En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Как поддерживать мир на Кавказе. К годовщине побега Хаджи-Мурата

04.05.2017


В этот же день в 1991 году:
принята декларация
«О восстановлении независимости Латвийской Республики»

4 мая 1852 года Хаджи-Мурат перебил охрану и ушёл в горы. Спустя сутки он был убит.

27 апреля 2017 года «Левада-центр» опубликовал данные социологического исследования относительно доверия россиян российским политикам. С 4% голосов опрошенных в него вошёл Рамзан Кадыров. Вроде и немного, однако этот результат позволил Кадырову войти в десятку политиков, которым россияне доверяют больше всего. На фоне периодических попыток разыграть националистическую и антикавказскую карты такие данные социологии внушают осторожный оптимизм.

Сегодня, когда мы справляем 165-ю годовщину в общем печального события, стоит поговорить о том, что как раз такие личности (на нашей стороне) – залог спокойствия на Кавказе.

Яблоко раздора

С 1863 года Аварское ханство (территория сегодняшнего Дагестана) стало частью России. Это положило конец почти сорокалетней борьбе, не говоря уж о том, что первые попытки (причём как раз со стороны аварских ханов) перейти под высокую руку русского царя фиксируются ещё началом XVII века. Но всегда находились причины, этому мешавшие. Так было и в XIX столетии. Хаджи-Мурат был одной из таких причин.

Сам он был не ханского рода, однако рос и воспитывался вместе с детьми ханов. Впрочем, обстоятельства сложились так, что Хаджи-Мурату пришлось занять место аварских ханов: события на Кавказе в первой половине XIX века весьма напоминают нынешний Ближний Восток. Сегодня исламистское квазигосударство ИГИЛ стремится поглотить Ливию, Сирию, Ирак с тем, чтобы создать на их месте халифат. Полтора века назад на Кавказе нечто подобное стремился проделать Северо-Кавказский имамат (известен также как имамат Шамиля – хотя такое название значительно упрощает события).

Имамат боролся не только за подчинение себе всего Кавказа, но и с проникновением и укреплением на эти территории русских. Дело в том, что идеологией имамата был мюридизм – течение в суфийском исламе. Сравнивать его влияние с ваххабизмом, который пришёл на Северный Кавказ в конце XX века было бы большой натяжкой, хотя некоторые цели обоих течений совпадают: противостояние России, объединение Кавказа в единое теократическое государство, основанное на шариате (взамен адата – традиционного права горских народов). Если бы не это важное обстоятельство, вызывавшее понятное неприятие у кавказских народов, возможно имамат бы и состоялся.

К началу 1830-х Аварское ханство было в числе немногих непокорных имамату территорий. В 1834 году оно ненадолго перешло под его власть: имам Гамзат-бек пригласил аварских ханов на переговоры, во время которых почти все они были убиты. Но и сам он после этого прожил недолго – был убит в результате заговора, в котором принимал участие и Хаджи-Мурат. Именно он после этого в течение нескольких лет был фактическим правителем Аварии.

К Шамилю и обратно

В это время лица, ответственные за российскую политику на Кавказе допустили ошибку, затянувшую войну на добрых 10-15 лет. В конце 1830-х правителем ханства был назначен Ахмед-хан, немедленно схватившийся с Хаджи-Муратом за власть. В конце концов, в 1840 году Хаджи Мурат был арестован, бежал и переметнулся к Шамилю – новому лидеру имамата. Нужно понимать, насколько это решение было непростым для Хаджи-Мурата – примерно как если бы крымский хан Девлет I Гирей поссорился с османским султаном и пришёл проситься в вассалы к Ивану Грозному, которому перед этим сжёг Москву.

У Шамиля Хаджи-Мурат снова стал правителем Аварии – её наибом. Более того, он стал правой рукой Шамиля, талантливым организатором набегов. Прежде авторитет Хаджи-Мурата позволял ему быть правителем Аварии и не обращать внимание на ханов, назначаемых Россией. После перехода на сторону Шамиля Авария, уже практически попавшая под влияние России, превратилась в постоянную головную боль.

Эта катавасия вполне могла бы длиться и дальше и сильно осложнить России Крымскую войну, если бы не случай. Из-за конфликта с Шамилем Хаджи-Мурат в 1851 году переметнулся обратно. Впрочем, уже в мае 1852-го он бежал из-под стражи – не то подозревая русских, которых он 10 лет изводил партизанской войной, в не совсем хороших намерениях на свой счёт, не то желая освободить семью, которую Шамиль держал в плену. Побег и бой стали последними для Хаджи-Мурата, он погиб в неравной схватке.

Война с имаматом меж тем продолжалась, однако без Хаджи-Мурата военные успехи Шамиля стали значительно скромнее. А после окончания Крымской войны, когда Россия наконец смогла заняться Кавказом вплотную, Шамиль и вовсе вынужден был сдаться (1859). Ещё лет пять после этого на Кавказе постреливали, однако в целом война закончилась. Аварское ханство вошло в состав России, ханов, князей и прочую знать инкорпорировали в состав российской элиты. Даже Шамиль мирно доживал свои дни в Калуге и Киеве – под конец жизни получил разрешение поехать в хадж, и во время поездки скончался.

Выводы

Что ж, когда-нибудь жизнь на Кавказе станет иной, более похожей на жизнь остальной России. Но не скоро и в этом смысле вот эти предания 165-летней давности для нас столь же актуальны, как и текущая новостная повестка. А значит, побуждают к выводам.

1. Формула «Кто не хочет мириться с Хаджи-Муратом, будет мириться с Шамилем» до сих пор работает. И тот факт, что именно Шамиль вошёл в историю в позитивном ключе (чего стоит хотя бы танковая колонна «Шамиль» во время Отечественной войны), хотя по факту более лоялен России был как раз Хаджи-Мурат, имеет известный назидательный смысл.

2. Прошлое всегда живёт в настоящем. На смену Северо-Кавказскому имамату пришёл Кавказский эмират. До тех пор, пока спрос на шариат на Кавказе существует, единственный эффективный способ борьбы с его сторонниками – поддержание исторически сложившихся социальных институтов.

3. На Кавказе мало иметь союзников, эти союзники должны иметь авторитет. Без этого присутствие на Кавказе – кровь и война на долгие годы.

Теги:
История абсолютизмаИстория белого движенияИстория народов РоссииСоциальная история
4195

Поделиться

Соцсети

Новое

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Смотри видео Брусиловский прорыв.

Видео

Памятные даты военной истории России

Кунерсдорфское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва при Халхин-Голе. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте