Катынь – место скорби, а не выяснения отношений

8/27/2018

Генеральный директор Государственного центрального музея современной истории России Ирина Великанова официально прокомментировала ситуацию, сложившуюся вокруг мемориального комплекса «Катынь». В течение предыдущей недели на сайте «Эха Москвы» неоднократно появлялись противоречащие действительности сведения о мемориале.

Комментарий Ирины Великановой размещен на ресурсе радиостанции как сканированная копия. По всей видимости, редакторы «Эха», исключив индексацию текста, пытаются ограничить распространение правдивой информации среди своей аудитории.

Портал «История.РФ» публикует текст с разъяснениями генерального директора Государственного центрального музея современной истории России.

***

Ирина Великанова, генеральный директор
Государственного центрального музея современной истории России

В последнее время участились случаи появления недостоверной информации о филиале Государственного центрального музея современной истории России – мемориальном комплексе «Катынь».

Катынь – место скорби, а не выяснения отношений

Из выступлений в СМИ, затрагивающих тему мемориала, узнаёшь порой удивительные вещи: то человек, который вроде бы лично побывал там, уверяет, что на мемориале до сих пор не увековечены имена советских граждан, ставших жертвами политических репрессий (хотя именно ради этого в первую очередь был начат проект по реконструкции мемориала), то вдруг оказывается, что Катынский мемориал вообще закрыт, а открыт, цитирую, «музей злодеяний польской армии в отношении красноармейцев».

Последнее высказывание было озвучено на прошлой неделе Сергеем Пархоменко на «Эхе Москвы» в эфире программы «Людские пороки», посвященной теме лжи (а позднее и в эфире программы «Суть событий»). Его можно было бы оставить незамеченным, если бы не явный диссонанс между постулируемой публично позицией «неприятия лжи» и использованием ее же (и тут же) в качестве доказательства своей правоты.

Катынь – место скорби, а не выяснения отношений

Я искренне надеюсь, что речь здесь идет о заблуждении, а не о преднамеренной лжи. Хотя и не понимаю, как можно, будучи ответственным человеком, делать заявления, не только противоречащие истине, но и обесценивающие труд большого коллектива.

В апреле нынешнего года была завершена совместная работа музея и Российского военно-исторического общества по масштабной реконструкции мемориального комплекса «Катынь». В результате обновлена входная группа, построено здание нового музейно-выставочного центра, появилась Стена Памяти, на которой начертаны имена советских граждан – жертв политических репрессий в Смоленской области, возведена скульптурная композиция «Расстрел» (автор – народный художник Российской Федерации Андрей Ковальчук).

Катынь – место скорби, а не выяснения отношений

Работы в Катынском лесу начались еще в 1990-е годы. Однако к 2000 году, когда открылся мемориал, полностью благоустроили только польское мемориальное кладбище. Именно поэтому долгое время Катынь прочно ассоциировалась с местом расстрела польских офицеров в 1940 году, хотя здесь захоронены и тысячи наших сограждан. 

Каждый, кто бывал в Катыни в прежние времена, обращал внимание на контраст: латунные таблички с именами расстрелянных здесь польских офицеров – и самодельные кресты, поставленные потомками наших соотечественников прямо в лесу, между деревьями. Теперь наконец появилось место, куда можно прийти, чтобы поклониться памяти репрессированных советских граждан.

Катынь – место скорби, а не выяснения отношений

Перед началом работ по возведению скульптурной композиции были проведены поисковые работы. Удалось поднять останки 333 человек. К сожалению, установить удалось лишь одно имя – Александра Клявс-Клявина, директора Вязьменской льночесальной фабрики. Известно, что он был арестован в 1936 году, а 22 ноября 1937 года расстрелян. Его удалось идентифицировать по зубной щетке с выгравированными именем и фамилией. Согласно документам, в тот день были расстреляны еще 25 человек. Все они упомянуты в Смоленском мартирологе – Книге Памяти жертв политических репрессий. 

Перезахоронение останков состоялось в День памяти жертв политических репрессий, 30 октября 2017 года. Личные вещи расстрелянных, найденные при раскопках, размещены в витринах экспозиции нового музейно-выставочного центра (это к вопросу об уничтожении старой экспозиции, которая не только не уничтожена, но и дополнена новыми скорбными экспонатами).

Катынь – место скорби, а не выяснения отношений

Есть ощущение, что те, кто сегодня негодует по поводу искажения истории в мемориальном комплексе «Катынь», просто там не были.

Год назад вся экспозиция размещалась в старом ангаре и занимала несколько десятков квадратных метров во входной группе павильона. Сегодня это современный мемориальный комплекс. Здесь можно узнать об истории Катынской трагедии, которая касается не только поляков, но и советских граждан, а также посетить экспозицию «Россия и Польша. ХХ век. Страницы истории», которая рассказывает о российско-польских отношениях в XX веке. Научными консультантами экспозиции выступили сотрудники кафедры истории южных и западных славян исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Катынь – место скорби, а не выяснения отношений

Здесь действительно говорится о судьбе красноармейцев в польском плену. А еще – о занятии Польшей Тешинской области Чехословакии после Мюнхенского сговора 1938 года, о польском походе Красной Армии 1939 года, результатом которого стало вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в состав СССР, о восстании в лагере «Собибор» и совместной борьбе двух народов против фашизма; о том, что в боях за Польшу во Второй мировой войне погибло 600 тысяч советских солдат; о Потсдамской конференции, в результате которой к Польше отошла бо́льшая часть Силезии и другие земли; о послевоенном восстановлении страны, активное участие в котором принимали специалисты из Советского Союза, а также о других трагических и героических событиях нашей общей истории. Такой подход был выбран, поскольку, по нашему убеждению, Катынскую трагедию невозможно рассматривать в отрыве от исторического контекста взаимоотношений двух стран.

Безусловно, Катынь – горькая страница нашей истории. Это место общей с Польшей боли и скорби. И я думаю, не стоит делать его местом выяснения отношений и сведения политических счетов.

Катынь – место скорби, а не выяснения отношений

P. S. Все, кто интересуется темой Катыни или хочет поклониться памяти репрессированных, могут сделать это на территории мемориального комплекса, который открыт для осмотра ежедневно с 9:00 до 21:00 (в зимний период – с 9:00 до 18:00). Экспозиции работают ежедневно (кроме понедельника) с 9:00 до 17:00.

Подробнее – на сайте Мемориала: www.memorial-katyn.ru.

Катынь – место скорби, а не выяснения отношений