Как появились чаевые?

Извечная проблема порой одолевает граждан: платить или не платить и сколько платить официанту? Тем не менее этот ритуал прочно вошел в обиход в сфере обслуживания и лишь немного различается в зависимости от места и ситуации.
Первые упоминания о чаевых можно найти еще в XIV веке в одной из немецких хроник. В те далекие времена естественным и, наверное, единственным источником воды в немецких городках были колодцы. Они являлись общей собственностью, пользоваться ими мог каждый и бесплатно. Предприимчивые люди типа Остапа Бендера жили во все времена, и возле колодца всегда дежурил кто-то, готовый помочь за небольшую плату донести вам тяжелые ведра с водой до дома. Эта оплата получила название trinkgeld, в дословном переводе – «питьевые деньги». Еще не чаевые, но уже близко…
Б.М. Кустодиев. Половой
Есть другая версия, связанная уже с Англией. Около 1688 года Эдвард Ллойд открыл кофейню в Лондоне. Там собирались капитаны, за чашкой кофе они могли не только беседовать – здесь же оформлялись страховые полисы на суда и грузы. Именно в этой кофейне появились специальные латунные контейнеры, в которые можно было положить пожертвования для официантов, а надпись на контейнерах гласила «Страховка проворства». Это было придумано для того, чтобы добиться расторопности персонала при обслуживании клиентов. Подобные взносы полностью соответствуют тому, что мы сегодня называем «чаевые».
Третья версия, тоже английская, гласит следующее. Из-за высокой стоимости чая он изначально был привилегией высшего общества. Его представители любили проводить послеобеденное время в особых «чайных садах» (tea gardens). Там под музыку и танцы проводилась чайная церемония, а на столиках стояли маленькие коробочки с надписью «для обеспечения быстрого обслуживания». Чтобы получить горячий чай как можно быстрее, нужно было бросить в коробку монетку.
Есть исторические источники, которые относят первые чаевые к еще более ранним временам: они якобы помогали… облегчить собственную смерть. Хочешь уйти из жизни менее болезненно – заплати палачу, и попадешь в мир иной быстро и без лишних мук. Насколько этот сервис действительно был полезен и приятен, нам, живущим сегодня, оценить довольно сложно…
Новое
Видео
Николай I. «Палкин» или последний рыцарь на троне?
Николай I. «Палкин» или последний рыцарь на троне?
Великое переселение народов и славянская колонизация Восточно-Европейской равнины
В лекции дана общая картина эпохи Великого переселения народов. Подняты причины этого явления, его этапы, характерные черты, итоги и значение. Дана характеристика как европейским народам (германцам, славянам), участвовавшим в Великом переселении, так и азиатским кочевым союзам племен (гуннам, аварам и другим тюркским племенам), которые степным коридором прорывались из восточных степей на европейское пространство и вместе с европейскими "варварами" стали разрушителями античного мира. В лекции названы наиболее значительные вожди "варварского мира" - Одоакр, Теодорих, Аттила. Поднимаются вопросы о зарождении новых варварских королевств на землях бывшей Римской империи и за ее пределами. Особое внимание уделяется отличиям эпохи великого переселения народов в романно-германской истории и истории восточных славян, т.к. это существенный момент, определивший многие особенности последующей русской истории. Наиболее важными отличиями явилось отсутствие античного наследства на территориях, осваиваемых восточными славянами, и более суровый природно-климатический фактор. Все это задержало социально-экономическое развитие восточного славянства в сравнении с германо-романскими народами в эпоху Средневековья. В лекции поднята также проблема происхождения славян, в частности указано на расхождение выводов лингвистов и археологов относительно времени отделения праславян от древнеевропейского сообщества и формирования славянства как самостоятельного народа. Славяне представлены как земледельческий народ, однако степень развития земледелия у разных восточнославянских племен была разной. Более совершенные технологии земледелия (перелог, пашенное земледелие) распространились на юге восточнославянского мира в Поднепровье, и на его базе здесь быстрее шел процесс разложения первобытного строя. В более северных районах господствовало подсечно-огневое земледелие, что обусловило и сохранение там первобытного родового строя. Дана картина колонизации восточнославянскими племенами Восточно-европейской равнины: от лесостепи Среднего Поднепровья до северных озер, от Карпатских гор до Волго-Окского междуречья. Славяне ассимилируют значительную часть угро-финского и летто-литовского населения Восточно-европейской равнины, делают своими данниками периферийные угро-финские племена. В то же время ряд восточнославянских племен (поляне, северяне, вятичи) оказываются в даннической зависимости от Хазарского каганата, большого государства, расположенного на торговых путях в Прикаспийской степи. Славянская колонизация на Верхней Волге сталкивается со встречным движением тюркской колонизации из района Волжской Булгарии. С севера "из-за моря" в районы, колонизуемые восточными славянами, начинают проникать скандинавские воины-купцы варяги, открывающие Великий Волжский торговый путь и путь "Из варяг в греки", которые связывают европейские народы и государства с богатым и развитым Востоком. Варяги становятся деятельными участниками восточнославянской истории, в которой сам торговый путь "Из варяг в греки" начинает играть огромную роль, стимулируя образование центров консолидации восточнославянских племен.
Восточный фронт. Великое отступление (видеоблог Петра Романова)
Восточный фронт. Великое отступление (видеоблог Петра Романова)