Как воевала бы Красная Армия, если бы Тухачевского не расстреляли

80 лет назад, в июне 1937 года, состоялся судебный процесс, по которому были репрессированы маршал Советского Союза Михаил Николаевич Тухачевский и его соратники. Современные исследования историков позволяют смоделировать ситуацию, при которой Красная Армия вступила бы в войну с Германией по планам Тухачевского.
Герой двух войн
Будущий маршал родился в семье обедневшего смоленского дворянина в нынешнем Сафоновском районе Смоленской области. Военная карьера его складывалась стремительно. В 1914 году Тухачевский окончил Александровское военное училище и ушёл на фронт Первой мировой в чине подпоручика. Он участвовал в Люблинской, Ивангородской и Ломжинской операциях, был ранен и представлен к пяти наградам. В 1915 году у деревни Пясечно под Ломжей на территории современной Польши молодой офицер попал в немецкий плен, из которого неоднократно пытался бежать. В лагере в Ингольштадте Михаил Николаевич сидел вместе с будущим президентом Франции Шарлем де Голлем. Пятая попытка побега в 1917 году оказалась удачной. Тухачевский вернулся в Россию и был зачислен в Семёновский полк. С началом Гражданской войны он вступил в Красную Армию и быстро вошёл в элиту её командного состава, успешно сражаясь с белыми на разных фронтах.
«Красный Наполеон»
В 1920 году 27-летний Тухачевский возглавил Западный фронт советско-польской войны. Варшавская операция начиналась стремительным маршем к польской столице, а окончилась полным провалом. Полководец тогда принял ошибочное решение наступать по расходящимся направлениям, позволившее полякам во главе с маршалом Пилсудским перейти в контрнаступление и присоединить по Рижскому миру 1921 года часть украинских и белорусских земель.
Уже на следующий год, в 1921-м, Тухачевский отличился при подавлении Кронштадтского и Тамбовского восстаний против советской власти. Решительность расправы с врагами большевиков сделала царского офицера и дворянина одним из самых перспективных красных командиров. В армии за ним закрепилась репутация «Красного Наполеона».
В окружении Сталина
После Гражданской войны Михаил Николаевич занимал высокие посты командующего Ленинградским военным округом, замнаркома по военным и морским делам и начальника вооружений Красной Армии. В 1935 году 42-летнему Тухачевскому в числе первых было присвоено звание маршала Советского Союза.
В апреле 1936 года маршал был повышен в должности до первого заместителя наркома обороны. К этому времени в кругу высшего военного руководства страны сложились две группировки, боровшиеся за влияние на Сталина: в одну из них входили Ворошилов, Будённый, Егоров, в другую – Тухачевский и его соратники Уборевич, Якир и Гамарник.
Проиграл борьбу за власть
Амбициозный Тухачевский публично обвинял в некомпетентности наркома Ворошилова, будучи не прочь занять не только его место, но и место Сталина во главе государства. Конфликт был неизбежен, и в 1937 году 44-летнего полководца обвинили в контактах с германским Генштабом. Доказательства подобных действий попали в Москву кружным путём, через президента Чехословакии Бенеша. Во время правления Хрущёва Тухачевский был реабилитирован, а все обвинения против него были объявлены сфабрикованными. Но именно по хрущёвскому распоряжению были уничтожены расшифровки телефонных разговоров покойного маршала, которые использовались на процессе против него. До сих пор в этой истории много непонятного, хотя в основе, очевидно, была обыкновенная борьба за власть, в которой Тухачевский проиграл.
Расправа с маршалом была скорой: 22 мая 1937 года он был арестован, а уже 11 июня по обвинению в шпионаже и подготовке военного переворота был вынесен приговор специального судебного присутствия Верховного суда СССР. Тухачевский, Уборевич и Якир были расстреляны, Гамарник покончил с собой. Процесс над маршалом положил начало широкомасштабным чисткам офицерского корпуса Красной Армии, в ходе которых было арестовано более 8000 командиров и до 5000 расстреляно.
Что было бы в 1941-м?
Реформатора Красной Армии Тухачевского со времён Хрущёва часто противопоставляют другим маршалам – его противникам Ворошилову и Будённому, не сумевшим проявить себя в годы Великой Отечественной. Напрашивается мысль о том, что если бы расстрелянный маршал и репрессированные вслед за ним командиры дожили бы до 1941 года, это могло бы изменить ход начального этапа войны.
Однако вышедшие в последние годы исследования, в частности, двухтомная книга военного историка Андрея Смирнова, эту версию не подтверждают. Тухачевский и Ворошилов были людьми одного круга, сделавшими карьеру в эпоху Гражданской войны и не имевшими практически никакого другого опыта командования – причём наследие польской кампании у Тухачевского был крайне негативным. Даже если учесть, что в пользу выдающихся способностей Михаила Николаевича в своих воспоминаниях высказывался маршал Жуков, стоит прежде всего отметить, что проблемы в боевой учёбе войск, обнаруженные ещё при Тухачевском во время манёвров Красной Армии 1935-1936 годов, проявлялись почти в том же виде и позднее, перед войной. То есть, трудности, вставшие перед нашими войсками в первые месяцы Великой Отечественной, накапливались и во время пребывания расстрелянного маршала на высоких должностях. И что-то принципиально изменить в 1941 году даже человек выдающихся способностей вряд ли бы смог.
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Танковое сражение под Прохоровкой. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Грюнвальдская битва. Памятные даты военной истории России
Что такое история?
В мини-лекции историк Григорий Герасимов рассказывает об истории, как процессе изменения человека и общества.