату Харитонову и другим, которые, дескать, «переломили» в 2020-м году ситуацию своим обращением к Министру культуры – тогда, когда (дословно, цитирую) «в кресле министра культуры оказалась» Ольга Любимова. Сама фраза «оказалась в кресле» оскорбительна по отношению к Ольге Борисовне, так как Министр культуры назначается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства.
В статье автор в упор не хочет замечать открытие Ржевского мемориала Советскому солдату в 2020 году или совсем новых мемориальных комплексов – «Молитва перед боем» в Ленинградской области и «Александр Невский с дружиной» в Псковской области в 2021-м. А что за эти годы, уважаемые борцы за права трудящихся, сделали вы? Неужели это главная работа – бюст Сталина – «Памятник выполнен из полимерной глины, а внутри заполнен монтажной пеной». Неудивительно, что из подобного материала целиком состоит и статья, за исключением исторического введения о Волочаевском сражении. Надо сказать, что в Новосибирске при содействии местных коммунистов открыт действительно ценный памятник – бюст прокурору от СССР на Нюрнбергском процессе – Роману Андреевичу Руденко. Там действительно работают, в отличие от зам главредов центральных печатных органов.
Текст статьи изобилует откровенными ошибками. Неудивительно, что автор даже не знает, как правильно пишется слово «укрепрайон». К сожалению, многие «борцы за справедливость» не только рассуждают, но и целиком присваивают плоды работы десятков организаций, межрегионального коллектива. Неслучайно автор статьи поведение участников этого процесса, непричастных к конкретной работе, выдает за достоинство. Закончить хотелось бы словами Льва Николаевича Толстого – «Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим и чужим». А результаты работы по реконструкции музея «Волочаевского сражения» говорят более красноречиво, чем любые реляции. Очень просил бы председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова разобраться в недостоверности фактов, компрометирующих издание, а такие авторы, как заместитель главного редактора Михаил Костриков, дискредитируют газету «Правда» как центральный печатный орган партии.