Как правильно заглядывать в будущее. К годовщине освобождения Одессы
10 апреля 1944 г., войска 3-го Украинского фронта освободили Одессу.
Сегодня город-герой Одесса находится в юрисдикции государства, которое рассказывает себе и всем, кому может присесть на уши, что оно враг России и ведёт с ней войну. Для большей убедительности данное государство бомбит свои города и сжигает заживо своих граждан.
Но бывало и похуже. Однажды у нас был настоящий враг. Сильный и жестокий. Не в телевизоре, а в жизни. Он убивал наших людей, бомбил и захватывал наши города – не ради дешёвого форсу мелкоуголовного, а на самом деле. Потом мы этого врага со своей земли погнали, свои города освободили и отстроили заново.
И поэтому сегодня у всех одесситов самый главный праздник – День освобождения своего города. Если описывать эту историю сухим языком военных сводок, то получится как-то буднично: оборона, отступление, оккупация, освобождение. Одна история из сотен.
Но Одесса называлась бы как-то по-другому, если бы и в этой будничной истории не отличилась – соорудив такую впечатляющую и поучительную быль, которая не нуждается ни в каких художественных фантазиях и высоком пафосе.
Чтобы понять, о чём эта быль-легенда, ответьте, уважаемые читатели, не заглядывая в справочники, а только с помощью эрудиции и логики на один простенький вопрос:
– Когда была написана знаменитая песня Леонида Утёсова – искрящаяся фирменной одесской жизнерадостностью и победным торжеством?
Вот эта:
Леонид Утёсов. «Одессит Мишка» (слова В. Дыховичного, музыка М Валоваца).
А мы пока продолжим рассказ об освобождении Одессы.
***
Строго говоря, освобождение Одессы стало хоть и самым ярким, но всё-таки эпизодом Днепровско-Карпатской стратегической наступательной операции 3-го Украинского фронта под командованием генерала армии Р. Малиновского. Как раз тогда Красная Армия разгромила немецко-румынскую группировку между Южным Бугом и Днестром, очистила от врага юго-западное побережье Чёрного моря и вышла к границе СССР.
Освобождение собственно Одессы началось вечером 9 апреля, когда наши передовые части вошли в северные кварталы города. За ночь при помощи местных партизан в ходе короткого штурма вышибли не успевших сбежать врагов. И к утру 10 апреля Одесса была уже свободна от надоедливых и непрошеных «новых хозяев».
Но знаменитая песня Утёсова, ярко описывающая вступление в Одессу «усталого батальона», появилась не тогда.
***
А до этого с 5 августа до 16 октября 1941 года была 73-дневная оборона Одессы, когда Приморская армия генерал-лейтенанта Г. Софронова и потом генерал-майора И. Петрова при поддержке Черноморского флота сдерживала десятикратно превосходящие немецко-румынские силы и умудрялась даже контратаковать.
Впрочем, «десятикратное превосходство противника» – это только над кадровой Красной Армией.
А теперь главное: целых 73 дня грозная группа армий «Юг» спотыкалась об упрямство одесского ополчения – портовых грузчиков и очкариков со скрипочками, лавочников и эстрадных хохмачей, женского оборонительного батальона; подростков и стариков, которые («где вы видели еврея с лопатой», да?) построили три оборонительных рубежа общей протяжённостью 250 км; рабочих и инженеров, которые в считанные дни перепрофилировали 20 совсем мирных заводов города (других в Одессе не имелось) на выпуск военной продукции.
30 сентября Верховное Главнокомандование решило войска из Одессы эвакуировать – в помощь Севастополю. К решению Верховного Главнокомандования одесситы отнеслись с должным почтением и пониманием. Но продержались ещё до 16 октября. И только тогда изрядно поредевшие румынские вояки, нервно оглядываюсь на каждый шорох, рискнули войти в оставленный город.
***
Вот тогда-то, осенью-зимой 1941 года, и появилась песня Утёсова.
Та, самая, где поётся об освобождении Одессы.
Бдительные инстанции, кстати, поначалу даже растерялись – мол, уместно ли такое?
Ещё не закончилась толком битва за Москву.
