En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Как не угодить мировым державам. К годовщине договора о дружбе с Германией

28.09.2016

28 сентября 1939 года был подписан договор о дружбе и границе с Германией.

Иосиф Давыдович Кобзон своим недавним высказыванием о Крыме напомнил нам всем смысл понятия «государственные интересы»: решение может повлечь финансовые потери, осуждение. Однако государство поступает так не потому, что так выгодно, а потому, что правильно.

Сегодня, когда мы справляем 77-ю годовщину такого невероятного с позиций сегодняшнего дня соглашения, стоит поговорить о том, что государственные интересы – это то, что представляют для России полезным и правильным в Москве. А не в любой другой столице.

23 августа и 28 сентября

Договор от 28 сентября по большому счёту является продолжением (или следствием) пакта Молотова-Риббентропа от 23 августа того же года, а потому известен и демонизирован значительно менее, чем его предшественник. Между тем, казалось бы, всё должно быть наоборот.

В августе 1939 года пакт был подписан с главой МИД агрессивной, однако ещё не воюющей Германии (если не считать войной ультимативное поглощение Австрии и части Чехословакии). Через месяц с небольшим те же Молотов и Риббентроп подписали договор, в котором:

1. Утвердили новую советско-германскую границу и зафиксировали установление суверенитета над бывшими территориями Польши: «Правительство СССР и Германское правительство после распада бывшего Польского государства рассматривают исключительно как свою задачу восстановить мир и порядок на этой территории и обеспечить народам, живущим там, мирное существование, соответствующее их национальным особенностям… устанавливают в качестве границы между обоюдными государственными интересами на территории бывшего Польского государства линию, которая нанесена на прилагаемую при сем карту и более подробно будет описана в дополнительном протоколе».

2. Договорились о порядке обмена переселенцами.

3. Договорились о недопущении «...на своих территориях никакой польской агитации, которая действует на территорию другой страны».

4. Достигли соглашения о включении Литвы в сферу интересов СССР: «...территория Литовского государства включается в сферу интересов СССР, так как с другой стороны Люблинское воеводство и части Варшавского воеводства включаются в сферу интересов Германии».

Главное, что отличает второй договор от первого: он заключён с государством, находящимся в состоянии войны с другими европейскими державами (Великобритания, Франция) с начала сентября 1939 года и объявленном ими агрессором. Но начать всё же следует с Польши.

Не совсем раздел

Оба вышеупомянутых договора (пакт от 23 августа и договор о дружбе и границе) в польской историографии рассматриваются как раздел Польши между СССР и Германией и неофициально называются «пятым разделом» (до этого три раздела в конце XVIII века и Венский конгресс 1815 года). Постепенно слово «раздел» обосновалось и в отечественной публицистике, хотя основания для этого притянуты за уши. Так, если отторжение Бессарабии Румынией СССР не признал и в нужный момент подтвердил своё непризнание действием (возврат Бессарабии в 1940 году), то вопрос спорных территорий между СССР и Польшей регулировал Рижский договор (1921), согласно которому стороны обязывались не вести враждебной деятельности в отношении друг друга. Сами поляки его не слишком усердно исполняли, однако дело не в этом.

А дело в том, что к 17 сентября Польша фактически перестала существовать как субъект международного права, а его правительство, едва узнав о приходе Красной армии, уже тем же вечером перешло польско-румынскую границу. Поэтому т.н. Польский поход РККА лишь зафиксировал новую политическую реальность. Тем более, что последующее соглашение Майского-Сикорского (заключено между правительством СССР и правительством Польши в изгнании; отменяло договор от 28.09.1939 в части, касающейся Польши, восстанавливало дипломатические отношения между СССР и Польшей, оговаривало порядок создания и комплектования армии из граждан Польши, интернированных в СССР после сентября 1939 года) показало, что СССР не является противником польской государственности.

Литва

Об упомянутом в договоре прибалтийском векторе ещё за пять лет до него исчерпывающе высказался Карл Радек: «Созданные Антантой балтийские государства, которые выполняли функцию кордона или плацдарма против нас, сегодня являются для нас важнейшей стеной защиты с Запада».

Тем забавнее, что именно СССР всю вторую половину 1930-х пытался как-то устроить будущность «Балтийской Антанты», последовательно предлагая систему коллективной безопасности (гарантирующую защиту этому самому кордону/плацдарму) Польше, Германии, Франции. По разным причинам, и тем не менее: уже к концу лета 1939 года было очевидно, что или Прибалтика становится зоной влияния СССР, или отходит Третьему Рейху. Польша, как было выше указано, перестала что-либо кому-либо гарантировать ещё 17 сентября, а Франция не слишком торопилась выполнить свои союзнические обязательства. Где уж надеяться на её заступничество в отношении Литвы и её соседей.

Зачем нам «договор с агрессором»

Тут и вовсе просто. Все довоенные усилия дипломатии Великобритании и Франции, по сути, сводились к тому, чтобы заставить нас взять на себя труд умиротворения Германии. Однако ни в довоенной реальности, ни в конце сентября 1939 года не существовало Германии как абсолютного зла и её безусловно праведных оппонентов. То есть не совсем понятно, зачем бы Советский Союз решил помогать одним капиталистам забороть других капиталистов.

К тому же сама германо-польская война рассматривалась не как новая страница в истории Европы, а как продолжение и пересмотр результатов разборок Первой мировой. Из которой, напомним, Россия вышла, объявив, что участие в войне более не соответствует нашим государственным интересам. Равно им не соответствуют и представления европейских держав о том, как мы должны поступать в европейских делах. Хотя в них же нам отводится роль неравноправного партнёра и расходного материала.

В этих двух предложениях – итог примерно десяти лет попыток включить СССР в мир Версаля и на условиях Версаля.

Однако СССР всё больше интересовался не интересами Версаля, а интересами СССР.

Как раз они-то и являются ключевым моментом не только для понимания сути обоих соглашений, заключённых с Германией в 1939 году, но и для их бесчисленных трактовок, наросших как полипы на дне корабля за 77 лет.

***

Больше и дольше всего Россию критикуют за те политические шаги, которые на 100% отвечают её государственным интересам. А сопровождающая эту критику пышная риторика – только полипы. 

Теги:
История абсолютизмаИстория белого движенияГосударственные, политические, социальные институтыИстория народов РоссииИстория цивилизацийСоциальная история
4958

Поделиться

Соцсети

Новое

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Гумбинненское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Первое взятие Берлина. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Победа у мыса Тендра. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте