Как стать героем истории. Урок соцреализма от х/ф «Экипаж»

Собственно исторической науке нечего сказать про новый фильм «Экипаж».
К советскому хиту 1979 года от Александра Митты он имеет отношение чисто формальное – режиссёр Николай Лебедев («Легенда №17») и продюсеры Леонид Верещагин, Антон Златопольский и Никита Михалков сделали произведение вполне самостоятельное, хотя и «по мотивам». Да и, в конце концов, все фильмы-катастрофы так или иначе похожи друг на друга – и исторические параллели здесь можно разве только за уши притянуть.
О всемирно-историческом значении нового «Экипажа» тем более говорить преждевременно.
И, тем не менее, к истории в широком смысле фильм имеет отношение прямое.
«Экипаж» на самом деле – это не о той истории (в смысле «происшествии»), которая случилась или может случиться в реальности. И он даже не о тех людях, наших современниках, которые в этой истории участвуют. Тогда это был бы просто остросюжетно-душещипательный рассказ.
Главное – фильм для тех людей, которые прямо сегодня и повседневно вписывают новые страницы в многотысячетомник истории своей страны.
Сам по себе «фильм для людей» – явление в современной культурной среде настолько редкое, что перед одним только этим фактом меркнут любые кинокритические замечания, пусть даже и справедливые. То-то ж люди и проголосовали рублём – принесли уже в первые дни в кассы около полумиллиарда.
Да, конечно, глупо отрицать, что забойный экшн кинозрителю в принципе по душе, он-то и обеспечивает спрос (ровно как существенную роль в успехе предыдущего «Экипажа» сыграла обнажённая натура актрисы Яковлевой). И да, на новый «Экипаж» идут в первую очередь за этим – за крушениями, взрывами и адреналином. Это ремесло – пусть даже и проверенное голливудское.
Но искусстве-то важно не то, за чем идут, а то, с чем уходят. То есть – чего авторы сказать хотели? Есть ли им вообще чего сказать?
Есть. Сказали.
По части «завлечь» съёмочно-продюсерская бригада не стала изобретать велосипед, а удобно подогнала под родные ландшафты уже готовый голливудский (а чем плох?). И по части «сказать» велосипед изобретать не стали, но оседлали совсем другой – тоже, как выясняется справный. И тоже не ошиблись, думается.
Этот велосипед называется «творческий метод соцреализма». То, что он востребован до сих пор, доказывает феноменальный успех прошлогодней выставки «Романтический реализм» в московском Манеже, выставки Александра Герасимова в Историческом музее…
А ведь «соцреализм» – это не «отображение линии партии», как многие ошибочно думают. И это не просто описание действительности без всяких «потоков творческого сознания». Его смысл – в мечте и инструкции, «как сказку сделать былью». Причём так, чтобы «мечта» не была маниловщиной, а «инструкция» предполагала не наличие комиксных «суперсил», а просто нормальное самосовершенствование любого обычного человека. Ведь именно он, человек, а не нарисованный «капитан Америка» – и есть главный и единственный герой «соцреализма». Тот самый герой, которым современные «творческие элиты» почему-то пренебрегают.
Так вот. «Экипаж» – не про героических лётчиков Машкова и Козловского. Он про пассажиров, которые делают свой выбор. И для них – которые тоже могут стать героическими лётчиками, героическими врачами, героическими строителями, героическими солдатами. Просто гражданами.
Что, мало таких водится в «обществе потребления»? «Мало» или «немало» – это всего лишь арифметика. Но ведь в том-то и смысл обращения к зрителю: такими можно стать, и для этого ничего не нужно, кроме желания не быть тупым обывателем, чья «хата с краю». Желания самому писать историю своего будущего согласно своим представлениям о прекрасном, своей мечте – не дожидаясь, пока это сделает начальство или кто-то посторонний.
Собственно, так и рождаются нации.
Общество, состоящее из таких реальных и не сказочных граждан автоматически определит место для «элитарного хама» из бизнес-класса – сами понимаете где.
И вот такое прямолинейное обращение к миллионам сограждан у «Экипажа» получилось.
Читайте также:
Андрей Смирнов. Задачи, удачи и неудачи реформ Ивана Грозного: что об этом нужно знать
Иван Зацарин. Встреча, которая их напугала: к 71-летию рукопожатия на Эльбе
Клим Жуков, Дмитрий Пучков. О становлении Киевской Руси
Иван Зацарин. Почему они с нами. К 101-й годовщине геноцида
Иван Зацарин. Хитрый план, который сработал. К 87-летию первой пятилетки
Александр Шубин. Ленин и деньги: бухгалтерия Октябрьской революции
Иван Зацарин. Россия, которую они распилили. К 98-летию Закавказской федерации
Егор Яковлев, Дмитрий Пучков. От войны до войны. Часть 4: о борьбе с Англией за Константинополь
Андрей Сорокин. Деньпобедное обострение. Как нам доказывают, что мы проиграли войну
Михаил Борисёнок. Что и немцу хорошо: малоизвестный очерк о дорогах и людях России середины XIX века
Иван Зацарин. Поднебесная сотня. К 27-летию Тянаньмэнь
Валентин Жаронкин. Советская национальная политика: как мы побывали в будущем. Нет в русской истории «трудных вопросов», часть 11
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Оборона Севастополя. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Подвиг крепости Осовец. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Гумбинненское сражение. Памятные даты военной истории России