Ещё впереди были детские смерти в блокадном Ленинграде.
Ещё впереди были катастрофы 1942-го и отступление до Волги.
Ещё только предстояло вгрызаться в каждый камень сталинградских руин.
Мы всё ещё были в шаге от поражения.
Но победный «шелест развёрнутых знамён» уже видели в неизбежном будущем. Он уже был воспет одесситом Утёсовым. И бдительным инстанциям с этим будущим пришлось смириться.
***
Чему учит нас эта легендарная быль?
Тому, что гражданское общество – это не то, которое взывает в фейсбуках и на митингах. Гражданское общество – это то, которое само отвечает за свою страну, не дожидаясь, пока за него всё сделает кто-нибудь, пока оно само «квалифицированно потребляет товары и услуги» и придирчиво выбирает между баварским и жигулёвским.
Тому, что узнать будущее очень просто. Его не нужно угадывать, прикладывая к каким-нибудь «объективным флуктуациям конъюнктуры» типа количества танков у Гитлера или курса заморского доллара. Его нужно назначить и сделать – как одесситы, Утёсов, его Мишка и остальной советский народ.
Читайте также:
Иван Зацарин. Евросоюз: начало. К 78-летию аншлюса Австрии с Третьим Рейхом
Андрей Смирнов. Политический и культурный выбор Александра Невского: что об этом нужно знать
Виктор Мараховский, Иван Зацарин. Распломбированный вагон. К 99-летию выезда Ленина в Россию
Олег Кропотов. Россия в XVI веке: как начиналась современность
Валентин Жаронкин. Об оценке триумфальных пятилеток. Нет в русской истории «трудных вопросов»: часть 10
Виктор Мараховский, Иван Зацарин. Как точно узнать, чей Крым. К годовщинам завоевания и освобождения полуострова
Владимир Путятин. Сараевский выстрел Гаврилы Принципа: сербские националисты и русский царь ни при чём
Виктор Мараховский, Иван Зацарин. ГУЛАГ для чайников. К 86-й годовщине «Положения о лагерях»
Андрей Сорокин. Памятка для Европы: чем полезны русские солдаты на постаментах
Виктор Мараховский, Иван Зацарин. Европейская идея. К 92-летию прихода к власти фашистов
Новое
Видео
Что отражает история
В мини-лекции историк Григорий Герасимов рассказывает о том, как создается образ прошлого историком, где он находится и что отражает.
Древнерусские земли в период политической раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество
Лекция посвящена начальному этапу Удельного периода русской истории или по иному определяемому периоду как периоду политической раздробленности Руси до нашествия Батыя. Дана характеристика наиболее значимых древнерусских государств начала XII - начала XIII вв. - Галицко-Волынской земли, Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской республики. Подчеркнуто стремление первых двух к объединению вокруг себя распавшегося древнерусского пространства. Основная часть лекции посвящена истории Владимиро-Суздальского княжества в начале XII - начале XIII вв. Дан экскурс в историю освоения восточными славянами из племен вятичей и радимичей Волго-Окского междуречья. Показан хозяйственный и социально-политический подъем Суздальской земли во второй половине XI в., а также роль князя Владимира Мономаха в этом подъеме. Проанализировано также значение натиска кочевников половцев на Южную Русь для подъема древнерусского Северо-Востока. В лекции проанализированы особенности социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества, в частности, зарождение предпосылок для становления здесь в будущем вотчинного уклада социокультурной системы. Рассмотрены внешняя и внутренняя политика князей Юрия Долгорукого (1125/1132-1157), Андрея Боголюбского (1157-1174), Всеволода Большое Гнездо (1156-1212) и его преемников князей Константина Всеволодовича (1216-1218) и Юрия Всеволодовича (1218-1237). Рассмотрена история обретения иконы Владимирской Богоматери, создания основных архитектурных памятников Суздальской земли - Успенского и Дмитровского соборов во Владимире, Покровской церкви на Нерли, княжеских резиденций в Кидекше и в Боголюбове. Дана история перемещения столиц земли: из Ростова Великого в Суздаль при Юрии Долгоруком и из Суздаля во Владимир на Клязьме при Андрее Боголюбском.